Воспитание культурного пешехода

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Программное содержание

Закрепляющие задачи: Закрепить знания о правилах перехода проезжей части улицы - зебре (пешеходному переходу), подземному переход правилах поведения в общественном транспорте.

Обучающие задачи: Познакомить детей с дорожным знаком «Осторожно дети» и объяснить его значение. Развивать логическое мышление, помочь найти выход из различных ситуаций.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей ответственность за то. что безопасность зависит от того, насколько они хорошо знают и выполняют правила дорожного движения.

(Слайд № 2)

Обогащение и активизация словаря: по теме занятия.

Пешеход, тротуар, проезжая часть, переход наземный и подземный, транспорт, знаки дорожные, зебра, пассажиры, сигнал, светофор.

Развивать навык высказываний, рассуждений (следить чтобы правильно согласовывали род, число, падеж существительных и прилагательных).

Предшествующая работа:

  1. Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль», разучивание песни «Светофор»
  2. Беседа «Знаешь ли ты дорожные знаки» с решением проблемных ситуаций.
  3. Рассматривание альбома «Знакомимся с дорожными знаками»
  4. Рассматривание иллюстраций по ПДД
  5. Конкурс рисунков «Дорога и дети»
  6. Составление рассказов на тему: «Что думают дошкольники о правилах дорожного движения»
  7. Конкурс поделок на тему «Самый вежливый светофор», совместно с родителями.
  8. Экскурсия по Московскому проспекту, с целью знакомства с разными видами транспорта и наблюдение за поведением пешехода.
  9. Сюжетно ролевые игры:
  •  «Автосалон» - выставка машина. (Как называется транспортное средство, какую работу выполняет).
  •  «Я и моя улица» - закрепление правил поведения на улице водителями и пешеходами с использованием дорожных знаков и сигнала светофора
  1. Знакомство с правилами ПДД в настольно печатных играх «Сложи машину», «Мы спешим в школу», «Подбери к машине», подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «4 стихии», «Горилки»
  2. Разучивание стихов
  3. Пение песни «Светофор»

Материал для занятия

  1. Оформление зала: домик «Теремок», модули «Школа пешеходных наук», объемные дома, велосипеды, силуэты грузовых и легковых автомобилей, автобусов, машин скорой помощи, игрушки Мишка в форме милиционера, Мудрая Сова с письмом.
  2. Дорожные знаки пешеходный и подземный переход, автозаправочная станция, пункт медицинской помощи, пункт питания, телефон, Светофор.
  3. Волшебная книга с сюжетными картинками, изображающие различные ситуации на улицах города и в городском транспорте.
  4. Костюмы и декорации к инсценированию сказки «Теремок» на новый лад.
  5. Фонограммы песен и музыки, магнитофон.

Индивидуальная работа

  1. С Алешей С. - учить говорить четко проговаривая слова во время ответов.
  2. С Эльмиром Н. - следить, чтобы говорил полными предложениями и согласовывал существительные с прилагательными.
  3. С Данисом - помочь преодолеть страх говорить перед роди гелями.
  4. Следить за выразительным чтением стихов Алеша К., Кирилл С.

Методические приемы

  1. Игровой прием - встреча с лесными зверями.
  2. Чтение письма Мудрой Совы.
  3. Построение модели улицы.
  4. Чтение стихотворения «Азбука дорог».
  5. Ответы на вопросы.
  6. Чтение стихов детьми.
  7. Игра «Красный, желтый, зеленый».
  8. Пение песни «Светофор».
  9. Обыгрывание ситуаций из книги «Дорожная азбука».
  10. Инсценирование сказки «Теремок» на новый лад.

Ход занятия

В зал под музыку вбегают дети и останавливаются.

I часть «Сюрпризный момент»

В: Дети, посмотрите около домика сидят печальные звери. Давайте подойдем к ним и спросим, что же у них произошло.

(Подходят.)

В: Здравствуйте, уважаемые лесные жители! Почему у вас такие печальные лица? Что случилось? Звери: Мы получили письмо, но не знаем от кого, и что в нем написано. В: Успокойтесь! Мы его сейчас прочитаем.

(Читает письмо.)

«Приглашаю всех лесных жителей в «Школу пешеходных наук» для знакомства с дорожными знаками»
Мудрая Сова.

(Слайд № 3)

В: Мы сегодня тоже идем в «Школу пешеходных наук» и с удовольствием возьмем вас с собой.

II часть «Кто мы?»

(Слайд № 4)

В: Дети, мы с вами живем в большом городе, а как он называется? Дети: Наш город называется Набережные Челны

В: В нашем городе большое движение. И люди, и транспорт подчиняются строгим правилам. Мы с вами тоже участники этого движения? А как мы участвуем?

Дети: Ходим по улице. Переходим дорогу по зебре, переходим через подземный переход, соблюдаем правила дорожного движения, идем, когда горит зеленый свет для людей.

В: Совершено верно!

Если мы ходим, значит мы - пешеходы.

Если мы едем - пассажиры.

В: А кто главный в автобусе?

Дети: Водитель.

(Слайд № 5)

В: Дети, посмотрите, а что это такое (показывает велосипед).

Д: Велосипед.

В: Дима, сядь, пожалуйста. А сейчас, как можно назвать Диму?

Дети: Велосипедист.

(Слайд № 6)

В: Давайте устроим соревнование «Чей велосипед быстрее».

Игра «Чей велосипед быстрее»

В: Да, это водитель транспортного средства. Получается мы с вами: пассажиры, водители и пешеходы. Мы должны знать все правила дорожного движения.

Пешеходы, водители, пассажиры должны соблюдать правила дорожного движения.

(Слайд № 7)

III часть «Пассажиры автобуса».

В: Из пешеходов мы превратимся в пассажиров. Я предлагаю отправиться в «Школу пешеходных наук». А на чём поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку

Что за чудо синий дом.
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином

Дети: Автобус

(Слайд № 8)

В: Дети, через какую дверь надо заходить в автобус?

Дети: Заходить в автобус нужно через заднюю дверь. Нельзя толкаться

В: Проходите, садитесь поудобнее, наше путешествие продолжается. Давайте споем песенку про Светофор (1 куплет)

В: Дети, а какие правила поведения в автобусе вы знаете?

  1. Во время движения нельзя трогать дверь руками, надо ждать, когда водитель откроет их. У него есть специальная кнопка.
  2. Нельзя разговаривать с водителем 'вовремя движения.
  3. Нельзя высовываться из окна.
  4. Нельзя громко разговаривать - это мешает другим пассажирам.

(Слайд № 9-10)

IV часть «Школа Пешеходных наук»

В: Остановка. Вот мы и приехали в «Школу пешеходных наук». В этой школе учеба начинается с Азбуки.

Город, в котором с тобою живем.
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов дорог.
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой!
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилась с тобою беда.

(Слайд № 11)

В: Дети вы видите дорожные знаки, что обозначает каждый знак? Назовите дорожные знаки.

Пешеходный переход.

Пункт медицинской помощи.

(Слайд № 12)

Автозаправочная станция.

Пункт питания.

(Слайд № 13)

Телефон.

В: Сегодня я познакомлю с новым знаком. Он треугольной формы, нарисованы на нем два человечка и называется он «Дети». Значит, рядом находится школа или детский сад. Этот знак будет для вас помощником. Но все равно все пешеходы и водители должны быть осторожны.

(Слайд № 14)

В: Как бы вы поступили? ( Предлагаются картинки с ситуациями на дороге)

(Слайд № 15)

В: Молодцы, вы хорошие пассажиры, умеете себя вести. Спокойно выходим из автобуса, Я рада, что вы хорошо знаете ПДД. дорожные знаки и лесные жители приглашают вас на представление.

V часть «Модель улицы»

В: Прежде чем говорить о ПДД, давайте подумаем, как же построить улицу, которая была бы удобна пешеходам, и машинам. Скажите, пожалуйста, что такое улица?

Дети: Дорога, рядом дома

В: А чтобы дорога - проезжая часть была удобна для транспорта и пешеходов, какой она может быть.

Дети: Улица должна быть широкой, с 2-х сторонним движением. На улице есть разделительная полоса, чтобы машины случайно не столкнулись.

В: Верно! Ваши ответы замечательные. Приступаем к строительству дороги.

  1. Начнем с разделительной полосы, чтобы машины могли двигаться по разным дорогам навстречу друг другу.
  2. Построим дома, детский сад, автозаправочную станцию, тротуар, посадим деревья

(Слайд № 16)

(Воспитатель объясняет для чего, что необходимо, дети строят.)

(Слайд № 17)

В: Отлично! Мы дорогу построили, а какие правила для пешеходов вы знаете

Дети: переходить дорогу по зебре

В: А что такое зебра, животное?

Дети: Зебра - место перехода дороги

Зебра - пешеходный переход

В: А как еще можно перейти дорогу?

Дети: Дорогу можно переходить через подземный переход

В: Дети, а как мы узнаем, где у нас подземный переход?

Дети: Надо поставить знак

В: Ставим

(Слайд № 18)

В: Дети есть еще один помощник пешехода. Отгадайте кто это?

Встало с краю улицы
В длинном сапоге.
Чучело трехглазое
На одной ноге,
Где машины движутся.
Где сошлись пути.
Помогает улицу.
Людям перейти.

Дети: Светофор

(Слайд № 19)

В: А что означают сигналы светофора?

Дети: Красный - стой.

Желтый - жди.

Зеленый - иди.

(Слайд № 20)

В: В настоящее время светофоры стали более удобные: со звуковыми и световыми сигналами, (показывают сколько секунд осталось до начала движения)

В: Я предлагаю вам построить светофоры.

Игра «Построй светофор»

В: Давайте поиграем со светофором в игру «Красный, желтый, зеленый».

Когда подниму карточку с красным светом - стойте, с желтым - хлопайте в ладоши, с зелёным - шагайте.

VI часть Сказка «Теремок» на новый лад.

(Слайд № 21)

Ведущий:

На обочине дорог
Был построен теремок.
Для зайчат, ежат, мышат,
И, конечно, медвежат.
Вот стоит наш теремок,
Как красив он, как высок!
Как дорогу перейдёшь-
В теремочек попадёшь.
Новоселье ждёт зверят,
В терем все они спешат.
Перейти зверям дорогу
И подскажут и помогут
Говорящие цвета-
Нужно слушать их всегда.
Долговязый светофор
На зверят глядит в упор.

Светофор:

Шагайте осторожно.
И только там, где можно!

Ведущий:

Ёжик к терему идёт.
Яблоки с собой несёт.

Ёжик:

Я по правилам хожу-
Не опасно мне. Ежу!
Я примерный пешеход.
Правила я уважаю,
Я всегда их соблюдаю.

Ведущий:

Ёжик в терем попадёт,
Место там себе найдёт.
Мышка по полю бежит,
В теремок она спешит.

Мышка:

Знает мышка - переход
От машин всегда спасет!
Если переход - наземный-
Называется он зеброй.
Здесь подземный переход
Мышку в терем приведёт,
И хорошее местечко
Мышка в тереме займёт

Ведущий:

По тротуару зайчонок прыг-скок!
На новоселье спешит в теремок,

Зайчонок:

Правила знает зайчонок на «пять»,
Ведь по дороге опасно скакать!
Едет машина - её берегись
И под колёсами не окажись!

Ведущий:

Вот зелёная лягушка-
Длинноногая квакушка
К светофору подскакала
И, как вкопанная, встала.

Лягушка:

Загорелся красный свет-
И лягушке хода нет.
Вот и жёлтый огонёк.
Ждёт лягушка не идёт.
А зелёный появился-
Для лягушки путь открылся.

Светофор:

Нужно слушаться без спора
Указаний светофора!

Ведущий:

И лягушка в теремок
Прыг-скок, прыг-скок!
А вот медвежонок
Что он творит?
Посередине дороги рулит.
Вправо и влево мишка виляет.
Встречным машинам
Он сильно мешает.
Эй, медвежонок, себя береги,
С шумной дороги скорее сверни!

Медвежонок:

Если с опасной дороги свернёшь.
Целым к друзьям в теремок попадёшь.

Светофор:

Если будешь соблюдать
Правила движенья.
В теремочек попадёшь
Ты на новоселье.

В: Дети, чтобы с вами не случилось несчастья на дороге, выполняйте правила движения. А я подарю вам памятку, которую вы будете читать со своими родителями. А для лесных зверей мы в группе нарисуем дорожные знаки.

Памятка для детей

1. Никогда не переходите дорогу в неположенном месте. Даже если на проезжей части нет ни одной машины. Обстановка на дороге меняется мгновенно. Сейчас машин нет, через несколько секунд они появятся.

2. Обязательно переходите через улицу только по подземному, надземному или наземному переходу.

3. Внимательно следите за сигналами светофора.

Красный свет — перехода нет.

Желтый свет — готовься, жди,

Зеленый свет — иди.

4. Если загорелся зеленый свет светофора, не бегите через улицу, сломя голову, идите спокойно. Посмотрите сначала налево, а дойдя до середины — направо.

5. Подходя к углу улицы, арке, повороту, будьте внимательны, слегка замедлите шаг.

6. Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящей у обочины машины, из-за куста, сугроба.

7. Не стойте у края остановки.

8. Не обходите автобус ни сзади, ни спереди, лучше дождитесь, когда он отъедет.

(Слайд № 22)