Цели: способствовать освоению способов визуализации числовых данных, отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач;
- способствовать закреплению знаний общих принципов работы табличного процессора OpenOffice.org Calc;
- способствовать формированию правильного оформления результатов задач в диаграммах, сочетая вид, тип форматировании и параметры диаграмм;
- формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры.
Развивающие:
- развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
- развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать, воспитание информационной культуры.
Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и практическое закрепление изученного материала)
Программное обеспечение:
Интерактивная доска, проектор, 12 компьютеров, СПО Linux
План урока:
- Организационный момент. - 1 мин
- Проверка домашнего задания (тест). - 10
- Объяснение нового материала. - 15
- Закрепление изученного (практическая работа). -15
- Подведение итогов, выставление оценок. - 2 мин
- Домашнее задание. - 2 мин
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Цель нашего урока - изучить, графические возможности табличного процессора OpenOffice.org Calc , для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму. Тема нашего сегодняшнего урока "Графическое представление числовых данных. Построение диаграмм в табличном процессоре OpenOffice.org Calc"
2. Проверка домашнего задания. Прежде чем приступить к изучению нового материала, выполним тест "Электронные таблицы - создание формул, форматирование ячеек". Время на выполнение 10 минут. (Приложение 1)
3. Объяснение нового материала (Презентация).
ДИАГРАММА (от греч. diagramma - изображение, рисунок, чертеж), графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.Диаграммы и графики могут быть мощными способами передачи информации читателю и OpenOffice.org Calc предлагает разнообразие различных форматов диаграмм или графиков для ваших данных. Для создания диаграммы, сначала выделите (выберите) данные, которые будут включены в диаграмму, выберите Вставка > Диаграмма из меню. (Рис 1)
Рис 1 Вставка Диаграммы
Запускается Мастер диаграмм, который шаг за шагом позволит вам выполнить основные настройки при построении диаграммы: выбирайте предложенные варианты и переходите к следующему шагу.
Примеры диаграмм:
Рис 2 Пример гистограммы
Рис 3 Пример круговой диаграммы
Рис 4 Пример линейчатой диаграммы
Редактирование диаграммы
Вызвать контекстное меню на диаграмме и выбирать Правка. Меню Вставка и Формат изменяются и в них появляются команды, позволяющие отредактировать диаграммы: добавить подписи данных, изменить положение легенды, показать дополнительные оси, вставить заголовки (Рис 5).
Рис 5 Редактирование диаграммы
Пример гистограммы, в которой поставлены подписи значений и настроен формат чисел (Рис 6).
Рис 6 Пример диаграммы с подписями данных
Перемещение и удаление диаграммы
Выделенная диаграмма легко удаляется выбором пункта меню Вырезать, включаемого при нажатии правой кнопки мыши (Рис 7). Выделите диаграмму, щелкните правой кнопкой мыши, выберите пункт меню Вырезать.
Рис 7 Удаление диаграммы
Для перемещения диаграммы:
1. Установите курсов внутри диаграммы.
2. При появлении четырехнаправленной стрелки, нажмите кнопку мыши.
3. Переместите диаграмму в нужное место листа.
4. Отпустите кнопку мыши.
4. Закрепление изученного (практическая работа)
Заполните таблицу "Крупнейшие реки" в соответствующей программе по образцу. Рассчитайте максимальные, минимальные и средние значения. Постройте диаграммы:
- длин рек;
- расхода воды;
- по средним значениям.
Крупнейшие реки | ||||
Наименование реки | Местонахождение реки | Длина реки (км) | Площадь бассейна (тыс.кв.км) | Расход воды (куб м/с) |
ОБЬ | АЗИЯ | 5410 | 2990 | 12700 |
АМУР | АЗИЯ | 4440 | 1855 | 10900 |
МИССИСИПИ | СЕВ. АМЕРИКА | 6420 | 3268 | 19000 |
ЯНЦЗЫ | АЗИЯ | 5800 | 1809 | 34000 |
НИЛ | АФРИКА | 6671 | 2810 | 2600 |
АМАЗОНКА | ЮЖ. АМЕРИКА | 6400 | 6915 | 220000 |
МЕКОНГ | АЗИЯ | 4500 | 810 | 13200 |
ХУАНХЕ | АЗИЯ | 4845 | 771 | 2000 |
МИН. ЗНАЧ. | ||||
МАКС. ЗНАЧ. | ||||
СРЕД. ЗНАЧ. |
- 5. Подведение итогов, выставление оценок
- Что такое диаграмма?
- Назовите основные объекты диаграмм.
- Назовите основные типы диаграмм.
- Перечислите преимущества и недостатки диаграмм разных типов.
Ключевые моменты:
- Мастер диаграмм автоматизирует задачи по созданию диаграммы, избавляя вас от необходимости вручную добавлять такие элементы, как названия диаграмм, подписи осей и легенды.
- Можно изменить расположение и размер диаграммы, чтобы было легче просматривать другие данные или элементы на листе.
- К частям диаграммы можно применить форматы, чтобы выделить определенные данные и улучшить внешний вид листа.
- Программа Calc предоставляет различные типы диаграмм.
6. Домашнее задание:
Создать таблицу по данному шаблону, вычислить средний балл.
Результаты вступительных экзаменов | ||||||||
№ | Фамилии | Математика | Химия | Физика | Биология | Сочинение | История | Средний балл |
1 | Иванов И. И. | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | |
2 | Петров П.П. | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | |
3 | Сидоров С.С. | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | |
4 | Васильев В.В. | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | |
5 | Соколов И.Е. | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | |
6 | Нестеров К.К. | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | |
Построение диаграмм
К данной таблице следует построить две столбиковых диаграммы. Первую диаграмму разместить на имеющемся листе, вторую на отдельном листе.