Особая роль, в воспитании обучающихся предназначается классному руководителю. Работа классного руководителя – это целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Она строится на основании воспитательной системы школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основании личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации, сложившейся в классном коллективе.
Как организовать эффективную работу классных руководителей? Это одна из задач работы заместителя директора по воспитательной работе. Понятно, что деятельность классного руководителя должна быть целенаправленной, системной и спланированной. Планирование воспитательной работы в классе базируется на сотрудничестве классного руководителя, детского коллектива, родителей обучающихся, педагогов школы. Осмысление целей и задач совместной деятельности, а также на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой должны лежать в основе планирования. Вместе с тем эффективность деятельности классного руководителя напрямую зависит от наличия четкоструктуированного плана воспитательной работы. В нашей школе разработана структура плана воспитательной работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие классные руководители. Однако в последние годы, классные руководители не оформляют отдельно план работы, а ведут папку классного руководителя, в которой собираются все материалы по воспитанию обучающихся класса в течение всего учебного года, начиная от диагностик и заканчивая анализом работы.
Структура папки классного руководителя (приложение № 1):
1. Циклограмма деятельности классного
руководителя.
2. Документация и отчетность классного
руководителя.
3. Режим работы классного руководителя.
4. Социальный паспорт класса.
5. Общие сведения по обучающимся класса.
6. Характеристика класса.
6.1.Общие сведения о классе (когда создан, новички, второгодники, успеваемость, дисциплина).
6.2.Способности обучающихся к учению (внимание, работоспособность на уроке, память, мышление, выполнение. Д/З).
6.3.Уровень сформированности коллектива (по Лутошкину).
6.4.Лидеры (положительно, отрицательно влияющие, входят ли в органы соуправления).
6.5.Структура класса (какие микрогруппы существуют, по каким основаниям происходит деление, какие отношения складываются между микрогруппами).
6.6.Традиции класса.
6.7.Культура поведения.
6.8.Степень развития органов соуправления.
6.9.Уровень общественной активности.
6.10.Уровень воспитанности обучающихся.
6.11.Сформированность гражданской позиции обучающихся.
6.12.Обучающиеся, требующие особого внимания.
6.13.Характеристика семей.
6.14.Позиции родителей по соблюдению единых педагогических требований.
6.15.Физическое состояние обучающихся.
6.16. Сформированность ценности здоровья, наличие вредных привычек.
7.Увлечения обучающихся и занятость во
внеурочное время .
8. Анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный
год.
8.1.Цель воспитательной работы с классом.
8.2.Задачи.
8.3.Ожидаемый результат.
8.4.Реализация задач (какие мероприятия проведены на каждую задачу).
8.5.Используемые формы и методы воспитательной работы.
8.6.Динамика уровня воспитанности.
8.7.Участие родителей в учебно-воспитательном процессе класса.
8.8.Неблагополучные обучающиеся.
8.9.Наличие вредных привычек у обучающихся.
8.10.Полученный результат, причины расхождений.
8.11.Нерешенные проблемы класса.
9. Общешкольный уровень:
9.1.Цель:
9.2.Направления:
9.3.Задачи.
9.4.Ожидаемый результат.
9.5.Модель выпускника.
10. Уровень класса:
10.1.Воспитательная цель.
10.2.Задачи.
10.3.Ожидаемый результат.
11. План общешкольных мероприятий на
учебный год.
12. Организация социального проектирования в
классном коллективе.
13. План проведения классных часов.
14. План внеурочных мероприятий на 1 (2)
полугодие(экскурсии, встречи, походы, …).
15. Организация соуправления в классе.
16. Работа с обучающимися, имеющими отклонения в
поведении.
17. Распределение обязанностей в родительском
комитете.
18. Работа с родителями.
19. Протокол родительского собрания.
20. Работа с учителями-предметниками в классе.
21. Посещение уроков.
22 Сведения о здоровье обучающихся.
23. Критерии уровня воспитанности обучающихся.
24.Отслеживание уровня воспитанности обучающихся
за учебный год.
25. Ежедневник.
26. Материалы диагностик.
27. Сценарии проводимых мероприятий.
28. Отчет о воспитательной работе за четверть.
29. Анализ воспитательной работы за год.
Хотелось поделиться наработками по оформлению папки классного руководителя. Возможно, они пригодятся кому-либо в работе.