Цель: систематизировать и обобщить знания детей о правилах поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта, улицы, о правилах поведения в экстремальных ситуациях; научить детей использовать полученные знания для предотвращения этих ситуаций.
Задачи:
- активизировать знания учащихся по правилам безопасного поведения дома, на дороге, при пожаре, безопасного обращения с огнём и по оказанию первой медицинской помощи;
- влиять на процесс формирования навыков безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций путём самостоятельного принятия решения в экстремальной ситуации на основе практического освоения правил безопасного поведения дома, на дороге, при пожаре, безопасного обращения с огнём и оказания первой медицинской помощи;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, чувство товарищества, сопереживания; дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость проявления своих знаний;
- развивать наблюдательность, внимание, умение работать в коллективе, умение искать и находить правильное решение;
- обогащать словарный запас учащихся, проследить связь темы занятия с детскими литературными произведениями.
Предварительная подготовка:
– составление и разгадывание кроссвордов по ОБЖ, обыгрывание ситуаций на
клубных часах по основам безопасности жизнедеятельности;
– чтение и обсуждение детской художественной литературы на предмет безопасного
поведения в различных ситуациях;
– подготовка к конкурсу “Домашнее задание” (заучивание загадок, стихов);
– привлечение родителей к изготовлению оформления для КВН;
– выбор названия команд;
– изготовление эмблем детьми;
– формирование команд;
– подбор музыкального оформления.
Оборудование:
– оформление доски: КВН “Энциклопедия безопасности”;
– плакаты по теме “Безопасность дома”, “Безопасность на дороге”, “Сигналы
светофора”, “Безопасное обращение с огнём”, “Действия при пожаре”;
– эмблемы участников конкурса;
– иллюстрации под общим названием “Что может привести к пожару?”;
– ширма;
– набор цифр;
– аптечка;
– телефон;
– дорожные знаки;
– три круга: красный, жёлтый, зелёный (для каждой команды),
– светофор (для каждой команды);
– оборудование для эстафеты (ведро для каждой команды);
– плакаты болельщиков;
– магнитофон, диск с записями детских песен;
– медали для награждения;
– памятки по ОБЖ.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит музыка, команды входят и занимают свои места.
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые, мы сегодня собрались, чтобы поиграть в замечательную игру под названием КВН, что означает клуб весёлых и находчивых. Сегодня с помощью этой игры мы проверим, как вы, ребята, усвоили правила безопасного поведения.
Соревнуются 2 команды: “Огонёк” и “Уголёк”.
За ходом нашего соревнования будут следить… (представляются члены жюри).
II. Разминка “Доскажи словечко”.
“Огонёк” | “Уголёк” |
|
|
III. Безопасность при обращении с огнём.
Ведущий. Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Но случается так, что огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего всё в считанные минуты.
1. Следующий конкурс покажет, как вы усвоили правила обращения с огнём. Каждой команде предложена картинка. Задача команды: рассмотреть иллюстрацию и сказать, что может привести к огню.
Ответы команд.
2. А теперь задание такое:
– команда “Огонёк” – вспомнить и назвать правила пожарной безопасности;
– команда “Уголёк” – если всё-таки начался пожар, как надо действовать.
Ответы команд.
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, мы с вами проведём конкурс болельщиков “Составь номер пожарной охраны”. На столе разложены цифры, составить из них номер пожарной охраны.
Жюри подводит итоги.
Физкультминутка.
Ведущий. Сейчас мы немного отдохнём и проведём эстафету “Передай ведро”. Представьте, что обеим командам надо тушить пожар и для этого надо передавать очень быстро ведро с водой своему товарищу из команды, стоящему рядом. Победит та команда, которая быстрее передаст ведро с водой и таким образом, первая потушит пожар. Молодцы.
IV. Безопасность в доме.
Ведущий. В каждом доме есть предметы, которые могут угрожать здоровью и жизни человека, если с ними неправильно обращаться.
Задание командам: назовите по 5 домашних предметов, которые можно назвать опасными и скажите, как правильно их хранить и как правильно с ними обращаться. Названия предметов не должны повторяться.
Ответы команд.
V. Оказание первой помощи.
Ведущий. Но если всё-таки случилось так, что вы порезались, поцарапались, укололись или обожглись, а рядом нет ни врача, ни взрослых, то первую медицинскую помощь вы можете оказать себе и своим друзьям сами.
Задание командам:
– “Огонёк” – Коля катался на велосипеде и упал на асфальт. Он получил ссадины
на колене. Что нужно сделать?
– “Уголёк – Даша со своей подругой решили попить чаю, пока мама и папа не пришли
с работы. Подруга Даши нечаянно разлила кипяток и обожгла руку. Рука покраснела.
Как помочь в этом случае девочке?
Ответы команд.
Слово жюри.
VI. Личная безопасность дома.
Ведущий. В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Их называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. Сейчас мы проверим, умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.
Ведущий выбирает по одному человеку от команды.
Ученик(ца) из команды “Огонёк” садится на стул за ширму.
Ведущий. Представь, что ты дома один (одна). Вдруг раздаётся стук или звонок в дверь. Что ты будешь делать? Инсценирование ситуации.
Ведущий. Команда “Огонёк”, были ли допущены ошибки в этом случае? Ответы команды.
Ученик(ца) из команды “Уголёк” садится на стул около телефона.
Ведущий. Представь, что ты дома один (одна). Позвонил телефон, ты снял трубку и услышал незнакомый голос. Инсценирование ситуации.
Ведущий. Команда “Уголёк”, были ли допущены ошибки в этой ситуации? Ответы команды.
Ведущий. Итак, ребята правы. Ни в коем случае нельзя говорить, что никого нет дома. Надо сказать, что взрослые заняты или спят и не могут подойти к телефону или к двери.
VII. Домашнее задание.
Ведущий. Следующий конкурс “Домашнее задание”. Дома команды друг другу готовили загадки.
“Огонёк” | “Уголёк” |
|
|
Ведущий. Пока жюри подводит итоги конкурсов, мы с вами поиграем в игру на внимание. Если вы согласны с утверждением, которое я прочитаю, то должны хором громко сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”, если не согласны – надо промолчать.
- Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
- Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
- Кто из вас, заметив дым,
Закричит: “Пожар! Горим!”?
- Кто костра не разжигает
И другим не разрешает?
- Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
- Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
Ведущий. Молодцы, ребята. А теперь, слово жюри.
Выступление жюри.
VIII. Безопасность на дороге.
Ведущий. Все мы с вами любим ходить по городу, гулять во дворе. Но чтобы не мешать движению машин, не мешать друг другу и не создавать аварийных ситуаций, нужно соблюдать специальные правила. Как они называются, ребята? (Ответ детей хором: правила дорожного движения). Правильно, дети.
Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете эти правила.
1. Игра “Собери светофор”.
Ведущий. Каждая команда должна составить светофор: вставить в пустые окошечки прикреплённых на доске светофоров круг нужного цвета. Победит та команда, которая быстрее соберёт светофор.
Выбирается по 3 человека от команды. Каждому из этих учеников выдаётся круг: или красный, или жёлтый, или зелёный, но не по порядку.
Физкультминутка.
Ведущий. А сейчас немного отдохнём. Я буду называть сигналы светофора, а вы: на красный будете стоять, руки вперёд, на жёлтый – хлопать в ладоши, на зелёный – маршировать.
Ведущий. Для следующего конкурса мне потребуется по одному человеку от команды.
2. Задание ученику из команды “Огонёк”.
Ты подошёл к дороге, а там машины ездят туда-сюда, светофора нет. Как перейти дорогу? (Ответ). Назови правила перехода дороги по пешеходному переходу.
Задание ученику из команды “Уголёк”.
Представь, что ты едешь в автобусе, смотришь в окно и видишь много дорожных знаков. Твоя задача – назвать дорожный знак. (Ведущий показывает дорожные знаки, ученик называет его).
Ведущий. Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – соблюдать правила дорожного движения.
Азбуку города помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда!
IX. Литературный конкурс.
Ведущий. Я буду называть сказки, а вы должны указать те правила безопасности, которые нарушили сказочные герои. (Загадывается по очереди).
- Какое правило нарушил Кай из сказки “Снежная королева”? (Не цепляться за транспорт).
- Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? (Открыла дверь незнакомцу).
- Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”? (Не брать угощение у незнакомых людей).
- Почему с колобком случилась беда? (Ушёл гулять без спроса).
Ведущий. А сейчас, пока жюри подводит итоги, дети ещё раз напомнят номера телефонов экстренных служб.
Дети читают стихи.
- Если вдруг пожар возник,
Ты звонить обязан вмиг,
Знает каждый гражданин
Часть пожарных – 01. - Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей – 02. - Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Номер скорой помощи – 03. - Газ почувствовав в квартире,
Иди к соседям и звони 04.
Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов и всего КВН, награждает медалями команды. Ведущий раздаёт сладкие призы, угощение болельщикам, памятки по безопасности каждому ребёнку.
Приложение. Памятка безопасности для учащегося.
Литература.
- Журнал “Основы безопасности жизнедеятельности в школе”: № 3 – 2008, с. 17–22.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1–4 класс. – М.: Вако, 2004.
- Усачёв А.А., Березин А.И. Школа безопасности. Учебник для 1 кл. начальной школы по курсу ОБЖ. – 3-е изд., М: “Издательство АСТ”, 1999.
- Боровикова Е.Н. Практическая работа по теме: “Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным”. – https://urok.1sept.ru/authors/104–129–984/