Цели:
- содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;
- способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей, формированию доверительных отношений между родителями и учителем; показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению.
Задачи:
изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;- расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
- развивать творческие способности;
- оказать семье информационную помощь;
- выявить самую читающую семью.
Участники: учащиеся класса, родители учащихся, учитель, библиотекарь (некоторые конкурсы проводят родители учащихся).
Ход мероприятия
Музыкальное сопровождение урока
1. Организационная часть.
Участники конкурса входят в класс и рассаживаются по командам за столы (Презентация, слайд 1).
Вступительное слово учителя. Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей класса
Тема заседания семейного клуба "Папа, мама, я - читающая семья" (слайд 2).
Ребята, когда вы еще были маленькими и не умели сами читать, родители читали вам вслух сказки, стихи, потешки. Они первыми познакомили вас с волшебным миром книг.
В этом году вы заканчиваете третий класс. Каждый из вас научился хорошо читать, самостоятельно прочитал много интересных книг, у вас появились любимые герои книг, на которых вы хотели бы быть похожими, любимые писатели.
1.
Не наяву и не во сне,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.
2.
В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Учитель. (слайд 3). Русская народная пословица гласит: "Кто много читает, тот много знает". И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем людей.
Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, вдумчиво, бережно.
3.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
4.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить,
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
5.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить!
6.
Прочтешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
Библиотекарь.
(слайд 4). Не только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того именно семья является колыбелью величайших чувств - любви, взаимопонимания и ответственности. В России традиции семейного чтения имеют очень глубокие корни. В каждой стране свои национальные традиции человеческих взаимоотношений. У нас же всегда собирались вокруг самовара, пол абажуром и непременно с книгой. Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: "Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир". Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские "почему". (слайд 5)Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И "Айболита" сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный - тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
Учитель: Сегодня мы проводим конкурс между семейными командами. Мы узнаем, насколько хорошо вы знаете произведения, кто из вас самый внимательный и кто у нас в классе является самым лучшим читателем.
Давайте познакомимся с нашими семьями-участницами.
В игре принимают участие: семья Капраловых, семья Южаловых, семья Чухниных, семья Андриановых.
Конкурс будет оценивать компетентное жюри в составе: Матвеева И.Г., Романовская М.В., Вагин А.Г. Оценивается каждый конкурс в 5 баллов (Приложение 1).
1 конкурс. "Визитная карточка семьи". (слайд 6)
Каждая семья расскажет о себе и попробует доказать, что она самая читающая. Семьи рассказывают о своих любимых книгах, авторах, темах чтения. Показывают презентации. Семьи выходят с книгами
Учитель. Наши участники рассказали нам о своих любимых книгах, о любимых писателях.
2 конкурс. (слайд 40). "Узнай писателя - сказочника" (команды пишут на листах, портреты - на доске: А.С.Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, К.И.Чуковский, С. Михалков, Алексей Толстой, П.П. Бажов, Шарль Перро, П.П.Ершов
- Внимание на доску. Тут представлены портреты известных писателей.
- Молодцы! Справились с этим заданием. С произведениями этих писателей мы еще сегодня встретимся.
- Когда вы еще не умели читать, ваши родители, бабушки, дедушки читали вам сказки. Наверно, сказки были первыми книгами, которые вы прочли самостоятельно. Следующий конкурс покажет, как хорошо вы знаете сказки.
3 Конкурс. Литературная викторина для детей и родителей
(слайд 42)Вопросы для детей
(родители помогают):- Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
- Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
- Кто поранил Барбоса из сказки "Доктор Айболит"? (Курица)
- Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке "Волк и лиса"? (хвостом)
- Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? ("Ребята, давайте жить дружно!")
- Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
- Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
- Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
Вопросы для родителей
:- Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
- Как звали двух братьев - собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
- Какой месяц был самый молодой в сказке "Двенадцать месяцев"? (Январь)
- В чем была сила Черномора? (В бороде)
- Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай ("Вечность")
- На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
- На сколько перевел часы принц в сказке "Золушка"? (На час назад)
- Сколько щелчков проиграл поп в сказке А.С. Пушкина? (Три)
Пока жюри подсчитывает результаты литературной викторины, мы продолжаем.
Следующий конкурс проводит Семенко Оксана Владимировна.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
- Из какой книги эти слова? ( А.С. Пушкин, "Сказка о золотом петушке")
4 конкурс. "Почти буриме". (слайд 43)
Учитель. Этот конкурс посвящен сказкам А. Пушкина. Ведь сказки Пушкина - первые сказки, которые читают вам папы, мамы, бабушки, дедушки. Я называю окончание стихотворных строк, написанных поэтом, а ваша задача в течение 1 минуты вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты, назвать фамилии авторов. Например, "года, семнадцать, тогда, заниматься".
Ответ:
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Задания написаны на листочках (Приложение 2). Команды берут один.
Пока команды готовятся, узнаем, кто из зрителей больше читал сказок. Задание: назвать героя и сказку. (загадки в Приложении 3)
Учитель. Давайте проверим, что получилось у наших участников.
Мы вспомнили произведения великого А.Пушкина.
У каждого из вас дома есть книги. Человек не может жить не развиваясь, не узнавая каждый день что-нибудь новое. И все это он получает из книг. Как скучен мир без них. Посмотрите у нас стоит пустая выставка. Давайте поставим на нее книги Пушкина.
- А сейчас поинтересуемся, какие книги любят читать ваши папы и мамы.( вопрос родителям)
- Что вы сейчас предпочитаете читать? Какие жанры вы любите?
- Когда они были маленькими им тоже читали сказки, а сейчас многие из них увлекаются фантастическими и приключенческими произведениями. Сейчас мы проверим хорошо ли они знают такие произведения.
5 конкурс (для родителей). "Герой- невидимка". (слайд 44). Этот конкурс проведет Беднова Ольга Николаевна: Каждой команде по очереди зачитывается характеристика и описание поступков действующего лица книги; через 3 секунды вы должны назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.
1) "Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво - дивное, усовершенствовал диковинку заморскую - подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало"
Автор книги говорил: "Там, где стоит имя этого героя, надо читать - "русский народ". О т в е т: Левша. Н.Лесков. "Левша"
2) "Странное плавающее существо: получеловек - полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище". О т в е т: Ихтиандр - Морской Дьявол. А.Беляев. "Человек - амфибия".
3) "Молодой человек 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в семнадцатом веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, сообразительности". О т в е т: Д. Артаньян. А.Дюма. "Три мушкетера".
4) "Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была ": вся сплошь черная как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел бы встать ей поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у неё сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха:". О т в е т: Багира. Р.Киплинг. "Маугли".
Показ книг.
- Давайте и эти книги поставим. Может быть уже кто-нибудь читал эти книги? Встреча с ними еще у вас впереди.
6 конкурс. Стук в дверь, входит Почтальон Печкин. (слайд 46)
- Узнали меня. Из какой я книжки? (Э. Успенский, "Дядя Федор, пес и кот")
- У нас на почте недавно открылось бюро находок. Мы здесь храним вещи, оставленные посетителями. Я решил навести порядок и отдать вещи их владельцам. Да совсем запутался. Может быть вы мне поможете?
Печкин показывает 4 корзинки, в них:
1 - горошина, скорлупка грецкого ореха, бумажный кораблик (Андерсен "Дюймовочка", "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик""
2 - тыква, красная шапочка, сапог (Перро "Золушка", "Красная шапочка", "Кот в сапогах")
3 - мочалка, телефон, монетка (утюг) (Чуковский "Мойдодыр", "Телефон", "Муха-цокотуха")
4 - стрела, яйцо, колобок (р.н.с. "Царевна лягушка", "Курочка Ряба", "Рукавичка")
- Ай спасибо, ай да молодцы! Побегу вещи разносить.
Библиотекарь. Давайте добавим к нашим книгам сборники русских народных сказок и сказки зарубежных авторов (т.о., в течении всего мероприятия идет заполнение выставки книгами).
7 конкурс - "Театральный". (слайд 47).
Библиотекарь. А сейчас мы подошли к самому интересному конкурсу. Домашним заданием была инсценировка литературного произведения.
Учитель: Пока участники готовятся предлагаем конкурс для зрителей "Угадай сказку" (слайд 48).
В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:
- Бутылочка с надписью "Выпей меня", кролик, розы, Чешырский кот, девочка - "Приключения Алисы в стране чудес";
- Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой - "Заюшкина избушка";
- Стая уток, облака, лягушка, прутик - "Лягушка путешественница";
- Надпись "Посторонним "В"", пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб - "Винни-Пух и все-всве-все:"
- Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба - "Дюймовочка";
- Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица - "Сказка о рыбаке и золотой рыбке".
Учитель. Спасибо. Молодцы. Пока жюри подводит итоги. Слово предоставляется библиотекарю.
Библиотекарь. Я рада, что вы любите читать книги. Посмотрите, как много книг появилось на нашей выставке. Одни вы уже прочитали, встреча с другими только предстоит. Я хочу тоже порекомендовать вам прочитать книги (рассказ о новых книгах). Относиться к книгам нужно бережно. А не так как один из героев басни Ильиной "Две книжки".
Сценка "Две книжки" (Приложение 4)
Подведение итогов. Награждения. (слайд 56)
Учитель: Уважаемые родители и дети. Закончился наш конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день наших семей будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.
Ну вот, друзья!
Пора прощанья так быстро подошла!
Мы говорим всем - до свидания!
До новых встреч!
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались
С хорошим настроением,
Чтобы вы не расставались!
В работе много творческих побед,
В семейной жизни мира и покоя.
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит.
Учитель. Пусть эти памятки помогут вам в этом путешествии (родителям выдается Памятка. Приложение 5).
Литература.
- Бесова М., Познавательные игры для младших школьников, Ярославль, 2004
- Бесова М.А., Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2000
- Волкова В. Учимся играя, Москва, новая школа, 1994
- Михайлова М., Детские праздники. Ярославль, Академия развития, 1997
- Мищенкова Л.. Калейдоскоп творческих дел для начальной школы, Ярославль 2005
- Сахипова З. Читаем детям, Ленинград, Просвещение, 1987
- Сухин И. Книга затей, М. 2004