Деление многозначного числа

Разделы: Начальная школа


Цели урока: закрепить письменный приём деления многозначного числа на двухзначное; отработать навыки письменных вычислений; повторить письменные алгоритмы сложения, вычитания, деления и умножения; закрепить умения решать составные задачи; развивать математическую смекалку, творческое мышление; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: “Ромашка” для устного счёта; книги В.Бианки, Г.Скребицкого, М.Пришвина; карточки с заданиями; карточки с ответами; иллюстрации с изображениями редких животных и растений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Тема урока

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим письменный приём деления на двухзначное число.

Кроме того, вы узнаёте много интересного.

3. Устные упражнения

У. Какое слово зашифровано на доске?

На доске.

(Умножение записано в столбик)

267*7.103*7.220*4.473*4

771*2.316*3.508*7.826*4

Рис. Ромашки, с ответами на лепестках:

Э-4361, г-948, о-880, к-721, и-2556, я-3304, о-1542, л-1892

Дети. Экология. У. Как вы понимаете значение этого слова?

Ответы детей.

– А теперь устно решим задачи.

В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

Д.В нашей стране стало 193 заповедника.

У. Какие заповедники вы знаете?

Ответы детей

– Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в гоД. После установки очистительных сооружений на этом предприятие количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

Д. В атмосферу выбрасывается 10т сажи.

У. Из 250. 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Д. На грани исчезновения находится 25.000 видов растений.

У. Какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете?

Д. Ландыш, кувшинка…

Учитель показывает иллюстрации с изображением ландыша, венериного башмачка, кувшинки.

У. Самые трудолюбивые санитары леса-муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 ч?

Д. За 1 ч муравьи принесут 1200 насекомых.

У. Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно прочитать книги Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина.

Учитель показывает книги.

– Посмотрите на доску и решите примеры.

На доске.

(Листочки закрывают неизвестные компоненты)

3234 . . . . . . .

– . . . +2 6 3 -4 3 8

2484 6 1 3 5 6 2

– Но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания.

Д. Сумма, слагаемые.

У. Как найти неизвестное вычитаемое? Д. Нужно из уменьшаемого вычесть разность.

У. Как найти неизвестное уменьшаемое?

Д. Надо сложить вычитаемое и разность.

У. Как найти неизвестное слагаемое?

Д. Нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Дети решают примеры, учитель переворачивает листочки, сверяя ответы.

(Листочек) 750-столько жуков-короедов съедает дятел за один день.

(Листочек) 350– столько лет живёт сосна.

(Листочек) 1000– столько полевых мышей уничтожает сова за 1 гоД.

4. Объясните по плану, записанному на доске, как вы выполнили деление.

На доске. Назовите первое неполное делимое. Расскажите, как нашли первую цифру частного. Назовите второе неполное делимое. Расскажите, как нашли вторую цифру частного.

35 68 32 57 51 56 42

– Выберите карточки с нужными ответами. Если вы решили правильно, то на обратной стороне карточки с ответом изображены растения, занесённые в Красную книгУ. Дополнительные вопросы записаны на карточках.

Карточка 1.

Липа живёт 500 лет, а дуб– 2000 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт больше, чем липа?

Карточка 2.

Для естественного восстановления слоя почвы толщенной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

5. Анализ и решения задачи.

Скворцы -? , в 5 раз больше, чем

На ? гус.

– Сможем ли мы сразу ответить на вопрос этой задачи?

Д. нет.

У. Почему

Д. Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов.

У. Как это можно узнать? Каким действием?

Д. Мы должны 335*3, получим 1005. Это число показывает, сколько гусениц приносит пара дятлов.

– А умножив 335*5, мы узнаем, сколько гусениц приносит пара скворцов. Получается 1675.

У. Повторите вопрос задачи.

Д. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

Д. вычитаем: 1675–1005=670 гусениц.

Прочитайте ответ.

Д. Пара скворцов приносит своим птенцам на 670 гусениц больше, чем пара дятлов.

У. Измените, вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение.

Перед вами лежат листочки с тестами, выберете правильный ответ.

Итог урока.

Подведём сейчас итог, как прошёл у нас урок.

Понравился ли вам урок? Какое задание понравилось больше всего? Все ли справились с заданиями?

Поднимите руку у кого возникли затруднения. Кто считает, что работал лучше, чем вчера?

Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме-планете Земля.

Человек неотделим от природы. Он учится у природы, уважайте законы природы.

Только в содружестве с ней мы будем счастливы.