Методика обучения истории

Разделы: История и обществознание


Слайд 2. Презентация

Методика обучение истории, как уже говорилось, – это сложный процесс, включающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты: цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность школьников, результаты обучения.

Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность организации педагогического процесса проверяется полученными результатами образования, воспитания и развития

Слайд 3

Закономерности процесса школьного обучения истории.

1. Цели обучения (намечаемые результаты образования, воспитания и развития, направленные на формирование личности):

  • Содержание обучения (система знаний, умений - навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям).
  • Возрастные особенностии познавательные возможности учащихся.

2. Организация обучения истории (формы, методы, методические приемы и средства работы учителя и учащихся).

3. Результаты обучения (действительный уровень образования, воспитания и развития учащихся).

Слайд 4

Содержание – обязательный компонент процесса обучения. Исторически обусловленная перестройка целей меняет и содержание обучения. Развитие истории, педагогики и психологии, методики также влияет на содержание преподавания, на его объем и глубину. Так, в преподавании истории в современных условиях преобладает цивилизационный подход вместо формационного, много внимания уделяется историческим личностям. Педагог учит детей уметь разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки поступков людей и т.д.

Одной из задач является раскрытие методических условий успешного решения в единстве основных целей воспитания, образования и развития при обучении истории.

Слайд 5

Разрабатывая систему обучения истории, моя методика решает ряд практических вопросов: а) какие цели (намечаемые результаты нужно и можно ставить перед обучением истории?; б) чему учить? (структура и отбор материала); в) какая учебная деятельность школьников необходима?; г) какие виды учебных пособий и какое их методическое построение способствует достижению оптимальных результатов в обучении?; д) как преподавать?; е) как учитывать результат обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования?; ж) какие межпредметные связи устанавливаются в обучении?

Слайд 6

Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, коллизии; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.

Слайд 7

Так, на уроке в 7-м классе по теме “Начало Реформации в Западной Европе (XVI в.)” учитель, опираясь на знания учащихся о роли католической церкви в жизни средневековой Европы, раскрывает вместе с учениками причины Реформации и ее сущность. Ученики сами пытаются ответить на вопрос: что такое реформация? Высказывают свои суждения и приходят к выводу самостоятельно. Понятие реформации связано с реформами, преобразованиями, изменениями, речь идет о реформировании чего-то. В ходе урока семиклассники выясняют, что и почему подвергалось преобразованиям. Чтобы ответить на эти вопросы, они работают с учебными текстам.В текстах помещены отрывки произведений Э. Роттердамского, Т. Мора,Г. Сакса и др. В ходе обсуждения текстов дети сами формулируют определение явления, выясняют его причины. Выясняя, когда и как началась Реформация, работая с картой, мысленно переносясь в Германию XVI в., Семиклассники строят вместе с учителем логическую цепочку М. Лютер —> лютеранство —> лютеранская церковь. В заключение урока учитель организует работус учебником, просит найти ответы на три вопроса: 1) может ли индульгенция спасти человека? 2) что является единственным источником для христианского вероучения? 3) нужны ли церкви пышные обряды? Учащиеся на уроке развивающего обучения процесс познания идет от ученика. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Учитель меняет характер заданий, стремится пробудить детей к мыслительным действиям. На уроке идет интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, включением ориентировочно-исследовательской реакцией, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, за счет пропедевтических домашних заданий.

Слайд 8

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, – для таких уроков истории характерна гибкая система. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Таким образом, вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности овладел школьник в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Слайд 9

Моя методическая система предполагает следующее

1. Использование новейших достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательнойдеятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств обучения.

9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Слайд 10

Каждый урок истории направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной, групповой деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет, мастерство проведения урока.

Слайд 11

Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности и т.д.; внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Слайд 12

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проведение учебных занятий на “опережающем” уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

Слайд13

Важнейшими категориями методики обучения истории являются задачи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти проблемы находят отражение в уроке. Важной проблемой, которую приходится решать теоретику и практику, является определение типа уроков.

Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу – группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся.

Слайд 14

В современных условиях я стремятся к разработке новых форм проведения учебных занятий, стараются выйти за рамки шаблона, поэтому во многом согласна с профессором О.С. Гребенюк о необходимости использовать нестандартные урок.и:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, устный журнал.

4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча” и др.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый совет и т.д.

Слайд 15

Каждый урок имеет свою структуру Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе неосуществляться на данном уроке. Разрабатывая конкретное занятие, я помню, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. Приёмы изучения фактического материала: образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической наглядности; ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процессе игры активно оппонируют друг другу.

Например, одиннадцать из двенадцати уроков второго раздела программы для 6-го класса первого концентра “Классическое средневековье в Европе” взаимосвязаны идеей развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому все уроки темы “Европейское общество в классическом средневековье” (4 ч.) лучше начинать с опроса. В11-м классе уроки по теме “Россия в годы Гражданской войны и интервенции” посвящены ходу военных действий, и каждый из них начинается с проверки усвоения материала предыдущего урока, так как новый урок раскрывает последующий ход событий.

Приёмы повышения качества знаний учащихся
на уроках истории и обществознания

Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Я представлю приёмы, применяемые в методике модульного (блочного) обучения.

Слайд 16

Приёмы изучения теоретического материала:

  • объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура, предпосылки феодальной раздробленности).
  • рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставиться вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.

Слайд 17

Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях). Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.

Слайд18

Приёмы изучения хронологии:

  • основные даты связанные с главными фактами, например, первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380);
  • опорные даты способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 опорными будут 1382 (поход Тохтамыша), 1389 (начало правления Василия I);
  • “лента времени” способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших классах) обратный счёт лет (до н.э.). Например, 72 г. до н.э. восстание Спартака и 1861 г. отмена крепостного права в России.

Слайд 19

  • хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1497,1550,1581,1649 – закрепощение крестьян;
  • календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий. Например, 1700, 1703, 1709, 1714, 1720, 1721 – основные события петровской эпохи;
  • синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории.

Например,

Европа Россия
1648 1653
Предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания Начало реформы патриарха Никона

Слайд 20-21

Приёмы работы с документом.

Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа.

Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа.

Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Например: миф о Тесее, гордиев узел, “Вот тебе бабушка и Юрьев день!”, песнь о Роланде) дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.

Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.

Слайд 22

Приёмы использования художественной литературы.

Литературные источники - произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий. Эти источники способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано. Например, отрывки из книга “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева, “Путь русского офицера” А.И.Деникина, “Тихий Дон” М.А.Шолохова.

Историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Например, “Илиада” и “Одиссея” Гомера.

Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, осмелюсь сказать, цементирует изученный материал.

Вообще, цитирование художественного произведения всегда у учащихся формирует яркий образ прошлого.

Слайд 23-24

Приёмы использования исторической карты.

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.

Слайд 25

Приёмы обучения по опорным сигналам.

опорные сигналы в графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал. Опорными сигналами (ОС), подчёркиваю, можно пользоваться, когда ученики получили знания по новой теме. Например, ОС по теме “Крестьянская война под предводительством Степана Разина”.

Слайд 26-27

Приёмы проверки знаний и умений учащихся: письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов). Например:

Таблица. Сравнение политики Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.

  Юрий Долгорукий Андрей Боголюбский
1. Главная политическая цель Киевский престол; независимость собственного княжества Укрепление Владимиро-Суздальской государственности; уничтожение Киева; единовластное правление
2. Тип освоения земель Захват соседних княжеств; Создание новых городов и поселений Укрепление городов княжества; грандиозное строительство во Владимире
3. Социальная опора Суздальские бояре, своя дружина; Растущие городские сословия новых городов, верхушки купечества и ремесленников Опора на город, городские сословия; роспуск старой дружины отца, удаление от престолов братьев
4. Направление внешней политики Войны с Волжской Булгарией, противоборство с Новгородом Походы на Киев, войны с Волжской Булгарией

Слайд 28-29

Устные: беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование, ответ по цепочке (повторение и закрепление терминов и понятий проводится в форме игры “Морской бой”: класс делится на три группы, по количеству рядов парт. Ученики называют свои корабли, используя свои знания из истории морских сражений, выбирают капитанов. По команде капитана начинается морское сражение (экипаж корабля стреляет по противнику т.е. задаёт вопрос). Стрельба считается меткой, если противник не ответил на вопрос. Ученик не ответивший на вопрос выбывает из сражения. Побеждает корабль сохранивший больше членов экипажа.

Игра пользуется у учащихся большой популярностью, принимается с энтузиазмом, особенно в 5-8 классах.

Слайд 30