Сравнение чисел. 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Цели урока:

Образовательные:

  • повторить положительные и отрицательные числа;
  • модуль числа;
  • изображение чисел на координатной прямой;
  • сравнение положительных чисел;
  • выведение правил сравнения рациональных чисел;
  • формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры;

Развивающие:

  • развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Знать: правила сравнения двух рациональных чисел.

Уметь: сравнивать рациональные числа, аргументируя свой ответ.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: экран, мультимедиа, презентация (приложение 1), бланк ответов (рисунок 1), изображение "Лесенки достижений" (рисунок 2), человечки (рисунок 3).

№ п/п Этап урока Время Задачи этапа
1 Организационный момент. 3 мин. Настроить учащихся на урок.
2 Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. 10 мин. Повторить положительные и отрицательные числа, изображе- ние их на координатной прямой, модуль числа, сравнение положительных чисел.
3 Изучение нового материала. 10 мин. Выведение правил сравнения чисел.
4 Физкультминутка. 3 мин. Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
5 Закрепление изученного материала. 13 мин. Формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры, аргументировать ответ.
6 Домашнее задание. 2 мин. Инструктаж по домашнему заданию.
7 Итог урока. 4 мин. Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия.

Ход урока

1). Организационный момент.

Настрой на урок: ребята, я попрошу вас закрыть глаза и выполнить упражнение

"Дыхание горкой"

Вдох - выдох - пауза.

  • 2 вдоха - 2 выдоха - пауза.
  • 3 вдоха - 3 выдоха - пауза.
  • 2 вдоха - 2 выдоха - пауза.

Вдох - выдох - пауза.

(Чем длиннее пауза, тем лучше). Открыли глаза, садитесь.

2). Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

- Какую тему изучали на предыдущих уроках?

Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.

- Какую цель будем ставить перед собой?

Повторить положительные и отрицательные числа; определение координатной прямой; изображение точек на координатной прямой; модуля числа; нахождение модуля; противоположных чисел.

Повторим положительные и отрицательные числа (слайд №2)

- Приведите примеры положительных чисел.

- Приведите примеры отрицательных чисел.

- Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?

- Что можно сказать про число 0?

- Как можно назвать все целые числа и все дроби?

Письменно на листочках (слайд № 3).

1. Из чисел 13; -7.2; 0; 46; -46 выпишите:

а) положительные числа;

б) отрицательные числа;

в) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.

Проверить и подвести итог (слайд № 4):

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

Повторим про координатную прямую (слайд № 5).

- Дайте определение координатной прямой.

Письменно на листочках:

2. а) Запишите координаты отмеченных точек.

б) Отметьте на координатной прямой точки М(4); N(-3,5); Р(2,5);К(-2).

Проверить и подвести итог (слайд № 6):

  • 9 "+" отметка 5,
  • 8-7 "+" отметка 4 ,
  • 5-6 "+" отметка 3.

Повторим о противоположных числах, модуле числа (слайд № 7).

- Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры.

- Что называется модулем числа а?

- Чему равен модуль положительного числа? Пример.

- Чему равен модуль отрицательного числа? Пример.

- Чему равен модуль 0?

Письменно на листочках (слайд № 8).

3.

а) Запишите точки, которые имеют противоположные координаты.

б) Из данных чисел -2,6; 2,05; 2,2; -2,22; 2,53 выберите то, которое имеет наибольший модуль.

в) Вычисли: |-4|1,5; 34 - |- 16|; |+23|+|-8|.

Проверить и подвести итог (слайд № 9):

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

На листочках подведите итог своей работы. Оцените себя.

Рефлексия:

- Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?

- Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?

- Кто удовлетворён своими результатами?

3). Изучение нового материала.

Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь: "Сравнение чисел" (слайд № 10).

- Знакома ли вам тема сегодняшнего урока?

- Какие числа мы умеем сравнивать?

Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.

Устно: сравнить числа :

  • 15 и 28;
  • 13,7 и 8,6;
  • и ;
  • 12,3 и 12,29;
  • -8 и 6.

- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?

- Как называются эти числа?

- Все ли числа мы умеем сравнивать?

- Тогда сформулируйте цели и задачи урока (учитель может их записать на доске).

Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 11). Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.

  • Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.

Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило рациональных чисел и записать его в тетрадь.

  • Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.

Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала (слайд № 12).

1. Устно: учебник: Математика. 6 класс. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.- М. Мнемозина, 2008. № 110, 120.

2. Письменно в тетрадях:

  • № 114, 136 - на доске и в тетрадях.
  • 134, 135 - самостоятельно с последующей проверкой:

Проверить и подвести итог (слайд № 13):

  • всё "+" отметка 5,
  • один "-" отметка 4 ,
  • два "-" отметка 3.

3. Выполните тест в тетради (слайд № 14).

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;

б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;

б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а) 0;

б) -10;

в )12;

г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;

б) -8;

в )-14;

г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;

б) 11, 0, -2, -5;

в ) -5, -2, 0, 11.

Проверить и подвести итог:

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

6. Домашнее задание (слайд № 15).

Правила выучить; № 115, 137, 141(а) на стр. 31,34 дополнительно № 139 (а, б).

7. Подведение итогов (каждый учащийся выставляет себе оценку за работу на уроке),

Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки , собирает тетради.

Рефлексия (слайд № 16).

"Лесенка достижений"

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:

  • Сегодня на уроке я научился:
  • Мне было интересно..
  • Мне было трудно:
  • Я понял, что:
  • Я почувствовал, что:
  • Больше всего мне понравилось:
  • Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)
  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что:

Оценив свою работу на уроке, учащиеся крепят человечков (рисунок 3) на соответствующей ступеньке "Лесенки достижений" (рисунок 2 в уменьшенном виде).