Оборудование:
- Учебник “Математика” для 1 класса, ч. 1. авт. Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.
- Тетрадь на печатной основе авт. Е.Э.Кочурова.
- Карточки с числовыми выражениями для работы на доске.
- Индивидуальные карточки с цифрами.
- Прямоугольники белой бумаги.
- Ноутбук.
- Проектор.
- Экран.
Цели:
- Закрепить представление учащихся о первых двадцати числах натурального ряда.
- Формировать умение сравнивать числа второго десятка на основе десятичного состава.
- Развивать произвольность учебных действий ученика.
- Развивать умение выполнять учебные действия на основе известной инструкции.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать интерес к изучению математики.
Этапы урока:
1. Организация начала урока:
Слайд 1.
Слайд 2.
Учитель: – Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Ученики: – Считать от 1 до 20.
Учитель: – Почему вы так думаете? Докажите свой ответ.
Ученики: – Думаем так, потому что видим разные числа на слайде.
Учитель: – С помощью чего мы с вами записываем числа?
Ученики: – С помощью цифр.
Учитель: – Какие цифры вы знаете?
Ученики: – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Учитель: – А какая ещё нам известна цифра, которая нужна для
записи числа 10?
Ученики: – Цифра 0.
Учитель: – Молодцы, ребята. Итак, тема сегодняшнего урока “Числа от 1 до
20”.
2. Повторение.
Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка.
Учитель: – Посмотрите на верхнюю часть слайда. Какие числа мы видим?
Ученики: – 5, 1, 8, 6, 3.
Учитель: – Это числа какого десятка?
Ученики: – Первого десятка.
Учитель: – Все ли числа первого десятка здесь представлены?
Ученики: – Нет, не все.
Учитель: – Каких чисел не хватает? Покажите.
(Ученики показывают карточки.)
Учитель: – Назовите недостающие числа. Давайте проверим.
Слайд 3.
3. Основной этап. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
Откройте учебник на уроке 35. Давайте с вами рассмотрим № 1.
Учитель: – Посмотрите на строчку чисел. Это числа какого десятка?
Ученики: – Второго десятка.
Учитель: – Все ли числа второго десятка здесь представлены?
Ученики: – Нет, не все.
Учитель: – Каких чисел не хватает? Покажите.
(Ученики показывают карточки.)
Учитель: – Назовите недостающие числа.
Ученики: – 13, 16.
Учитель: – Посчитайте по порядку, начиная с 20 до 10.
(Ученики хором считают.)
Учитель: – Давайте назовём каждое число (десятичный состав). Я начинаю называть, а вы показываете нужную карточку и мы тут же проверяем правильность выполненного задания:
Слайд 4.
– 19 это 10 и …(9)
– 18 это 10 и …(8)
– 17 это 10 и … (7)
– 16 это 10 и … (6)
– 15 это 10 и … (5)
– 14 это 10 и … (4)
– 13 это 10 и … (3)
– 12 это 10 и … (2)
– 11 это 10 и … (1)
Действия с числами.
Учитель: – Рассмотрите № 2 в учебнике. Здесь изображена схема.
– Какого цвета линии изображены
Ученики: – Красная, синяя, зелёная линии.
Учитель: – Покажите, какие числа на синей линии слева направо
(Ученики показывают карточки 15, 11, 16, 12.)
Учитель: – Давайте проверим.
Слайд 5.
Учитель: – Какие линии проходят через точку 15?
Ученики: – Красная, синяя, зелёная линии.
Учитель: – Через какие числа проходят две линии? Покажите числа , начиная
с крайнего левого числа.
(Ученики показывают карточки 12, 13, 14, 16.)
Учитель: – Давайте проверим.
Слайд 5.
Упорядочивание чисел и записей (числовых выражений).
Учитель: – Рассмотрите № 3 в учебнике. Сравните записи. Чем похожи
записи?
Ученики: – Первое число у них 10.
Учитель: – Чем отличаются записи?
Ученики: – Вторым числом.
Учитель: – Давайте на доске выложим числовые выражения по порядку,
начиная с записи 10 + 1.
(Ученики по одному выходят и прикрепляют нужную запись на доску, остальные учащиеся проверяют правильность.)
Работа в тройках:
Учитель: – Рассмотрите № 4 в учебнике. В каждой таблице должны быть числа от 11 до 19. Каких чисел нет? Подумайте.
Задание: У каждого на парте лежат прямоугольники, в углу которых написаны числа от 1 до 3. Работаем в тройках, обсуждаем все квадраты. Те, у кого написано число 1, должны записать недостающее число первого квадрата, у кого 2 – число для второго квадрата, у кого 3 – число для третьего квадрата. Работаем.
Слайд 6.
Учитель: – Давайте проверим. Покажите число для первого квадрата.
(Ученики показывают карточку с числом 19.)
Учитель: – Покажите число для второго квадрата
(Ученики показывают карточку с числом 14.)
Учитель: – Покажите число для третьего квадрата.
(Ученики показывают карточку с числом 15.)
Сравнение числа элементов двух множеств.
Учитель: – Рассмотрите № 5 в учебнике. Охарактеризуйте каждое множество.
Учитель: – Кто изображён на картинке?
Ученики: – На картинке изображены жуки и осы.
Учитель: – Сколько жуков? Покажите.
(Ученики показывают карточку с числом 5.)
Учитель: – Сколько ос? Покажите.
(Ученики показывают карточку с числом 8.)
Учитель: – Верно или неверно? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Учитель: – Жуков на 3 меньше, чем ос
Ученики: – Верно, потому что ос столько же но без 3.
Учитель: – Ос на три больше, чем жуков
Ученики: – Верно, потому что ос столько же и ещё 3.
Учитель: – Жуков на два больше, чем ос
Ученики: – Неверно, потому что жуков меньше, чем ос.
Психофизпауза.
Учитель: – У нас сейчас за окном осень. Пасмурная погода, идёт дождь,
на улице уныло, грустно. А я хочу вас пригласить в солнечный яркий день на луг,
где много цветов, жучков, паучков, бабочек, ос. Но прежде, чем мы туда попадём,
напомните мне, как нужно вести себя на лугу? Что нельзя делать?
Ученики: – Нельзя рвать цветы, ловить насекомых, громко кричать…
Учитель: – Хорошо. Итак, мы идём. Встали у своих парт. Выполняем
упражнения под стихи:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг.
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
К небу ручки потянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели.
Работа в тетради.
Установление соответствия между буквой и числом клеток, составляющим эту букву.
Учитель: – Откройте тетради, рассмотрите задание № 1.
– Кто может назвать буквы, которые написаны на клетках?
Ученики: – Это буквы О, Р, П, С
Учитель: – Какие из этих букв мы знаем?
Ученики: – Букву О.
– Сколько звуков она обозначает? (Один )
– Какой это звук? Назовите. (Гласный звук [о] )
– Посчитайте, сколько клеток занимает каждая буква.
Обозначьте количество клеток числом внизу под буквой. (14, 12, 13, 12.)
Слайд 7.
Самопроверка.
– Назовите буквы в порядке увеличения числа клеток.
(Р, С, П, О или Р, С, П, О )
Учитель: – Посмотрите на задание в тетради № 2. Нам нужно дополнить записи, т. е. вписать числа в окошки. Давайте вместе выполним задания первого столбика.
(Учащиеся говорят, какое число нужно вписать и объясняют почему. Например: 10 + .. = 11 нужно вписать число 1, потому что 11 это 10 и 1.)
Самостоятельная работа.
Задание: выполните самостоятельно 2 и 3 столбики.
Слайд 8.
Самопроверка.
Учитель: – Рассмотрите задание № 3 в тетради. У вас записаны двузначные числа. Вам нужно записать их на клетках в порядке уменьшения.
– С какого числа мы начнём записывать? (С числа 20 )
Работа в парах. Проверка выполненного задания соседом по парте.
Возьмите красный карандаш и если всё верно, поставьте +, если нет поставьте – .
Слайд 9.
Учитель: – В задании № 4 в наших тетрадях художник зашифровал свой рисунок.
Чтобы увидеть, что нарисовал художник, нужно решить примеры и закрасить каждый фрагмент в соответствии с полученным результатом. Для этого нам нужно составить алгоритм действий, т. е. план работы.
– Как вы думаете, как нам нужно действовать?
(ученики предлагают план работы:
- решить все примеры, записать значение всех выражений, раскрасить
- решить один пример – закрасить, решить второй пример – закрасить и т.д. )
– Выполняем задание самостоятельно в соответствии с выбранным для себя планом
(Один из двух.)
Слайд 10. Самопроверка.
4. Итог урока.
Учитель: – Ребята, вы сегодня молодцы, все старались, выполняли разнообразные виды заданий, работали самостоятельно, в парах, в группе.
Учились проверять правильность выполнения своей работы и работы своего товарища.
– А чем ещё вы сегодня занимались на уроке?
(Считали от 1 до 20 , сравнивали числа второго десятка, учились действовать по плану.)
– Сегодня все хорошо поработали. Молодцы. А лучше всех сегодня были… Оценка учащихся.