Числа от 1 до 20. 1-й класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Оборудование:

  1. Учебник “Математика” для 1 класса, ч. 1. авт. Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.
  2. Тетрадь на печатной основе авт. Е.Э.Кочурова.
  3. Карточки с числовыми выражениями для работы на доске.
  4. Индивидуальные карточки с цифрами.
  5. Прямоугольники белой бумаги.
  6. Ноутбук.
  7. Проектор.
  8. Экран.

Цели:

  1. Закрепить представление учащихся о первых двадцати числах натурального ряда.
  2. Формировать умение сравнивать числа второго десятка на основе десятичного состава.
  3. Развивать произвольность учебных действий ученика.
  4. Развивать умение выполнять учебные действия на основе известной инструкции.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.
  6. Воспитывать интерес к изучению математики.

Этапы урока:

1. Организация начала урока:

Презентация.

Слайд 1.

Слайд 2.

Учитель: – Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Ученики: – Считать от 1 до 20.
Учитель: – Почему вы так думаете? Докажите свой ответ.
Ученики: – Думаем так, потому что видим разные числа на слайде.
Учитель: – С помощью чего мы с вами записываем числа?
Ученики: – С помощью цифр.
Учитель: – Какие цифры вы знаете?
Ученики: – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Учитель: – А какая ещё нам известна цифра, которая нужна для записи числа 10?
Ученики: – Цифра 0.
Учитель: – Молодцы, ребята. Итак, тема сегодняшнего урока “Числа от 1 до 20”.

2. Повторение.

Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка.

Учитель: – Посмотрите на верхнюю часть слайда. Какие числа мы видим?
Ученики: – 5, 1, 8, 6, 3.
Учитель: – Это числа какого десятка?
Ученики: – Первого десятка.
Учитель: – Все ли числа первого десятка здесь представлены?
Ученики: – Нет, не все.
Учитель: – Каких чисел не хватает? Покажите.

(Ученики показывают карточки.)

Учитель: – Назовите недостающие числа. Давайте проверим.

Слайд 3.

3. Основной этап. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Откройте учебник на уроке 35. Давайте с вами рассмотрим № 1.

Учитель: – Посмотрите на строчку чисел. Это числа какого десятка?
Ученики: – Второго десятка.
Учитель: – Все ли числа второго десятка здесь представлены?
Ученики: – Нет, не все.
Учитель: – Каких чисел не хватает? Покажите.

(Ученики показывают карточки.)

Учитель: – Назовите недостающие числа.
Ученики: – 13, 16.
Учитель: – Посчитайте по порядку, начиная с 20 до 10.

(Ученики хором считают.)

Учитель: – Давайте назовём каждое число (десятичный состав). Я начинаю называть, а вы показываете нужную карточку и мы тут же проверяем правильность выполненного задания:

Слайд 4.

– 19 это 10 и …(9)
– 18 это 10 и …(8)
– 17 это 10 и … (7)
– 16 это 10 и … (6)
– 15 это 10 и … (5)
– 14 это 10 и … (4)
– 13 это 10 и … (3)
– 12 это 10 и … (2)
– 11 это 10 и … (1)

Действия с числами.

Учитель: – Рассмотрите № 2 в учебнике. Здесь изображена схема.

– Какого цвета линии изображены

Ученики: – Красная, синяя, зелёная линии.
Учитель: – Покажите, какие числа на синей линии слева направо

(Ученики показывают карточки 15, 11, 16, 12.)

Учитель: – Давайте проверим.

Слайд 5.

Учитель: – Какие линии проходят через точку 15?
Ученики: – Красная, синяя, зелёная линии.
Учитель: – Через какие числа проходят две линии? Покажите числа , начиная с крайнего левого числа.

(Ученики показывают карточки 12, 13, 14, 16.)

Учитель: – Давайте проверим.

Слайд 5.

Упорядочивание чисел и записей (числовых выражений).

Учитель: – Рассмотрите № 3 в учебнике. Сравните записи. Чем похожи записи?
Ученики: – Первое число у них 10.
Учитель: – Чем отличаются записи?
Ученики: – Вторым числом.
Учитель: – Давайте на доске выложим числовые выражения по порядку, начиная с записи 10 + 1.

(Ученики по одному выходят и прикрепляют нужную запись на доску, остальные учащиеся проверяют правильность.)

Работа в тройках:

Учитель: – Рассмотрите № 4 в учебнике. В каждой таблице должны быть числа от 11 до 19. Каких чисел нет? Подумайте.

Задание: У каждого на парте лежат прямоугольники, в углу которых написаны числа от 1 до 3. Работаем в тройках, обсуждаем все квадраты. Те, у кого написано число 1, должны записать недостающее число первого квадрата, у кого 2 – число для второго квадрата, у кого 3 – число для третьего квадрата. Работаем.

Слайд 6.

Учитель: – Давайте проверим. Покажите число для первого квадрата.

(Ученики показывают карточку с числом 19.)

Учитель: – Покажите число для второго квадрата

(Ученики показывают карточку с числом 14.)

Учитель: – Покажите число для третьего квадрата.

(Ученики показывают карточку с числом 15.)

Сравнение числа элементов двух множеств.

Учитель: – Рассмотрите № 5 в учебнике. Охарактеризуйте каждое множество.
Учитель: – Кто изображён на картинке?
Ученики: – На картинке изображены жуки и осы.
Учитель: – Сколько жуков? Покажите.

(Ученики показывают карточку с числом 5.)

Учитель: – Сколько ос? Покажите.

(Ученики показывают карточку с числом 8.)

Учитель: – Верно или неверно? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Учитель: – Жуков на 3 меньше, чем ос
Ученики: – Верно, потому что ос столько же но без 3.
Учитель: – Ос на три больше, чем жуков
Ученики: – Верно, потому что ос столько же и ещё 3.
Учитель: – Жуков на два больше, чем ос
Ученики: – Неверно, потому что жуков меньше, чем ос.

Психофизпауза.

Учитель: – У нас сейчас за окном осень. Пасмурная погода, идёт дождь, на улице уныло, грустно. А я хочу вас пригласить в солнечный яркий день на луг, где много цветов, жучков, паучков, бабочек, ос. Но прежде, чем мы туда попадём, напомните мне, как нужно вести себя на лугу? Что нельзя делать?
Ученики: – Нельзя рвать цветы, ловить насекомых, громко кричать…
Учитель: – Хорошо. Итак, мы идём. Встали у своих парт. Выполняем упражнения под стихи:

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг.
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
К небу ручки потянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели.

Работа в тетради.

Установление соответствия между буквой и числом клеток, составляющим эту букву.

Учитель: – Откройте тетради, рассмотрите задание № 1.

– Кто может назвать буквы, которые написаны на клетках?

Ученики: – Это буквы О, Р, П, С
Учитель: – Какие из этих букв мы знаем?
Ученики: – Букву О.

– Сколько звуков она обозначает? (Один )
– Какой это звук? Назовите. (Гласный звук [о] )
– Посчитайте, сколько клеток занимает каждая буква.

Обозначьте количество клеток числом внизу под буквой. (14, 12, 13, 12.)

Слайд 7.

Самопроверка.

– Назовите буквы в порядке увеличения числа клеток.

(Р, С, П, О или Р, С, П, О )

Учитель: – Посмотрите на задание в тетради № 2. Нам нужно дополнить записи, т. е. вписать числа в окошки. Давайте вместе выполним задания первого столбика.

(Учащиеся говорят, какое число нужно вписать и объясняют почему. Например: 10 + .. = 11 нужно вписать число 1, потому что 11 это 10 и 1.)

Самостоятельная работа.

Задание: выполните самостоятельно 2 и 3 столбики.

Слайд 8.

Самопроверка.

Учитель: – Рассмотрите задание № 3 в тетради. У вас записаны двузначные числа. Вам нужно записать их на клетках в порядке уменьшения.

– С какого числа мы начнём записывать? (С числа 20 )

Работа в парах. Проверка выполненного задания соседом по парте.

Возьмите красный карандаш и если всё верно, поставьте +, если нет поставьте – .

Слайд 9.

Учитель: – В задании № 4 в наших тетрадях художник зашифровал свой рисунок.

Чтобы увидеть, что нарисовал художник, нужно решить примеры и закрасить каждый фрагмент в соответствии с полученным результатом. Для этого нам нужно составить алгоритм действий, т. е. план работы.

– Как вы думаете, как нам нужно действовать?

(ученики предлагают план работы:

  1. решить все примеры, записать значение всех выражений, раскрасить
  2. решить один пример – закрасить, решить второй пример – закрасить и т.д. )

– Выполняем задание самостоятельно в соответствии с выбранным для себя планом

(Один из двух.)

Слайд 10. Самопроверка.

4. Итог урока.

Учитель: – Ребята, вы сегодня молодцы, все старались, выполняли разнообразные виды заданий, работали самостоятельно, в парах, в группе.

Учились проверять правильность выполнения своей работы и работы своего товарища.

– А чем ещё вы сегодня занимались на уроке?

(Считали от 1 до 20 , сравнивали числа второго десятка, учились действовать по плану.)

– Сегодня все хорошо поработали. Молодцы. А лучше всех сегодня были… Оценка учащихся.

Приложение 1.