Цели урока:
Образовательные:
- повторить положительные и отрицательные числа;
- модуль числа;
- изображение чисел на координатной прямой;
- сравнение положительных чисел;
- выведение правил сравнения рациональных чисел;
- формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры;
Развивающие:
- развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Знать: правила сравнения двух рациональных чисел.
Уметь: сравнивать рациональные числа, аргументируя свой ответ.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: экран, мультимедиа, презентация (приложение 1), бланк ответов (рисунок 1), изображение "Лесенки достижений" (рисунок 2), человечки (рисунок 3).
№ п/п | Этап урока | Время | Задачи этапа |
1 | Организационный момент. | 3 мин. | Настроить учащихся на урок. |
2 | Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. | 10 мин. | Повторить положительные и отрицательные числа, изображе- ние их на координатной прямой, модуль числа, сравнение положительных чисел. |
3 | Изучение нового материала. | 10 мин. | Выведение правил сравнения чисел. |
4 | Физкультминутка. | 3 мин. | Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
5 | Закрепление изученного материала. | 13 мин. | Формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры, аргументировать ответ. |
6 | Домашнее задание. | 2 мин. | Инструктаж по домашнему заданию. |
7 | Итог урока. | 4 мин. | Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия. |
Ход урока
1). Организационный момент.
Настрой на урок: ребята, я попрошу вас закрыть глаза и выполнить упражнение
"Дыхание горкой"
Вдох - выдох - пауза.
Вдох - выдох - пауза.
(Чем длиннее пауза, тем лучше). Открыли глаза, садитесь.
2). Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос:
- Какую тему изучали на предыдущих уроках?
Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.
- Какую цель будем ставить перед собой?
Повторить положительные и отрицательные числа; определение координатной прямой; изображение точек на координатной прямой; модуля числа; нахождение модуля; противоположных чисел.
Повторим положительные и отрицательные числа (слайд №2)
- Приведите примеры положительных чисел.
- Приведите примеры отрицательных чисел.
- Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?
- Что можно сказать про число 0?
- Как можно назвать все целые числа и все дроби?
Письменно на листочках (слайд № 3).
1. Из чисел 13; -7.2; 0; 46; -46 выпишите:
а) положительные числа;
б) отрицательные числа;
в) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.
Проверить и подвести итог (слайд № 4):
- 5 "+" отметка 5,
- 4 "+" отметка 4 ,
- 3 "+" отметка 3.
Повторим про координатную прямую (слайд № 5).
- Дайте определение координатной прямой.
Письменно на листочках:
2. а) Запишите координаты отмеченных точек.
б) Отметьте на координатной прямой точки М(4); N(-3,5); Р(2,5);К(-2).
Проверить и подвести итог (слайд № 6):
- 9 "+" отметка 5,
- 8-7 "+" отметка 4 ,
- 5-6 "+" отметка 3.
Повторим о противоположных числах, модуле числа (слайд № 7).
- Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры.
- Что называется модулем числа а?
- Чему равен модуль положительного числа? Пример.
- Чему равен модуль отрицательного числа? Пример.
- Чему равен модуль 0?
Письменно на листочках (слайд № 8).
3.
а) Запишите точки, которые имеют противоположные координаты.
б) Из данных чисел -2,6; 2,05; 2,2; -2,22; 2,53 выберите то, которое имеет наибольший модуль.
в) Вычисли: |-4|1,5; 34 - |- 16|; |+23|+|-8|.
Проверить и подвести итог (слайд № 9):
- 5 "+" отметка 5,
- 4 "+" отметка 4 ,
- 3 "+" отметка 3.
На листочках подведите итог своей работы. Оцените себя.
Рефлексия:
- Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?
- Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?
- Кто удовлетворён своими результатами?
3). Изучение нового материала.
Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь: "Сравнение чисел" (слайд № 10).
- Знакома ли вам тема сегодняшнего урока?
- Какие числа мы умеем сравнивать?
Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.
Устно: сравнить числа :
- 15 и 28;
- 13,7 и 8,6;
- и ;
- 12,3 и 12,29;
- -8 и 6.
- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?
- Как называются эти числа?
- Все ли числа мы умеем сравнивать?
- Тогда сформулируйте цели и задачи урока (учитель может их записать на доске).
Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 11). Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.
- Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.
Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило рациональных чисел и записать его в тетрадь.
- Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.
Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала (слайд № 12).
1. Устно: учебник: Математика. 6 класс. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.- М. Мнемозина, 2008. № 110, 120.
2. Письменно в тетрадях:
- № 114, 136 - на доске и в тетрадях.
- № 134, 135 - самостоятельно с последующей проверкой:
Проверить и подвести итог (слайд № 13):
- всё "+" отметка 5,
- один "-" отметка 4 ,
- два "-" отметка 3.
3. Выполните тест в тетради (слайд № 14).
1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -
а) правее;
б) левее.
2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -
а) правее;
б) левее.
3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?
а) 0;
б) -10;
в )12;
г) -6.
4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?
а) 0;
б) -8;
в )-14;
г) 5.
5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.
а) 0, 12, -5, 11;
б) 11, 0, -2, -5;
в ) -5, -2, 0, 11.
Проверить и подвести итог:
- 5 "+" отметка 5,
- 4 "+" отметка 4 ,
- 3 "+" отметка 3.
6. Домашнее задание (слайд № 15).
Правила выучить; № 115, 137, 141(а) на стр. 31,34 дополнительно № 139 (а, б).
7. Подведение итогов (каждый учащийся выставляет себе оценку за работу на уроке),
Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки , собирает тетради.
Рефлексия (слайд № 16).
"Лесенка достижений"
В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:
- Сегодня на уроке я научился:
- Мне было интересно..
- Мне было трудно:
- Я понял, что:
- Я почувствовал, что:
- Больше всего мне понравилось:
- Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что:
Оценив свою работу на уроке, учащиеся крепят человечков (рисунок 3) на соответствующей ступеньке "Лесенки достижений" (рисунок 2 в уменьшенном виде).