Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия каждого ребёнка следует выработать чёткую стратегию сотрудничества с родителями. Внедрение в практику работы МДОУ “Детский сад № 101 “Солнышко” Управления по социальным вопросам администрации МО “Котлас” Архангельской области проекта “Педагогическое взаимодействие семьи и ДОУ”, разработанного на 2005-2006 годы, привело коллектив к пониманию необходимости продолжения данной работы путём создания нового проекта. В 2007 году в МДОУ был организован Клуб молодой семьи “Росточки”, который функционирует уже четвёртый год.
Этапы разработки информационно-практико-ориентированного проекта
"Клуб молодой семьи “Росточки”.
- Целеполагание.
- Разработка проекта – составление плана деятельности с привлечением специалистов МДОУ.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – задачи для новых проектов.
1-й этап. Целеполагание
Одна из главных ценностей в жизни – наши дети. Для полноценного формирования личности каждого воспитанника МДОУ мы должны сделать родителей своими единомышленниками, выработать чёткую стратегию и тактику сотрудничества с молодой семьёй, не имеющей опыта воспитательной работы.
Проблема:
Проблемы в общении между родителями и педагогами.
Недостаточность педагогических знаний родителей для эффективного воспитательного воздействия на ребёнка.
Участники проекта:
Родители воспитанников, педагоги и специалисты МДОУ “Детский сад № 101 “Солнышко”, дети 1 и 2 младшей группы, медицинский персонал детской поликлиники посёлка Вычегодский, родители детей, не посещающих ДОУ (возраст до 3 лет).
Цель проекта:
- установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Установить контакт с родителями до поступления ребёнка в ДОУ с целью заблаговременной подготовки его к жизни в детском саду;
- Популяризовать деятельность МДОУ № 101 среди населения микрорайона;
- Выявить неблагополучные семьи, где есть неорганизованные дети для дальнейшего сопровождения их службой КДН посёлка Вычегодский;
- Осуществить педагогическое просвещение молодых родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, изучения закономерностей физического и психического развития ребёнка на разных возрастных этапах;
- Оказать медико-психолого-педагогическую помощь родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Возникнут первоначальные связи с родителями детей, которые ещё не поступили в детское учреждение. Родители приобретут первые знания об учреждении, в которое они собираются отдать своего ребёнка, его кадровом потенциале, возможностях, особенностях. Будет преодолён барьер настороженности по отношению к ДОУ, установится психологический контакт с семьями. У педагогов появится возможность познакомиться с семьёй будущего воспитанника.
- Родители воспитанников, уже посещающих МДОУ, приобретут необходимые знания о закономерностях развития детей на разных этапах дошкольного детства и будут грамотно использовать их в процессе развития своего ребёнка;
- Родители будут иметь возможность получения всесторонней квалифицированной помощи в педагогических, медицинских, правовых вопросах.
- Положительный семейный опыт будет популяризоваться среди родителей;
- Сохранение и укрепление здоровья детей в молодой семье.
- Будут выявлены проблемные семьи, в которых есть неорганизованные дети, для дальнейшего контроля за их жизнедеятельностью соответствующими службами.
2-й этап. Разработка проекта с привлечением специалистов
Заключается в следующих мероприятиях:
1. Доведение до участников проекта значимости важности и актуальности проекта.
2. Разработка схемы взаимодействия педагогов, специалистов, родителей, детей в работе над проектом.
Схема взаимодействия участников проекта “Росточки” в МДОУ № 101
3. Подбор литературы по выбранной тематике.
4. Разработка “Положения о проекте “Росточки”.
5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
6. Консультирование и обучение педагогов на практических тренингах.
Начало разработки проекта – работа с кадрами.
Задачи:
– глубокое изучение тематики проекта, вызвать заинтересованность участников
проекта данной темой, пополнение знаний педагогов по теме, поддержать инициативу
педагогических кадров.
– создать мотивацию педагогов, опираясь на возникающие в работе с родителями
проблемы.
– тактичное рассмотрение предложенных разработчиками вариантов проекта по
педагогическому взаимодействию с родителями (каждый имеет право на ошибку и
может высказать своё мнение).
– создание атмосферы сотворчества с членами-участниками проекта.
– творческий подход к реализации проекта, ориентированность на использование
полученных практических знаний, использование передового педагогического опыта
коллег.
– вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы
сотворчества с детьми и педагогами МДОУ.
По мере осуществления данных задач были разработаны направления сотрудничества с молодой семьёй.
Направление Сотрудничества | С какой целью используется | Форма общения |
1 | 2 | 3 |
Информационно-аналитическое | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической состоятельности и грамотности. Определение типа семьи. Маркетинговое обследование – что семья хочет от ДОУ? | Проведение опросов, анкетирование, посещение семьи на дому, наблюдения, беседы с родителями. |
Познавательное
|
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего и младшего дошкольного возраста. | Родительские собрания, семинары-практикумы, родительский лекторий, встречи со специалистами, использование педагогической литературы. |
Наглядно-информационное, Просветительско-ознакомительное. | Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Дни “открытых дверей”, просмотры разных видов деятельности, наглядный материал в уголках, тренинги. |
Досуговое | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. | Совместные проведения досуговой деятельности, |
Консультативное | Получение родителями квалифицированной помощи от специалистов ДОУ, ЦДК, поликлиники по интересующим их вопросам. | Консультации, беседа, подбор необходимых справочных документов. |
3-й этап. Выполнение проекта.
Дата | Действия (мероприятия) | Форма | Ответственный | Отметка о выполнении |
Май –сентябрь 2010 г. | Сбор информации о семьях микрорайона, в которых есть неорганизованные дети посредством работы с детской поликлиникой, выявление проблемных семей, передача сведений о них в КДН посёлка Вычегодский, информирование Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации МО “Котлас” о ситуации с неорганизованными детьми, подача статистических данных. | Сбор информации | Социальный педагог МДОУ Ямова Н.В. Заведующая МДОУ Тропникова Е.Г. |
|
Май 2010г. | Первое собрание для родителей вновь поступающих детей набора 2010г., знакомство с ДОУ, его кадрами, условиями содержания детей. | Собрание родителей | Администрация, медицинская сестра Руппель Т.И. | |
Август 2010 г. | Набор детей в группу раннего возраста, знакомство с
родителями, получение первых сведений о молодых семьях. Анкетирование родителей, обследование семей. |
Наблюдения, беседы, анкетирование, посещение семей. | Педагоги группы, социальный педагог. | |
Сентябрь 2010 г. |
“Психофизическое состояние ребёнка в адаптационный период” | Консультация | Медицинская сестра ДОУ. | |
Сентябрь 2010 г. | Мониторинг запросов родителей по оказанию основных и дополнительных услуг. | Анкетирование | Старший воспитатель Агалакова М.Н. |
|
Сентябрь 2010 г. | Создание банка семей ДОУ, выявление проблемных семей, организация работы с ними. | Отчёт | Старший воспитатель, Агалакова М.Н. психолог Шимова М.А. | |
Сентябрь – октябрь 2010 г. | Посещение семей всех воспитанников групп, постановка по необходимости проблемных семей на учёт в КДН или городской учёт. | Отчёт | Педагоги группы. Социальный педагог Ямова Н.В. | |
Ноябрь 2010 г. |
Организационное собрание Клуба молодой семьи “Росточки”, выявление направлений работы с родителями, которые им интересны, обсуждение и утверждение плана работы на учебный год. | Собрание | Заведующая, специалисты МДОУ. | |
Ноябрь 2010 г. | Классификация семей по составу. Воспитание ребёнка в неполной семье. |
Консультация для педагогов с малым стажем работы | Социальный педагог Ямова Н.В. | |
Декабрь 2010 г. | “Школа молодых родителей” – “Кризис 3 лет” – (по
запросам родителей). |
Консультация Тренинг |
Психолог ДОУ Шимова М.А. Социальный педагог Ямова Н.В. |
|
Январь 2011 г. | Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте. Практическое занятие с родителями по артикуляционной гимнастике |
Мастер-класс | Учитель-логопед Чеснокова Н.А. | |
Январь 2011 г. | Субботник на прогулочных участках – изготовление снежных фигур совместно с родителями. | Совместный труд | Педагоги групп, администрация, завхоз. | |
Февраль 2011 г. | Приглашение родителей неорганизованных детей по
микрорайону на первую встречу. Презентация визитной карточки детского
сада. Памятка для родителей “Как готовить ребёнка к поступлению в ДОУ” “Социальные гарантии и льготы для детей, посещающих МДОУ” |
“День открытых дверей”
|
Заведующая Тропникова Е.Г. Медицинская сестра Руппель Т.И. Социальный педагог Ямова Н.В. |
|
Февраль 2011 г. | “Дети от разных браков в семье” | Консультация | Социальный педагог Ямова Н.В. | |
Март 2011 г. |
“Играем с ребёнком дома”. | Семинар-практикум с выставкой дидактического материала. | Старший воспитатель Агалакова М.Н. | |
Апрель 2011 года | “День здоровья – без лекарств и докторов!” Памятка для родителей “Компоненты здорового образа жизни” |
Праздник для детей совместно с родителями. Информационный листок |
Педагоги младших групп. | |
Май 2011 г. |
Индивидуальные собеседования с родителями по итогам развития ребёнка в группах детей младшего возраста в конце года. | Собеседования | Специалисты ДОУ, медицинская сестра Руппель Т.И. | |
Май 2011 г. Май |
Подведение итогов работы клуба молодой семьи “Росточки”
– презентация проекта, определение задач для новых проектов. Первое родительское собрание с родителями детей нового набора. |
Встреча родителей и педагогов ДОУ.
Собрание родителей |
Администрация, педагоги, родители ДОУ. Администрация, медицинская сестра ДОУ |
|
Июнь 2011 г. | Участие молодых родителей в конкурсе ДОУ на лучшее оформление прогулочного участка. | Конкурс среди групп ДОУ | Администрация, родители детей младших групп. | Ст.воспитатель, администрация, родители. |
4-й этап. Презентация проекта, определение задач для новых проектов.
Осуществляется на заключительном собрании клуба молодой семьи “Росточки” в мае 2011 года в форме игровых тренингов, выступлений об итогах работы педагогов, специалистов, родителей воспитанников, администрации ДОУ о проделанной работе. Определение задач на новый учебный 2011\12 год по совместному взаимодействию.
Используемая литература:
- “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения” Л.С.Киселёва, Т.А.Данилова Москва, 2005 год.
- “Технология проектирования в ДОУ” Е.С.Евдокимова Москва, 2006 год.