Цели урока:
- Формировать представление учащихся о жизни в 17–18 веке.
- Закрепление формирования у детей новых исторических представлений о возникновении крепостного права, о крепостных и помещиках.
- Формировать представление учащихся о возникновении в России ремесел.
- Развивать интерес к истории, познавательную деятельность.
- Развивать речь, уметь делать выводы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, энциклопедии по экземпляру на каждую группу “Я познаю мир” (История и Культура), учебник и рабочая тетрадь.
Методические приемы:
- Беседа о крепостном праве.
- Работа с рубрикой “Жил на свете человек”.
- Работа с толковым словарем.
- Беседа “Что такое ремесло?”, “Какие предметы производят ремесленники?”, “Когда на Руси появились ремесла?”.
- Поисковая деятельность. Использование дополнительного материала.
- Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
- Работа со схемой “ Ремесла в России в 17–18 веке”.
Ход урока
1. Организационный момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам в прок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2. Вступительная беседа.
– Сегодня мы продолжаем изучать историю родной страны. Что такое история?
(История – наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)
– История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую давность. И сегодня мы начинаем путешествие по этой дороге.
Презентация. Слайд 4.
3. Проверка домашнего задания.
– Какую большую тему мы изучаем? (Труд людей в разные исторические
времена.)
– О чем говорили на предыдущем уроке? (О крепостном праве.)
– Вспомните, какой была жизнь крестьян в то время? (Крестьяне были
крепостными. Их жизнь зависела от хозяина, который мог их продать или проиграть
в карты.)
– Что такое крепостное право? (Это такие законы, по которым большинство
русских крестьян не могли покинуть своих господ помещиков. По этим законам земля
принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.)
– Мирились ли крестьяне с такой жизнью? (Нет, они поднимали восстания.)
– Когда произошла отмена крепостного права? (В 1861 году.)
– Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? (Александр 2)
– Что это означало? (Крестьяне не являлись собственностью помещиков, они
могли самостоятельно вести свои дела.)
– Как прозвали Александра 2? (Царь – освободитель.)
– Какие изменения произошли в России? (Выросло население, возникли заводы,
развивались города.)
Слайд 5.
– Послушаем доклад о печальной судьбе царя – освободителя.
(Царствование Александра 2 было прогрессивным для России. Строились новые железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Несмотря на это, личная судьба Александра 2 оказалась одна из самых трагических в истории. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений. 1 марта 1881 года в Петербурге на набережной народовольцы бросили бомбу в проезжающую царскую карету. Когда не пострадавший император вышел из нее, вторая бомба угодила ему прямо под ноги. Александр получил тяжелые ранения и скончался в тот же день. На месте покушения был воздвигнут храм Воскресения Христова.)
4. Подведение учащихся к изучению нового материала.
– Мы продолжаем наш путь по страницам истории отечества. И сегодня на уроке узнаем, какими искусными мастерами были наши предки, как появились многие прекрасные вещи, без которых мы не можем представить себе нашу современную жизнь.
Слайд 6.
Рубрика “Жил на свете человек”.
– Жил на свете человек. Ходил из села в село, из одной деревни в другую, плотничал. Где сарай починит, где баньку сложит. Все инструменты при нем – топор, молоток, рубанок, да пила. За работу деньги платят, но чаще накормят, пригреют, с собой на дорогу хлеба да молока дадут. После трудного дня сядет человек на крылечке отдохнуть, а руки опять работы требуют. Возьмет он чурку, глядь – уже не кусок дерева, а голова коня или мужика, или петуха. Да такие забавные игрушки получались, что детишки деревенские по пятам ходили, просили сделать каждому. Не отказывал мастер, делал. И вот уже пошли гулять по свету игрушки, доставляя радость детям и взрослым. Вот и оказалось у человека два занятия. А какие догадайтесь сами? (Строитель и изготовление игрушек.)
Слайд 7.
5. Новый материал.
Рассказ учителя о ремесле и ремесленниках.
Искусными мастерами были наши далекие предки. И в кузнеце работали, и посуду на гончарном круге делали, и пряжу пряли. А какие деревянные ложки, миски, прялки, сундучки, матрешки. Разве перечислишь. Таких людей, которые все свое время, посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей, называют ремесленниками, а их занятия называют ремеслом.
Слайды 8, 9. Работа по учебнику с толковым словарем с. 155
В самом начале развития ремесла ремесленник работал обычно один. Но это было очень не выгодно, работать было тяжело и трудно, добиться больших успехов невозможно.
Тогда мастера стали объединяться в бригады и принимать заказы от населения. Были странствующие артели, которые ходили по городам в поисках работы. Другие оставались на месте, жили в городе. Как память остались названия улиц Гончарная, Кузнечная, Кирпичная. До 18 века на Руси было мало ремесленников. Простые, бедные семьи справлялись своими силами, изготавливали сами все нужные вещи. А богатые привозили мастеров из за границы.
Но все же ремесло развивалось. Русские ремесленники – умельцы могли выполнить любую работу, секреты мастерства передавались ими из поколения в поколение.
Слайд 10. Работа с таблицей “Ремесла в России в 17–18 веках”.
– Какие же ремесла были в России?
– Назовите, какие ремесла вам известны?
– Как вы думаете, какие изделия выпускает гончар, скорняк, башмачник?
Обработка кожи Башмачное ремесло |
Обработка шерсти | Строительное ремесло |
Ювелирное ремесло | Ремесла в России 17–18 века. |
Скорняжное ремесло Обработка меха |
Гончарное ремесло | Обработка льна | |
Производство продуктов питания | Обработка металла | Обработка дерева |
Работа в группах. (5 групп)
Каждая группа получает своё задание : найти в энциклопедиях информацию о ремёслах.
Слайд 11. (Каждая отвечающая группа переходит к нужному ремеслу по гипперсылке.)
Материал по ремёслам.
Слайд 12.
1. Кузнечное дело.
Возможно, вы уже слышали русскую поговорку: “Кузнец – всем ремеслам отец”.
Смысл ее очень прост: инструменты и материалы для многих ремесел делались в кузнице. Иголки, гвозди, молотки и топоры, ножи и крючки – все это делал кузнец. Работа кузнеца связана с огнем, поэтому кузнецы располагались у воды. Работа этого мастера высоко ценилась. Были разные специалисты. Один ковал подковы, другой – мечи, третий – доспехи, четвертый – узорные решетки для оград. А были еще златокузнецы, они работали с драгоценными металлами, золотом и серебром. Сейчас настоящих кузнецов, которые руками изготавливают изделия – очень мало. Теперь металл куют машины. Существует единственный в мире “Музей кузнечной науки и техники” под Москвой на даче профессора Анатолия Ивановича Зимина, выдающегося ученого – металлурга. В старинном бревенчатом доме собрано множество экспонатов: от бронзовых наконечников, кольчуг и амбарных замков до кованой пролетки и довоенного троллейбуса.
Слайд 13.
2. Ювелирное ремесло.
Златокузнецами называли на Руси мастеров – ювелиров, работающих с драгоценными металлами и камнями. Кузнеца у них маленькая, на столе помещается. Не нужен молот,
Достаточно маленького молоточка. Держат изделия маленькими щипчиками – пинцетом. Ювелиры делали украшения, сначала это были волшебные обереги, а потом стали делать браслеты, цепи, пояса, заколки.
Слайд 14.
3. Гончарное ремесло.
Одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Ее выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев. А потом обнаружили, что глина в огне обретает твердость камня – стали лепить из глины. Существовали разные способы изготовления посуды. Один – это на гончарном круге. Гончар клал на него комок глины, ногами вращал, а руками оттягивал глину и лепил нужный сосуд. Сейчас гончаров осталось мало, посуду делают на фабриках и заводах.
Слайд 15.
4. Плотницкое ремесло.
Топор – рубящий инструмент. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наша страна богата лесом, поэтому у плотника работы всегда много. Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
В грубые передники одеты –
У кого в деревни ни спроси, –
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси.Не на них ли с малолетства глядя,
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дядя
Значатся в округе до сих пор.Сколько обтесал отец мой бревен!
Вот они встают передо мной:
Друг за другом положить их вровень –
Был бы опоясан шар земной.На земле стоят дома и хаты.
Где б я ни был, я как дома в них:
Может, здесь стучал топор когда – то
Одного из родичей моих.Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.Пусть пора иная наступила,
Век электропил, – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора.
Слайд 16.
5. Башмачное дело.
Не обойтись в больших городах без башмачников. Если одежду можно было сшить дома, то для изготовления обуви требовалось особое мастерство. Что бы сшить хорошую обувь. Сапожник часто сам занимался и выделкой кожи. Обувь изнашивали быстро и заказывали новую.
6. Закрепление. Учебник с. 130. Работа с рисунками и изделиями мастеров.
– Рассмотри ремесленные изделия. Кто их выполнил, какой мастер?
– Каким ты его себе представляешь? Что можно о нем сказать?
Работа в тетради № 1 с. 29 № 92, 93, 94.
Слайд 17.
7. Рубрика “Это интересно”.
Царь-колокол.
Много у Москвы было врагов в старину, а один из самых злейших – пожары. Однажды огонь добрался до бело – золотой звонницы Ивана Великого и слизнул жадным языком деревянные сваи, на которых был подвешен огромный колокол. На этот колокол иноземцы специально посмотреть приезжали. Нигде в мире не было. На десять верст он гудел, сто человек его язык раскачивали. И вот разбился чудесный колокол на куски.
Решили горожане новый колокол отлить. Вызвались Иван Федорович Моторин да сын его Михаил Иванович. Весил новый колокол 12 тысяч пудов – свыше двухсот тонн по нашему. Случился новый пожар. Леса сгорели, а колокол раскалился, треснул, и откололся от него большой кусок. Моторины с горя и трогать его не стали. Так и пролежал колокол – великан в земле целый век.
Через 100 лет о нем вспомнили, извлекли из земли, поставили на гранитный постамент. Назвали почтительно – Царь – колокол.
Слайд 18. Царь – пушка.
Жили – были когда-то в Москве пушечных дел мастера. Пушки делали с душой, для защиты Отечества старались. Украшали их узорами, на каждом зверя изображали. Поэтому зверю давали орудиям имена “Лев”, “Волк”, “Орел”. Был среди литейщиков всем мастерам мастер – Андрей Чохов. Орудия, что он отливал, будто из волшебной сказки получались – как тот меч кладенец.
Как-то разнеслась по Москве тревожная весть: идет на Москву хан со своей ордой. “Погоди!” – говорит Чохов. Созвал он своих друзей, и отлили они пушку, какой свет не видывал. Весила она две тысячи четыреста пудов и стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышенность для защиты Москвы. Повернул враг, испугавшись “страшного затмения”. А Чоховскую пушку за красоту да за величие прозвали Царь – пушкою. Было это в 1586, а в 1835 году поставили ее на каменный постамент. И стоит она сейчас в Кремле возле собора Двенадцати апостолов. Это памятник мастерству, а не войне.
Презентация. Слайд 19.
8. Работа с рефлексивным экраном.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Домашнее задание. С.129–132. Составь рассказ о любом ремесле. Подбери иллюстрацию к своему рассказу.
Литература:
[1] Учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.
[2] Н.Ф. Виноградова “Методика обучения”.
[3] Энциклопедия “Я познаю мир” (История и культура).
[4] Журнал “Начальная школа”, 1997 г. № 9.