Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая исследовательская работа. Теоретические и практические знания, полученные учениками на уроке, способствуют экологически грамотному для природы и собственного здоровья поведению, а также являются базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для наблюдений, умение обобщить результаты.
Практическая исследовательская деятельность способствует воспитанию инициативы, интереса к изучению экологических проблем родного края, развитию экологической культуры.
Цель урока: показать значение экологически чистой воды в природе и жизни человека, выяснить важнейшие свойства ее, пробудить интерес к уроку, способствовать активизации мысленной деятельности учащихся, расширению их кругозора, воспитанию бережного отношения к природным ресурсам.
Оборудование: глобус, таблицы, карточки для индивидуальной работы, материалы для опытов: пробирки, полоски цветной бумаги, пластиковая пластинка, лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, песок, толченый мел, компьютер, проектор, экран, файл презентации.
Ход урока
1. Oрганизационный этап.
Цель: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учеников к общению.
Внимание, проверьте!
Готовы все к эксперименту?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
2. Рефлексия на начало урока
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов сотрудничества.
На что похоже ваше настроение? (Дети показывают рисунки солнышка или дождя.)
3. Актуализация знаний.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников и включение в совместную деятельность.
Сегодня нашу аудиторию ожидают
Хлопоты: вопросы, ответы, опыты.
Желаю вам на творческом отчете
Уменье и старанье показать.
Что знаете, как опыты проводите,
Умеете писать и отвечать.
Мы с вами находимся в лаборатории. Я вижу, что творческие группы готовы к работе. Предлагается разгадать кроссворд. Слайд 1
- Без чего не может жить человек? (Воздух)
- Назвать животное водоемов. (Ондатра)
- В каком виде встречается вода? (Дождь)
- Назовите металл, из которого делают ложки, вилки, кастрюли. Он легче стали, меди. (Алюминий)
Первые (начальные) буквы нужно обвести по вертикали. Какое слово у вас получилось?
Ответ: вода.
Целеполагание.
Предложите свои ассоциации к этому слову.
Исходя из гирлянды ассоциаций, назовите тему и цель сегодняшнего урока.
Тема нашего урока: “Вода и её свойства”
Мы с вами познакомимся со значением экологически чистой воды в природе и жизни
человека и выясним важнейшие свойства ее, полезные природе и человеку.
4. Работа над новым материалом.
Цель: обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания с учетом
индивидуальных способностей.
Перед вами газета. Прочитайте ее название.
“Ее величество Вода”.
Каждая страничка газеты – “живая”, готовили ее творческие группы.
1-я страничка – “Космическая”. Первая творческая группа по заданию “побывала в космосе”. Слайд 2. Сейчас мы послушаем их отчет:
Учащиеся: Голубой краской на глобусе изображена вода-все моря, океаны, реки, озера, болота нашей планеты. Когда мы облетели вокруг земного шара, то увидели, что это планета воды, а не земли. На глобусе есть и участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега.
Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко-Земля. Делим ее на 4 части, три из них – это вода, а четвертая часть – земля. Наш космический корабль во время полета видел над землей множество облаков – это водяной пар, который испарился с земли. Вода – путешественница. Высоко поднимается водяной пар, так высоко от земли, что даже в самый знойный летний день очень холодно, как зимой.
Следующая страничка – “Научная”. Слайд 3. Расскажет о ней вторая творческая группа:
Учащиеся: Если же мы проникнем в глубь земной коры, то там в трещинах обнаружим воду. Она нужна растениям и животным. Да и сам человек на 70% состоит из воды.
Глубоки моря и океаны. Если бы в самое глубокое место Тихого океана можно было бы опуститься в кабине обыкновенного лифта, то пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов. С 10-ти этажа дома – всего полминуты, а тут 5 часов. Если бы земной шар был ровный, гладкий, то все океаны, моря, озера, реки разлились, и наша планета оказалась бы залита 9-ти метровым слоем воды.
– Много ли воды на нашей планете? Хватит ли ее всем? В океане какая вода? (Соленая.) А какую воду мы пьем? Соленую или пресную? (Пресную.)
– Соберите из слов пословицу и узнайте, какая вода нужна людям, зверям и птицам, полям и садам, лугам и лесам. Карточки у вас на столах.
Ответ: Получилась пословица “Не всякая водица для питья годится”. Нужна вода чистая, пресная.
В детстве мамы, умывая вас, говорили:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чтобы вы были красивыми, нужна какая вода? (Чистая.)
– Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь.
Перед вами текст. Прочитайте его внимательно. Подумайте в группах и ответьте: “Как и почему нужно беречь воду?”
Вода в океанах, морях не такая, как в реках. В реках,
озерах вода без вкуса (если она чистая!). Она называется пресной. А в
морях и океанах вода соленая. Человек не может пить соленую воду, а
ее-то как раз на земле намного больше, чем пресной. Кажется, что воды на земле много, ее должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете не много. И с каждым годом чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Всему живому на земле нужна вода – чистая, природная. А если реки, пруды и озера загрязняются нечистотами и отработанными водами заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения. Закон об охране природы требует строить на всех фабриках и заводах специальные установки для очистки отработанной воды. Проходя через эти установки, вода оставляет вредные примеси и возвращается в реку или озеро очищенной. Большой вред водоемам приносят отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы, и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов. |
Ответы учащихся: Экономно расходовать, как хлеб, электроэнергию; закрывать плотно краны, не выбрасывать мусор в реки, мыть машину в речке нельзя; много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Слайд 4.
Следующая страничка – “Страничка жизни”.
Прочитайте статью “Вода и жизнь” и подумайте, какова главная мысль статьи.
Можно ли сказать, что вода – одно из главных богатств Земли, глядя на этот рисунок? Что происходит с капельками воды?
Ответы учащихся: Капельки подносят веткам и листьям пищу, которую корни высасывают для них из земли. И деревце растет, зеленеет, радует глаз.
– Прочитайте стихотворение:
Повсюду, где бежит она,
Цветет земля, цветет страна,
Из дальних мест,
От горных рек
Ее проводит человек.Чтоб хлопок вдоволь напоить,
Чтоб цветники с утра полить,
Чтоб трактор шел по целине,
Чтоб не было пустынь в стране.
– О чем оно? Какие стихотворные строки можно поместить на страничке жизни? (Листики на столах.)
- Не умыться, не напиться без воды.
- Листику не распуститься без воды
- Без воды прожить не могут птица, зверь и человек
- И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Поможем разрешить спор. Кто прав? (Сценка-спор. “Откуда вода в водопроводном кране?” из книги Г. Разумова “Плотины”.)
– Сможет ли сохраниться жизнь, если вдруг не станет воды?
Следующая страничка – “Страничка рекламы” Слайд 5.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
Берегите воду!
Задание на дом: научитесь чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Сразу наливают воду в стаканчик и закрывают кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно! А сколько воды вы сбережете! Нарисуйте экологические знаки на тему: “Берегите воду!”, “Не загрязняйте водоемы!”
“Страничка исследовательская”. Нас приглашают опыты. В ходе практической работы вам нужно заполнить таблицу. Слайд 6.
№ п/п | Вопрос | Предполагаемые ответы | Ответы после опыта |
1 | Какова прозрачность воды? | ||
2 | Имеет ли вода запах? | ||
3 | Какого цвета вода? | ||
4 | Что произойдет с солью, сахаром и мелом, если их бросить в воду? | ||
5 | Можно ли очистить мутную воду? |
Цель: выяснить важнейшие свойства воды.
Чем вода отличается от других тел? (Мел, кубик, камень)
Ответы учащихся: Воду можно пить – жидкость, а мел, кубик, камень – твердые тела.
– На поверхность пластиковой пластинки ложечкой налить немного воды.
– Что происходит с водой? Перелейте воду в блюдце. Какую форму она принимает? Имеет ли вода постоянную форму, как, например, кубик?
Ответы учащихся: Вода принимает форму сосуда, в который наливают. Своей формы она не имеет. Вода текуча.
5. Физкультминутка:
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем.
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши.
После вытремся посуше.
– О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?
Ответы учащихся: Вода текуча; вода – растворитель.
– Продолжим наши исследования.
Посмотрите на стаканы с молоком и водой. Сравните цвет воды и молока. Опустите в стакан с водой ложку и в молоко. Видна ли ложка? Такую же работу проведите с цветными полосками. Виден ли цвет полоски?
Ответы учащихся: Вода прозрачна, а молоко нет. Вода не имеет цвета.
– Но вода не всегда бывает прозрачной, т.к. загрязнена различными отходами (показ воды из аквариума).
“Страничка рекламы”
– Внимание! Не пейте воду из реки, озера, пруда. В ней могут быть вредные вещества, микробы.
– Исследования продолжаются. Вспомните запах апельсина, огурца и их вкус. Попробуйте воду на вкус. Сделайте вывод.
Ответы учащихся: Вода без запаха.
– Опустите в стаканы ложку соли, сахара, мела, размешайте. Что происходит с солью, сахаром, мелом?
Ответы учащихся: Соль, сахар растворились, вода стала соленой, сладкой.
Вода – растворитель. Мел не растворяется. Вода стала мутной.
– С помощью фильтра можно очистить эту воду.
– Пропустите через фильтр загрязненную воду, что вы наблюдаете?
Ответы учащихся: Вода очистилась.
6. Экологическая игра “Разрешается, запрещается” (с использованием сигнальных карточек)
Если вода непрозрачна, ее пить …
Если вода имеет запах, ее пить и нюхать…
7. Проверка знаний учащихся с помощью ключа, анкетирование.
Нужное подчеркнуть.
- Что такое вода?
Жидкость, полезное ископаемое. - Какое свойство воды использует человек, когда кладет сахар в чай?
Текучесть, растворитель - Свойство воды в жидком состоянии:
Без запаха, без цвета.
8. Подведение итога урока, выставление оценок.
9. Этап рефлексии:
– Вспомните, какое было настроение вначале урока. Как вы сейчас себя чувствуете. Улыбнитесь вместе с солнышком:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
Любовь к предмету будет.