Цели урока: закрепить навык табличного умножения и деления; находить периметр прямоугольника; решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Оборудование: полоски бумаги с качествами; карточки с изображением корабликов; звезды с цифрами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок – начинается урок
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
II. Объявление темы урока.
– Зайцы моряки приглашают в удивительное путешествие, где нас ждут приключения. В пути мы будем решать примеры, задачи, вспомним, что такое периметр.
III. Устный счет
– Сначала я хочу убедиться, что все в нашем классе готовы к испытаниям. Я вам задаю вопросы, вы показываете ответ.
1) Я задумала число, если к нему прибавить 14, то получится 21. (7)
2) Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое – 8. Чему равно другое? (9)
3) Я задумала число, вычла из него 6 и получила 24. Какое число я задумала? (30)
4) Разность двух чисел равна 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое? (17)
5)Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30? (55)
6)Какое число больше 9 на 7? (16)
7) Найдите произведение чисел 7 и 2 (14)
8) Найдите частное чисел 27 и 3 (24)
9) Делимое 32, делитель 8. Найдите частное . (4)
10) Первый множитель 6, второй 3. Найдите произведение (18)
11) Найдите ? от 18, ?/5 от 30. (9,6)
– Слушаем следующее задание от Зайца-моряка:
Решаем задачи на доске (читаем и решаем).
IV.Мы совершаем удивительное путешествие.
Смелость |
Ум |
Выносливость |
(На наборном полотне что-то зашифровано. Вы должны расшифровать запись)
МАНБОЦ (боцман – младший начальствующий состав, ему подчинена палубная команда)
ВАРПО (повар)
ОКК (кок – повар на судне)
ТАНПИКА (капитан)
– Какие слова зашифрованы? (повар и кок – одно и то же)
3) Путешествовать мы будем на нескольких кораблях. А это значит, что у нас будет несколько команд. Делимся на 3 команды и выбираем капитанов. (Идет знакомство с капитанами)
– Испытание для капитанов. ( Дети получают карточки с изображением корабликов, на них – задачи)
(Капитаны решают задачи у доски, каждая команда проверяет своего капитана.)
V.
А теперь мы обратимся к звездам, ведь каждый матрос должен уметь ориентироваться по звездам.
У детей на партах лежат звезды с цифрами, каждой команде по 2 звезды.
– Разделите поровну.
– Вспомните примеры из таблицы умножения, где встречается такое произведение?
(Звучит музыка “Шум моря”)
VI.
Рассвело. Нам пора отправляться в путь, но на корабле нет флага.
– Как называется этот флаг? (России)
– Что означает каждый цвет флага? (Белый – свобода, синий – равенство, красный – братство.)
– Мы идем под российским флагом, наш путь мирный. Мы за мир во всем мире.
VII.
Открываем наши бортовые журналы, записываем задание: Найдите периметр флага, если его длинна 12 дм. ,а ширина 9 дм. Но сначала скажите, что такое периметр? (сумма длин сторон)
На доске запись:
12+12+9+9=42
12*2+9*9= 42
(12+9) *2= 42
VIII.
Перед вами айсберги, что такое айсберг? (отколовшийся от льдины массив; могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров )
На доске:
36:6+8 | 7*3+16 | 15+4*5 |
8+8:2 | 50-3*8 | 6*6-16 |
– Примеры решаем в бортовых журналах по кораблям.
– Решаем задачи по кораблям (учитель раздает по 2 задачи на команду)
Задача №1: Длинна бассейна 8 метров. Петя проплыл туда и обратно 4 раза. Сколько метров проплыл Петя? (8*4=32м.)
Задача №2: Сколько нужно шнурков для 8 пар ботинок? (8*2=16)
Задача № 3: Луковицы тюльпанов высадили в 4 ряда по 8 штук. Сколько луковиц высадили? (8*4=32)
Задача № 4: Булочка стоит 4 рубля. Сколько булочек можно купить на 12 рублей? (12:4=3)
Задача № 5: 18 малышей построили парами и повели гулять. Сколько пар малышей вышли гулять? (18:2=9)
Задача № 6: У дедушки 3 внуков. Когда он дал каждому из них по 6 орехов, у него осталось 2 ореха. Сколько орехов было у дедушки? (6*3+2=20)
IX. Физминутка (под мелодию выполняют движения)
– Давайте отдохнем. Все матросы и боцманы, капитаны тоже отдыхают.
– Сядьте все ровно, спинка прямая, глаза закрыты, дыхание ровное. Представьте синее море, оно спокойное, ласковое, приветливое. Почувствуйте шум моря, крик чаек, ласковое солнце. Легкий ветерок дует нам в лицо; впереди линия горизонта, а за ней что-то сказочное, волшебное, загадочное. Дышим ровно и глубоко!
– Постепенно открываем глаза и продолжаем свой путь!
X. Продолжение
(На пути что-то странное)На доске:
И
Тoк
3 2 1
– Кто это? (Кит) <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3 >, <Рисунок4>
– Что вы знаете о ките? (Кит – морское млекопитающее)
– Он нас не пропустит, пока мы не решим задачу.
– Внимание! Что-то за бортом.
– Это бутылка с запиской!
– Что в ней? (Учитель достаёт из бутылки записку с задачей)
Задача. В зоологическом саду живут 15 мартышек. В этом году из 3-х стран привезли еще по 4 мартышки. Сколько мартышек стало в зоологическом саду?
Было – 15 мартышек
Привезли – 3 страны по 4 мартышки
Стало – ? мартышек
4 * 3 + 15 = 27 мартышек
– Итак путешествие наше закончилось, все очень хорошо и дружно работали.
– С чем на уроке вы познакомились?
– Урок закончен.
XI. Домашнее задание.
Страница 54, примеры №26 и №29.