Математический брэйн-ринг для учащихся 9-х классов

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Это командная игра, в ходе проведения которой учащиеся смогут не только продемонстрировать свои знания по предмету, но и узнать новые факты, расширить свой математический кругозор. Ребятам предстоит ответить как на простые вопросы, так и на вопросы, в которых идёт речь о не очень известных или вообще дня них неизвестных, но интересных фактах, проявить при этом смекалку, интуицию, высказать догадки и проверить их правильность, узнав верный ответ.

Цели проведения игры

  • Предоставить ребятам возможность продемонстрировать свои знания, находчивость, смекалку.
  • Способствовать повышению интереса к математике и расширению математического кругозора учащихся.
  • Помочь в воспитании таких качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, стремление к победе.

Описание хода игры

В игре принимают участие 3-4 команды девятиклассников, в каждую из которых входит 6 учеников. Каждая команда сидит за отдельным столом. На каждый стол необходимо положить комплект из четырёх карточек, на которых крупно написаны буквы A, B, C, D.

Игру проводит ведущий, жюри учитывает ответы и подводит результаты. Игра состоит из трёх туров.

Первый тур. Ответы на вопросы

Ведущий задаёт командам вопросы и предлагает четыре варианта ответа на каждый вопрос (ответы пронумерованы буквами A, B, C, D). Командам даётся примерно 30 секунд для обсуждения ответа, после чего, по сигналу ведущего, представители каждой команды поднимают одновременно карточки с буквой, соответствующей, по мнению команды, правильному ответу. За каждый верный ответ команда получает на свой счёт 1 балл. Количество вопросов, задаваемых в первом туре, может варьироваться организаторами игры в зависимости от времени, отводящегося для её проведения, и уровня подготовленности команд.

Вопросы для первого тура игры (правильные ответы подчёркнуты)

  1. 1015 - это:
    1. Триллион
    2. Октиллион
    3. Квадриллион
    4. Квинтиллион
  2. Назовите фамилию математика, который впервые ввёл прямоугольную систему координат на плоскости
    1. Евклид
    2. Декарт
    3. Галуа
    4. Лобачевский
  3. Кто в своих работах стал обозначать число, выражающее отношение длины окружности к её диаметру, греческой буквой ?, после чего это обозначение стало общепринятым?
    1. Пифагор
    2. Фалес
    3. Леонард Эйлер
    4. Карл Гаусс
  4. В каком треугольнике все высоты пересекаются в одной из его вершин?
    1. Тупоугольный
    2. Равнобедренный
    3. Равносторонний
    4. Прямоугольный
  5. Кто из этих учёных не является древнегреческим математиком?
    1. Фалес
    2. Пифагор
    3. Ферма
    4. Эратосфен
  6. Какое из этих чисел, записанных римскими цифрами, самое большое?
    1. XC
    2. LXX
    3. XL
    4. XIX
  7. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?
    1. А.П.Чехов
    2. И.А.Гончаров
    3. И.С.Тургенев
    4. А.С.Грибоедов
  8. Какое из перечисленных ниже имён принадлежит известному французскому математику?
    1. Вий
    2. Вийон
    3. Вольтер
    4. Виет
  9. Что не является названием кривой?
    1. Гипербола
    2. Кардиоида
    3. Метафора
    4. Трактриса
  10. Укажите верное высказывание
    1. "Пифагор был знаком с Евклидом"
    2. "Ньютон и Эйнштейн переписывались"
    3. "Ломоносов читал труды Лобачевского"
    4. "Эйлер жил в Петербурге"
  11. Чьим именем названа теорема, с помощью которой мы можем делить отрезок на любое количество равных частей?
    1. Архимед
    2. Пифагор
    3. Евклид
    4. Фалес
  12. В каком из этих утверждений допущена ошибка:
    1. "Наименьшее натуральное число - 0"
    2. "Наименьшего целого числа не существует"
    3. "- рациональное число"
    4. " - иррациональное число"
  13. Кому принадлежат слова: "Математику уже потому изучать следует, что она ум в порядок приводит"?
    1. Петр I
    2. М.Ломоносов
    3. С.Ковалевская
    4. А.Пушкин
  14. Какой угол образуют минутная и часовая стрелки в 13 часов 30 минут?
    1. 70 градусов
    2. 150 градусов
    3. 110 градусов
    4. 135 градусов
  15. Слово "трапеция" произошло от греческого слова "трапезион". Что греки называли этим словом?
    1. Столик
    2. Скамейку
    3. Тумбу
    4. Печь
  16. Какое слово в русском языке означало сотню сотен и использовалось также вместо слов "очень много"?
    1. Тьма
    2. Уйма
    3. Легион
    4. Колода
  17. Как называется умышленно ложное умозаключение, имеющее видимость правильного, и содержащее замаскированную ошибку?
    1. Теорема
    2. Тавтология
    3. Софизм
    4. Парадокс
  18. Как называется международный математический конкурс-игра?
    1. Крокодил
    2. Кенгуру
    3. Зебра
    4. Пеликан
  19. Дюжина - это сколько?
    1. 6
    2. 10
    3. 12
    4. 13
  20. Какая из этих фигур не является плоской?
    1. Окружность
    2. Эллипс
    3. Круг
    4. Шар
  21. В какой стране родилась игра "Кенгуру"?
    1. США
    2. Австралия
    3. Франция
    4. Россия
  22. Какое наибольшее число точек пересечения могут иметь четыре прямые?
    1. Две
    2. Четыре
    3. Шесть
    4. Восемь
  23. Слово "математика" произошло от греческого слова, которое в переводе означает
    1. Наука
    2. Искусство
    3. Пространство
    4. Множество
  24. Какое из этих понятий не относится к математике?
    1. Индукция
    2. Инверсия
    3. Инъекция
    4. Инфекция
  25. Кто из этих математиков первым установил размеры земного шара
    1. Эратосфен
    2. Галилей
    3. Архимед
    4. Коперник
  26. Какая из этих единиц длины равна приблизительно 0,9 метра?
    1. Миля
    2. Дюйм
    3. Фут
    4. Ярд
  27. Что не является единицей измерения углов?
    1. Радиан
    2. Градус
    3. Час
    4. Секунда
  28. Какая из этих функций не является линейной?
    1. у = 2х + 3
    2. у = -5х
    3. у =
    4. у =
  29. Сколько диагоналей у пятиугольника?
    1. Три
    2. Четыре
    3. Пять
    4. Ни одной
  30. Как называется отрезок, соединяющий любые две точки окружности?
    1. Хорда
    2. Радиус
    3. Диаметр
    4. Дуга
  31. Какое из этих чисел не является простым?
    1. 117
    2. 101
    3. 19
    4. 47
  32. Как называется геометрическое тело, похожее на бублик?
    1. Эллипсоид
    2. Обруч
    3. Тор
    4. Икосаэдр
  33. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?
    1. 8 часов
    2. 10 часов
    3. 12 часов
    4. 16 часов
  34. Если в прямоугольном треугольнике катет в два раза меньше гипотенузы, то один из углов этого треугольника имеет величину
    1. 45o
    2. 60o
    3. 70o
    4. 100o
  35. Какой из этих четырёхугольников не имеет оси симметрии?
    1. Ромб
    2. Параллелограмм
    3. Квадрат
    4. Равнобедренная трапеция
  36. Какой длины получится линия, если кубический километр разрезать на кубические метры и выложить их в одну длину?
    1. 1 миллиард метров
    2. 1 миллион метров
    3. 3 миллиона метров
    4. 3 тысячи метров
  37. Слово "конус" произошло от греческого слова "конос". Что греки называли этим словом?
    1. Чашка
    2. Ложка
    3. Шляпа
    4. Шишка
  38. Математика, как самостоятельная наука, возникла в Древней Греции. Когда это произошло?
    1. 10 век до нашей эры
    2. 6-5 века до нашей эры
    3. 2 век до нашей эры
    4. 1-2 века нашей эры

Второй тур. Конкурс капитанов

В этом туре соревнуются капитаны команд. Им предлагается выполнить два задания.

Задание №1. Вычислить устно значение выражения 982 - 4. Капитан, который первым даёт верный ответ, приносит своей команде 2 балла.

Решение: 982 - 4 = 982 - 22 = (98 + 2)(98 - 2) = 100 x 96 = 9600

Задание №2. Мини-игра "О ком идёт речь?"

Капитаны команд должны угадать, о каком известном математике идёт речь. Для этого капитанам даются подсказки. Если кто-то из капитанов догадывается после первой подсказки, то он получает 5 баллов, после второй подсказки - 4 балла, после третьей - 3 балла и так далее. Важное условие - если кто-то из капитанов даёт после подсказки неверный ответ, то из дальнейшего соревнования он выбывает (т.е. каждый участник мини-игры имеет право на один вариант ответа).

  • Подсказка №1. Этот учёный жил в 6 веке до нашей эры. (5 баллов)
  • Подсказка №2. Он родился на острове Самос в Эгейском море (4 балла)
  • Подсказка №3. Основал строго закрытое сообщество своих последователей (3 балла)
  • Подсказка №4. Ему принадлежит высказывание "Всё есть число". Он впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные (2 балла)
  • Подсказка №5. Его именем названа теорема о сторонах прямоугольного треугольника (1 балл).

Правильный ответ - Пифагор

Третий тур. Расположи по порядку

В завершающем туре игры командам предлагается расположить в указанном порядке названные величины. Команды передают письменные ответы на каждое задание в жюри, которое оценивает их правильность. За каждый верный ответ команда получает 2 балла.

Вопросы для третьего тура игры

  1. Расположите эти числа в порядке убывания количества их делителей
    1. 21
    2. 12
    3. 43
    4. 16
  2. Ответ: B, D, A, C

  3. Расположите эти числа в порядке возрастания
    1. Октиллион
    2. Триллион
    3. Миллиард
    4. Квадриллион
  4. Ответ: C, B, D, A

  5. Расположите эти римские числа в порядке убывания
    1. M
    2. X
    3. L
    4. C
  6. Ответ: A, D, C, B

  7. Расположите эти старинные русские единицы измерения длины в порядке возрастания
    1. Пядь
    2. Аршин
    3. Сажень
    4. Локоть
  8. Ответ: A, D, B, C

  9. Расположите эти величины в порядке возрастания:
    1. Количество взмахов крыльев пчелы за 1 минуту
    2. Количество слов, которое может сказать человек за 1 минуту
    3. Количество ударов сердца человека за 1 минуту
    4. Количество ударов сердца мыши за 1 минуту
  10. Ответ: С, В, D, А

  11. Расположите эти числа в порядке возрастания
    1. ()3
    2. (-3)7
    3. Число ?
    4. 0,74
  12. Ответ: В, D, С, А

  13. Расположите этих математиков в хронологическом порядке по времени их проживания
    1. Р. Декарт
    2. Н. Лобачевский
    3. Пифагор
    4. Архимед
  14. Ответ: С, D, А, В

 В конце игры жюри подводит итоги, командам вручаются грамоты и призы.