Тип урока: урок по технологии развития критического мышления.
Цель урока: научить работать с микроскопом, привить интерес к изучению цитологии.
Задачи урока
Обучающие:
- познакомить с правилами приготовления микропрепаратов;;
- расширить и углубить знания о клетке
Развивающие:
- развивать технику чтения, образную память;
- способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме;
Воспитывающие:
- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;
- воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Средства обучения:
технические:
- компьютер с установленной операционной системой MS Windows,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- материал к практической работе.
- микроскопы
- рабочая тетрадь,
- учебник
программные: презентация,
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изложение нового материала.
- Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть урока).
- Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
Этап урока | Содержание | Слайды | Время (мин) |
Организационный этап | Включение всех учащихся в работу | 1-2 | |
Определение темы и задач урока | Записать тему урока | 1 | 2 |
Вызов информации | Применение приема критического мышления | 2 | |
Этап осмысления учебной информации | Работа с текстами, рисунками. Особенности строения клеток |
3 | 10 |
Лабораторная работа | 4-5 | 20 | |
Этап рефлексии | Заполнение графы таблицы "Узнали". | 6-7 | 4-8 |
Домашнее задание. | 5 |
- Итак, с чего же мы начнем, мистер Сайрес? - спросил Пенкрофт на следующее утро.
- С самого начала, - ответил Сайрес Смит.
Жюль Верн
I этап. Вызов информации.
(СЛАЙД 1) Объявляется тема урока. Зачитываются слова Жюля Верна (эпиграф к уроку).
Обсуждение вопроса "Почему в одном организме так много разновидностей клеток?".
(СЛАЙД 2) Знакомство с технологией INSERT . Учащиеся заполняют таблицу. Лист бумаги делится на три части. Каждая часть называется. Обсуждение того, что известно о клетке. Спорные вопросы записываются во вторую графу)
ЗНАЕМ | Хотим узнать | Узнали |
II этап. Осмысление учебной информации.
Работа с текстами и рисунками на с 110-111. Выполнение заданий на слайде 3 (работа в парах, затем проверка в микрогруппах).
Лабораторная работа "Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука"
- Повторение правил работы с микроскопом, план предлагается на слайде 4.
- Повторение правил техники безопасности.
- Выполнение работы по инструкции (слайд 5)
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
1. Капните пипеткой 2-3 капли воды на предметное стекло.
2. С помощью пинцета отделите тонкую кожицу от листа лука и поместите ее в каплю воды на предметном стекле.
3. Накройте препарат покровным стеклом.
4. Добавьте йод, капнув одну каплю вдоль границы покровного стекла.
5. С помощью фильтровальной бумаги удалите излишек воды.
6. Поместите препарат под микроскоп и рассмотрите его.
7. Зарисовать клетки кожицы чешуи лука (слайд 5)
Клетки листа элодеи (слайд 6). Так как препарат приготовить не возможно объяснить строение по слайду.
III. Рефлексия (размышление)
Работа с заданием, представленным на слайде 7 "Чьи это клетки?"
Заполнение графы таблицы (слайд 2) "Узнали". Подведение итогов: отметить, какие вопросы не получили ответа.
Домашнее задание:
- изучить текст, выполнить задания в рабочих тетрадях
- изучить с. 110-111
Литература.
- Природоведение 5 класс : учеб.для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2008.
- Альбом-задачник к учебнику Природоведение А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.