Цели урока:
- Развивать умения учащихся составлять пошаговый алгоритм умножения многозначных чисел на однозначные
- Учить использовать чертёж при решении задачи
- Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание
- Совершенствовать коммуникативно-речевые умения
- Расширить знания детей о воздухоплавании
- Воспитывать чувство гордости за свою малую родину и людей, которые живут рядом
- Воспитывать позитивное отношение к уроку математики
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран
- Дифференцированные задания
- Карточки для индивидуальной работы
- Свеча и лист с заранее написанными словами
Ход урока
1. Организационный момент. Интрига урока.
- Вы считаете, что это обыкновенная бумага? (ответы детей)
- Но посвящённые в эту тайну люди знали, что с ней делать.
(опыт: лист нагревается над пламенем свечи и на нём проступают слова ОТКРОЙ ТАЙНУ)
- Что здесь волшебное: бумага, свеча или жидкость?
У жидкости есть обычные свойства: белый цвет, она жирнее воды, даёт нам её корова.
- И сегодня в нашем классе тоже будут твориться чудеса - чудеса открытий. А чтобы наш труд был плодотворным, перечислите качества, которые будут мешать сегодня нам на уроке творить чудеса и добиваться успеха.
СЛАЙД 2 (появляются слова:
вера в успех любопытство равнодушие страх вдохновение интерес к учению плохое настроение фантазия)
Идёт обсуждение, затем на слайде лишние слова исчезают.)
- Как вы думаете, смог бы человек совершать открытия, если бы у него не было фантазии? (ответы детей)
- Кто считает себя самым правдивым человеком на земле, но при этом здорово придумывает свои рассказы и обижается, когда ему не верят?
СЛАЙД 3 (изображение Мюнхаузена)
- Давайте проведём игру "Верю - не верю"Я называю фразу, а вы ставите + или -
2. Математический диктант
СЛАЙД 4
- Верите ли вы, что 720:10=72
- Верите ли вы, что в 1т -10 кг
- Верите ли вы, что самое большое трёхзначное число-999
- Верите ли вы, что в треугольнике могут быть 2 прямых угла
- Верите ли вы, что 1т железа равна 1т пуха
- Верите ли вы, что 60 больше 30 в 3 раза
- Верите ли вы, что в 1кв.м. содержится 10дм
- Какая дорожка ответов у вас получилась? Если верно, то цвет дорожки изменится.
(обсуждение ошибок в вопросах)
- Наша дорожка выявила тему нашего урока: Закрепление.
СЛАЙД 5
3. Сообщение темы и целей урока.
- А что можно на таком уроке повторить?(ответы детей)
- Для чего стоит что-то закреплять, повторять?(ответы детей)
- Будем закреплять и разгадывать секреты вычислений, наблюдать, делать выбор.
СЛАЙД - облака
- Полёт:Что может быть лучше? Человек мечтал о полётах давно. Вспомните легенду о Дедале и Икаре.
- Или фантазии нашего Мюнхаузена-полёт на Луну.
- Или наши фантазии из книги "Книга юных мюнхаузенов"(показ книги)
- И вот:Франция. Жозеф Монгольфье курит на балконе. Смотрит на город и вдруг:застывает на месте. Смотрит как заворожённый на клубы дыма, которые выходят из топившихся печей парижан. Его осеняет: а что если: Он срывается с места, берёт ножницы, клей, солому, бумагу, шёлк и что-то мастерит. В его трудах ему помогает брат.
СЛАЙД 7 (фото братьев)
- Что же они мастерят? Узнаем, выполнив графический диктант.
СЛАЙД 8 - доска
4. Графический диктант.
- Две клетки вправо.
- Две клетки по диагонали вниз вправо.
- Две клетки вниз.
- Две клетки по диагонали влево вниз.
- Две клетки влево.
- Две клетки по диагонали вверх влево.
- Две клетки вверх.
- Две клетки по диагонали вверх вправо.
- Что получилось?
- Верно, воздушный шар. Только у нашего чего-то не хватает. Чего? Придумайте свою конструкцию корзины. Нарисуйте.
- А вот шар братьев Монгольфье. (появляется для сравнения на слайде)
- Аппарат изобретён, но сможет ли он переносить человека? Ставится опыт с животными.
5. Устная работа.
СЛАЙД 9
(устно вычисляются все выражения)
СЛАЙД 10
- Перед вами животные. Какие числа не встречались у нас в ответах?
(исчезновение лишних животных по щелчку)
- Именно первыми воздухоплавателями стали: петух, баран и утка. А вечером того же дня утка и петух были поданы как жаркое на стол короля, а барана наградили медалью "НЕБОЛЁТ"
СЛАЙД - небо
- А какое практическое применение могло быть у воздушного шара?
(разведка в Первую Мировую войну, защита от самолётов в Великую Отечественную войну, поиск и сопровождение судов, Менделеев изучал затмение солнца, метеослужбы)
(Отдельной группе детей выдаются по желанию индивидуальные карточки )
- Решите задачу, если возможно.
СЛАЙД 12
1) В корзину аэростата вмещается 4 человека. Какова общая масса людей в корзине?
- Чего не хватает?
- А если в среднем масса одного взрослого равна 80 кг, то?
2) На 4 шара требуется 8000 метров шёлка и 20000 метров шнура. Сколько ткани идёт на 1 шар?
- Что лишнее? Почему? Измените вопрос так, чтобы для решения нам потребовались все данные задачи.
СЛАЙД 13
- Один дирижабль может за раз перевезти 30 т груза, а другой - 40 т.
- Что обозначают данные выражения?(30?2, 40?3, 30+40, (30+40)?5)
СЛАЙД 14
6. Работа над задачей.
- В 1948 году женская команда установила рекорд. Продолжительность полёта составила 42 часа. А в 1950 году в 2 раза больше.
- Какие вопросы можно поставить к этому условию?
(несколько вариантов ответов - несколько человек решают задачи у доски, а остальные ребята по выбору ту задачу, ответ на которую они хотят получить)
СЛАЙД 15-16
- С 1996 года Чемпионат России по воздухоплаванию проводится в нашем городе. И всю неделю наш город украшается яркими красивыми шарами.
- Приготовьтесь следить за одним из них.
7. Физкультминутка.
СЛАЙД-физкультминутка
8. Закрепление материала.
- Приготовимся поднять наши аэростаты -комментируем вычисления выражений.
СЛАЙД 20-24 (появляется задание)
- Комментируем выражения, оформляем записи в тетради, проверяем.
СЛАЙД 25
- Проблемная ситуация. А как правильно записать столбиком такое выражение: 1310?3?
(обсуждение вариантов)
СЛАЙД 26 - город с высоты полёта
- Так выглядит наш город с высоты птичьего полёта. Здорово?
СЛАЙД 27
- Полёт на шаре может быть опасным. Одна из проблем - деревья.
- На какой же высоте нам необходимо лететь, чтобы не зацепиться за деревья? Какое дерево самое высокое? Значит, чтобы ответить на вопрос, высоту какого дерева нужно узнать?
(комментирование решения задачи с места)
СЛАЙД 28
- Сейчас воздухоплавание - это спорт. И нам очень приятно, что в нашем городе живёт трёхкратный чемпион России по воздухоплаванию - Сергей Виноградов.
- Давайте и мы поучаствуем в соревнованиях. Какое место на пьедестале вы хотите занять, задание той ступени и выбираете.
9. Самостоятельная работа. (у детей дифференцированные задания. Приложение 1)
СЛАЙД 29 - самостоятельная работа
10. Итог урока.
- Что за секреты вы для себя открыли на уроке?
- Какие задания вам понравились?
11. Самооценка.
СЛАЙД 30
- Выберите для себя цвет того кружка, с утверждением которого вы согласны.
СЛАЙД 31
Релаксация.