Окружающий мир и трудовое воспитание являются обязательными компонентами развития базовых способностей ребёнка, важнейшими средствами формирования культуры межличностных отношений, как утверждают современные Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения является трудовое воспитание. Дошкольный возраст–золотое время для ознакомления с трудом взрослых и воспитания уважения к нему. Четвертый год школа № 43 работает над подготовкой к школе детей 5-7 лет, не посещающих детский сад. Наряду с другими задачами педагогический коллектив нашей школы реализует проблему ранней профориентации предшкольников. При знакомстве воспитанников с профессиями людей педагоги использовали все средства, информировали воспитанников о многообразии мира профессий на рынке труда: наиболее распространенными в нашей местности, престижными, опасными и редкими профессиями, которые выбираются по зову сердца.
Стартом нашей работы по ранней профориентации предшкольников в этом учебном году стало знаменательное событие для всех россиян - Всероссийская перепись населения. Предшкольники побывали на настоящем переписном участке № 4, где заведующий и инструкторы рассказали о значении и необходимости Всероссийской переписи населения и о работе переписчиков. Ребятишки с удовольствием рассматривали атрибуты переписчиков, примеряли на себя синенькие портфели и шарфики, отвечали на вопросы инструкторов и заведующего.
На следующий день в “Маленькой стране” (так ласково называются группы предшкольного образования (ГПО)) прошла “перепись” её жителей. Началось игровое занятие с путешествия на “волшебном паровозике”.
При последующей беседе дети уточнили название нашей страны вспомнили названия российских городов и нашего города, а также выяснили, почему перепись называется Всероссийской.
В нашей “Маленькой стране” находятся “города”: “Умники и умницы”, “Весёлые человечки”, “Почемучки” и “Любознайки”. Дети разделились на команды по названиям “городов”, которые отличались по цвету эмблем у детей на груди. Эмблемы соответствовали символу “Всероссийской переписи - 2010”. На всех этапах проведения игрового занятия ставилась воспитательная цель – создание эмоционального настроя у детей - дошкольников.
В каждом городе “Маленькой страны был создан “настоящий” переписной участок, где дети ответили на важные вопросы: “Что такое перепись населения? Для чего нужна в России перепись населения? Вспомнили, как называется редкая профессия человека, который ведёт перепись? Какими качествами должен обладать переписчик, выполняя свою работу. Дети отвечали, что он должен быть умным, вежливым, грамотным и приветливым. Звучали ответы детей: “Перепись населения нужна для того, чтобы люди в Росси жили хорошо”, “Перепись населения - это пересчёт людей, чтобы узнать, сколько в России живёт мужчин и женщин”.
Когда в группу вошли “переписчики” - воспитанники этих же групп, восторгу детей не было предела. Синий шарф с символикой, портфель, “пакет документов” и фонарик со свистком педагоги позаимствовали у переписчиков переписного участка. На протяжении всего игрового занятия, в основе мотивации решалась дидактическая задача – уточнение и расширение словарного запаса у детей и закрепление в речи новых слов.
В ходе занятия “жители городов” помогли каждому “переписчику” собрать нужные вещи в портфель. Портфели были собраны и началось в “городах” “Маленькой страны” самое интересное! Переписчики отправились переписывать “жителей” “Маленькой страны”. И про вежливые слова не забыли: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания. “Переписчики” аккуратно и внимательно ставили крестики на своих “переписных” листах. “Теперь точно узнаем, сколько мальчиков и девочек “живёт” в “Маленькой стране”” - шутили родители.
Потрудились все на славу. “Волшебный паровозик” помог детям добраться до “поляны”, где “жители городов” “Маленькой страны” закружились под весёлую песню в “Хороводе дружбы”, под весёлую музыку поиграли с воздушными шарами, с участием гостей и родителей воспитанников.
В ходе игрового занятия воспитанникам предшкольного образования была дана возможность глубже воспринять явления окружающей действительности. Огромное удовольствие дети получили, пытаясь решать общечеловеческие ситуации вместе. Согласно Программе воспитания и обучения предшкольников, личностный, жизненно важный смысл дети приобретают только в жизненной практике, конкретной деятельности и общении. В процессе совместной деятельности позиция детей изменится по отношению к той или иной профессии взрослого человека.
Воспитатель – творческая личность. Использование в повседневной жизни детей игровых и интригующих моментов помогает мне решить одни и те же задачи разными путями. Педагог должен помочь ребёнку ощутить свою значимость, стремление к настоящему “трудному” делу, в процессе которого начинают ярче раскрываться склонности, способности, умения и стремления ребёнка.