Цель: вести понятие “внешнее” и “внутренне” строение тела человека, познакомить учащихся с частями и внутренними органами человека.
Оборудование:
- Таблица “Органы пищеварения”
- Картина “Дом”
- Карточки для таблицы: строение тела человека, внешнее, внутреннее, части тела, голова, шея, туловище (грудь, живот, спина), руки, ноги, органы, мозг, легкие, сердце
- Пластилин (красный, синий, серый)
- Карточки с силуэтами человека (индивидуальные)
- Салфетки
- Воздушный красный шарик
- Поролоновая губка
- Веревка длиной 8 метров
- Индивидуальные карточки с кроссвордами
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
2. Психологический настрой:
- я в школе на уроке;
- сейчас я начну учиться;
- я радуюсь этому;
- внимание моё растет;
- я как разведчик все замечу;
- память моя крепка;
- голова мыслит ясно;
- я хочу учиться;
- я очень хочу учиться;
- я готов к работе;
- работаю.
Откройте глаза. Подарите улыбку.
3. Мозговая гимнастика.
А чтобы успешно работать, проведем мозговую гимнастику:
- Качания головой. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
- Ленивые восьмерки. Нарисуйте в воздухе семерки. По три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- Шапка для размышлений. Наденьте шапку, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки – три раза.
- Зоркие глазки. Шесть кругов по часовой стрелке и шесть кругов против часовой стрелки нарисуйте глазами.
- Стрельба глазами. Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по три раза.
4. Актуализация знаний учащихся.
– Рассмотрите картинку. Что вы видите? (Дом)
– Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна).
То, что мы видим снаружи, это внешнее строение дома.
– А что находится внутри?
То, что мы можем увидеть внутри, называется внутренним строением.
5. Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строение человека, исследуем его:
Посмотрите друг на друга и скажите, из каких частей состоит тело человека снаружи, называя последовательно сверху вниз.
– Давайте проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы называли:
* Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте;
* Покажите, где находится ваша шея;
* Пощупайте грудную клетку;
* Погладьте друг друга по спине;
* Погладьте себя по животу;
* Поднимите правую руку вверх;
* Спрячьте левую руку за спину;
* Поставьте правую ногу на пятку;
* Топните левой ногой.
– Как одним словом назвать грудь, спину и живот? (Туловище)
– Почему руки называют верхние конечности, а ноги – нижние конечности?
6. Физминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимайте руки
По команде “раз”,
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде “два”.
7. Продолжение изучения новой темы.
Внутренне строение.
Мы рассмотрели внешнее строение тела человека.
– А какое же его внутреннее строение? Что об этом знаете?
Тело человека внутри состоит из органов. Прочитайте хором:
Органы.
Практическая работа.
Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Читаете, пишите, бросаете мяч, решаете. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг головной.
– Где он расположен, в какой части тела?
Возьмите пластилин серого цвета, вылепите “головной мозг” и прикрепите на силуэт человека из картона.
Головной мозг следит за тем, как мы дышим.
У каждого человека два легких: правое и левое. А находятся они в грудной клетке. Легкие похожи на две розовые губки. При выходе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размерах. Когда мы делаем вздох, легкие наполняются воздухом и расширяются.
– С помощью какого органы мы дышите?
Вы лепите легкие из синего пластилина и прикрепите на силуэт человека.
Мы должны правильно дышать. Не через рот, а через нос. При дыхании воздух прогревается до 25, а при дыхании ртом – только до 20.
Если зимой дышать через рот, то можно заболеть ангиной или гриппом, ОРЗ, Проходя через нос, воздух увлажняется и освобождается от пыли и бактерий.
Дыхательные упражнения:
- Сделать 10 вздохов и выдохов через правую и левую ноздрю по очереди, закрывая их большим и указательным пальцами.
- При выдохе постукивать по крыльям носа указательными пальцами.
- Сделать спокойный вдох через нос, а при выдохе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произносить “ба-бо-бу”.
– Скажите, как узнают, жив человек или умер?
Прежде всего прослушивают, бьётся ли у человека сердце.
– Где оно находится? (В груди, в левой части).
Приложите левую ладонь к сердцу. Оно размером с кулак, покажите. Это неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать все тело.
Лепим из красного пластилина сердце и прикрепляем его.
А теперь, чтобы размяться, выполним знакомые упражнения. Отдых будет полезный и активным. Дышать надо только через нос.
- “Часики” (тик-так)
- “Вырасти большой” (ух)
- “Паровозик” (чух-чух-чух)
- “Лыжник” (м-м-м)
Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Главное отделение “внутренней кухни”– это желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны (под рёбрами). Желудок напоминает мешок. Без еды он как смущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Попадает пища в желудок, он растягивается (надувание воздушного шарика). Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2–3 литров еды в него поместиться не может.
Показ по таблице “Органы пищеварения”
В желудке пища перерабатывается лишь на половину. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечник.
Показ по таблице”Органы пищеварения”.
Он тянется почти на 8 метров, но свернут так плотно, что целиком помешается в животе.
Задание.
Растянуть веревку длиной 8 метров.
У желудка есть необыкновенная соседка – печень. Печень живет с правой стороны от желудка, в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривает пищу.
Показ по таблице “Органы пищеварения”.
Вывод:
Мы исследовали внутренние органы, прочитаем ещё раз их названия. Все эти органы взаимосвязаны, составляют слаженный организм. При соблюдении правил гигиены и здорового образа жизни, человек может прожить более 100 лет.
8. Физминутка “Аист”.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай левою ногой,
Топай правою ногой,
Снова левою ногой,
Снова правою ногой,
И тогда придешь домой.
9. Рефлекси
Загадки:
Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
(Ноги)День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится это
(Сердце)
Тест:
- Командный пункт (мозг).
- Мотор, размером немногим больше кулака (сердце).
- Похожи на две розовые губки (легкие).
- Главное отделение внутренней кухни (желудок).
- Похож на длинный извилистый лабиринт (кишечник).
- Соседка желудка, находится с правой стороны (печень).
10. Подведение итогов урока.
– Для чего нужно знать строение человека?
Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу органов человеческого организма, и что они составляют слаженный организм. Если вести здоровый образ жизни и выполнять правила гигиены (наука о здоровье), то человек будет здоров.
Домашнее задание.
1. Прочитайте текст “Как работает наш организм?”