Развитие речи дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. В нашей группе уделяется большое внимание активизации речевого развития ребенка, через пальчиковую гимнастику и специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением. Пальчиковые игры мы берем с самого раннего возраста. Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как “Посолим суп” (собранные в щепоть пальцы имитируем движение); “Птички” (птички “склевывают” зернышки); “Почистим клювик” (большим пальцем дети тщательно со всех сторон “очищают” каждый пальчик ведущей руки). Проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Именно, на мой взгляд, необходимо развивать у детей мелкую и крупную моторику рук с самого раннего возраста, так как это влияет на развитие речи детей.
Формирование мелкой моторики это необходимое условие речевого развития ребенка.
Цель:
- Формировать представление о том, что руки – важная часть человеческого тела.
- Совершенствовать координацию движений рук.
- Закреплять умение отвечать на вопросы, четко проговаривая слова. Активизировать словарь: ладонь, кулак, умница, вежливый.
Материал: микрофон, корзина, мячики, коробки с набором цветных геометрических фигур, рисунок “Солнце”, счетные палочки.
Предварительная работа: ежедневное выполнение пальчиковой гимнастики и массажа рук. Беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков; чтение сказки К.И. Чуковского “Мойдодыр”.
Ход занятия
Дети заходят, встают около стульчиков, здороваются с гостями. На фланелеграфе рисунок “Солнце”.
В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими ушками, глазками, ручками.
Проводится пальчиковая гимнастика “Доброе утро”.
С добрым утром, глазки! |
(Поглаживаем веки, хлопаем ресничками). |
С добрым утром, ушки! |
(Поглаживаем ушки, прикладываем ладошки к ушкам). |
С добрым утром, ножки! |
(Поглаживаем ножки, притоптываем). |
С добрым утром, солнце! |
(Руки раскрываются навстречу солнцу). |
Я, проснулась! |
(Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться). |
В: Ребята, когда люди здороваются, они передают друг другу пожелание здоровья, хорошего настроения, любви. Скажите, зачем человеку нужны руки? Ответить нам поможет “волшебный микрофон”.
(Дети отвечают поочередно, передавая микрофон по кругу)
В: Молодцы! А теперь скажите, сколько у каждого из вас рук?
Д: Две.
В: Как называется эта рука? (показывает правую руку)
Д: Правая рука.
В: Как называется эта рука? (показывает левую руку)
Д: Левая рука.
В: Сегодня мы поговорим о том, как руки нам помогают.
Проводится игра “Повтори за мной”. Дети выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.
Утром я проснусь Сладко потянусь |
(Поднимают руки вверх, потягиваются). |
Умываться не забуду И одеваться буду |
(Поглаживают ладонями лицо, имитируют процесс одевания). |
Прихожу я в детский сад, Я зарядку делать рад |
(Шагают на месте, высоко поднимая
колени). (Поднимают руки вверх, разводят в стороны, опускают вниз). |
Кашу я на завтрак съем И скажу спасибо всем |
(Держат воображаемую ложку, подносят ее
ко рту). (Кивают головой). |
Так цветы я поливаю Так рисую Так играю |
(Сжимают правую кисть в кулак,
покачивают им вправо и влево). (Держат воображаемый карандаш, имитируя рисование). (Девочки качают куклу, мальчики играют в мяч). |
Днем немного отдохну | (Складывают ладони вместе, прижимают их к щеке, наклоняют голову). |
Мама придет, я ее обниму. | (Обнимают себя). |
В: Многое умеют наши ручки! А сейчас попробуем собрать мячики в корзину, но соединив за спиной пальцы рук в замок, т.е. без помощи рук.
(Дети пытаются выполнить задание воспитателя)
В: Не получается. Теперь попробуем взять мяч одной рукой. Очень трудно. А теперь соберем мячики в корзину с помощью обеих рук.
Дети выполняют задание, садятся на стульчики.
В: Молодцы! Давайте поиграем!
Проводится игра “Кулачки-ладошки”.
Сначала сжимаем кулачки, потом разжимаем ладошки. А теперь сделаем так: одна ладонь – кулачок, другая – ладошка.
В: Какие крепкие у вас кулаки. А ловкие ли они? Сейчас подойдем к столам и, не разжимая пальцев, кулаками попробуем собрать геометрические фигуры в коробки.
На каждом столе, для каждого ребенка приготовлена коробочка и 5-6 фигурок. Дети кулачками пытаются собрать фигурки в коробку.
В: Получается? Нет? Почему?
Д: Нет пальчиков.
В: Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?
Проводится игра “Разыгра”.
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? | (Спрятали руки за спину?). |
Пошли пальчики с утра в гости к тете Разыгра. | (Пошевелить пальцами, похлопать в ладоши). |
На скамеечке сидели | (Ладошка правой руки и кулачок левой руки соединяются (или наоборот). |
Да в окошечко глядели | (Сложить окошечко перед глазами из пальцев). |
Напились чаю, чаю разыграю | (Имитируют чаепитие). |
Солнышку ладошки Поглядим немножко |
(Погладить ладошки, слегка массируя их). |
Пальчики подняли, Лучиками стали. |
(Вытянуть и растопырить пальцы обеих рук). |
В: Вот так пальцы, какие они ловкие! С их помощью, вы, конечно же соберете фигурки в коробку.
(Дети выполняют задание)
В: Встанем на коврик, сделаем кружок и поиграем в игру “Волшебный мешочек”. Посмотрим, могут ли ваши пальцы определить предметы на ощупь!
Проводится игра “волшебный мешочек”.
В: Все умеют ваши ручки. Полюбуйтесь ими. Вам они нравятся? Тогда расскажите, как вы их любите, какими ласковыми словами назовете их.
Д: Мои руки – добрые, ласковые, красивые, теплые, сильные и т.д.
В: Руки могут и поиграть и приласкать, и успокоить и вылечить.
Проводится игра – самомассаж “Сороконожки”.
Две сороконожки Бежали по дорожке |
(Перебирают кончиками пальцев по ладоням). |
Быстро бежали Друг друга догоняли |
(Соединяют ладони вместе, постукивают кончиками пальцев один о другой). |
Как догнали Крепко обняли |
(Соединяют пальцы в замок). |
Так, что мы их с трудом разняли. | (С усилием пытаются разжать руки и ладошки сбрасывают вниз). |
В: Наши руки помогают нам во всех делах. А мы должны их беречь и правильно за ними ухаживать. Что мы должны сделать, если на улице холодная, ветреная погода?
Д: Надеть перчатки или варежки.
В: Руки испачкались?
Д: Помыть руки с мылом, вытереть их полотенцем.
В: Руки устали?
Д: Сделать массаж, пальчиковую гимнастику.
В: Как надо обращаться с острыми предметами и почему?
Д: Осторожно, можно порезаться или уколоться.
В: Почему нельзя прикасаться руками к горячей поверхности?
Д: Если прикоснуться, можно получить ожог.
В: Можно ли трогать руками электрическую розетку, совать руки в дверные щели?
Д: Нельзя, это опасно. Можно получить удар током или придавить пальцы.
В: Как надо ухаживать за ногтями?
Д: Надо регулярно подстригать ногти. Во время мытья рук следует вычищать из под ногтей грязь.
В: Молодцы! А теперь подойдем к столам и с помощью счетных палочек “нарисуем” солнышко. Пусть солнце всегда согревает ваши ладошки и нас.
(Дети делают за столами)
В: Наше занятие закончилось. Спасибо всем!