Клуб молодой семьи "Росточки"

Разделы: Работа с родителями


Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия каждого ребёнка следует выработать чёткую стратегию сотрудничества с родителями. Внедрение в практику работы МДОУ “Детский сад № 101 “Солнышко” Управления по социальным вопросам администрации МО “Котлас” Архангельской области проекта “Педагогическое взаимодействие семьи и ДОУ”, разработанного на 2005-2006 годы, привело коллектив к пониманию необходимости продолжения данной работы путём создания нового проекта. В 2007 году в МДОУ был организован Клуб молодой семьи “Росточки”, который функционирует уже четвёртый год.

Этапы разработки информационно-практико-ориентированного проекта

"Клуб молодой семьи “Росточки”.

  1. Целеполагание.
  2. Разработка проекта – составление плана деятельности с привлечением специалистов МДОУ.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – задачи для новых проектов.

1-й этап. Целеполагание

Одна из главных ценностей в жизни – наши дети. Для полноценного формирования личности каждого воспитанника МДОУ мы должны сделать родителей своими единомышленниками, выработать чёткую стратегию и тактику сотрудничества с молодой семьёй, не имеющей опыта воспитательной работы.

Проблема:

Проблемы в общении между родителями и педагогами.

Недостаточность педагогических знаний родителей для эффективного воспитательного воздействия на ребёнка.

Участники проекта:

Родители воспитанников, педагоги и специалисты МДОУ “Детский сад № 101 “Солнышко”, дети 1 и 2 младшей группы, медицинский персонал детской поликлиники посёлка Вычегодский, родители детей, не посещающих ДОУ (возраст до 3 лет).

Цель проекта:

  • установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи:

  1. Установить контакт с родителями до поступления ребёнка в ДОУ с целью заблаговременной подготовки его к жизни в детском саду;
  2. Популяризовать деятельность МДОУ № 101 среди населения микрорайона;
  3. Выявить неблагополучные семьи, где есть неорганизованные дети для дальнейшего сопровождения их службой КДН посёлка Вычегодский;
  4. Осуществить педагогическое просвещение молодых родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, изучения закономерностей физического и психического развития ребёнка на разных возрастных этапах;
  5. Оказать медико-психолого-педагогическую помощь родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  6. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Возникнут первоначальные связи с родителями детей, которые ещё не поступили в детское учреждение. Родители приобретут первые знания об учреждении, в которое они собираются отдать своего ребёнка, его кадровом потенциале, возможностях, особенностях. Будет преодолён барьер настороженности по отношению к ДОУ, установится психологический контакт с семьями. У педагогов появится возможность познакомиться с семьёй будущего воспитанника.
  2. Родители воспитанников, уже посещающих МДОУ, приобретут необходимые знания о закономерностях развития детей на разных этапах дошкольного детства и будут грамотно использовать их в процессе развития своего ребёнка;
  3. Родители будут иметь возможность получения всесторонней квалифицированной помощи в педагогических, медицинских, правовых вопросах.
  4. Положительный семейный опыт будет популяризоваться среди родителей;
  5. Сохранение и укрепление здоровья детей в молодой семье.
  6. Будут выявлены проблемные семьи, в которых есть неорганизованные дети, для дальнейшего контроля за их жизнедеятельностью соответствующими службами.

2-й этап. Разработка проекта с привлечением специалистов

Заключается в следующих мероприятиях:

1. Доведение до участников проекта значимости важности и актуальности проекта.

2. Разработка схемы взаимодействия педагогов, специалистов, родителей, детей в работе над проектом.

Схема взаимодействия участников проекта “Росточки” в МДОУ № 101

3. Подбор литературы по выбранной тематике.

4. Разработка “Положения о проекте “Росточки”.

5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

6. Консультирование и обучение педагогов на практических тренингах.

Начало разработки проекта – работа с кадрами.

Задачи:

– глубокое изучение тематики проекта, вызвать заинтересованность участников проекта данной темой, пополнение знаний педагогов по теме, поддержать инициативу педагогических кадров.
– создать мотивацию педагогов, опираясь на возникающие в работе с родителями проблемы.
– тактичное рассмотрение предложенных разработчиками вариантов проекта по педагогическому взаимодействию с родителями (каждый имеет право на ошибку и может высказать своё мнение).
– создание атмосферы сотворчества с членами-участниками проекта.
– творческий подход к реализации проекта, ориентированность на использование полученных практических знаний, использование передового педагогического опыта коллег.
– вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы сотворчества с детьми и педагогами МДОУ.

По мере осуществления данных задач были разработаны направления сотрудничества с молодой семьёй.

Направление Сотрудничества С какой целью используется Форма общения
1 2 3
Информационно-аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической состоятельности и грамотности. Определение типа семьи. Маркетинговое обследование – что семья хочет от ДОУ? Проведение опросов, анкетирование, посещение семьи на дому, наблюдения, беседы с родителями.
Познавательное

 

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родительские собрания, семинары-практикумы, родительский лекторий, встречи со специалистами, использование педагогической литературы.
Наглядно-информационное, Просветительско-ознакомительное. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Дни “открытых дверей”, просмотры разных видов деятельности, наглядный материал в уголках, тренинги.
Досуговое Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные проведения досуговой деятельности,
Консультативное Получение родителями квалифицированной помощи от специалистов ДОУ, ЦДК, поликлиники по интересующим их вопросам. Консультации, беседа, подбор необходимых справочных документов.

3-й этап. Выполнение проекта.

Дата Действия (мероприятия) Форма Ответственный Отметка о выполнении
Май –сентябрь 2010 г. Сбор информации о семьях микрорайона, в которых есть неорганизованные дети посредством работы с детской поликлиникой, выявление проблемных семей, передача сведений о них в КДН посёлка Вычегодский, информирование Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации МО “Котлас” о ситуации с неорганизованными детьми, подача статистических данных. Сбор информации Социальный педагог МДОУ

Ямова Н.В.

Заведующая МДОУ Тропникова Е.Г.

Май 2010г. Первое собрание для родителей вновь поступающих детей набора 2010г., знакомство с ДОУ, его кадрами, условиями содержания детей. Собрание родителей Администрация, медицинская сестра Руппель Т.И.
Август 2010 г. Набор детей в группу раннего возраста, знакомство с родителями, получение первых сведений о молодых семьях.

Анкетирование родителей, обследование семей.

Наблюдения, беседы, анкетирование, посещение семей. Педагоги группы, социальный педагог.
Сентябрь

2010 г.

“Психофизическое состояние ребёнка в адаптационный период” Консультация Медицинская сестра ДОУ.
Сентябрь 2010 г. Мониторинг запросов родителей по оказанию основных и дополнительных услуг. Анкетирование Старший воспитатель

Агалакова М.Н.

Сентябрь 2010 г. Создание банка семей ДОУ, выявление проблемных семей, организация работы с ними. Отчёт Старший воспитатель, Агалакова М.Н. психолог Шимова М.А.
Сентябрь – октябрь 2010 г. Посещение семей всех воспитанников групп, постановка по необходимости проблемных семей на учёт в КДН или городской учёт. Отчёт Педагоги группы. Социальный педагог Ямова Н.В.
Ноябрь

2010 г.

Организационное собрание Клуба молодой семьи “Росточки”, выявление направлений работы с родителями, которые им интересны, обсуждение и утверждение плана работы на учебный год. Собрание Заведующая, специалисты МДОУ.
Ноябрь 2010 г. Классификация семей по составу.

Воспитание ребёнка в неполной семье.

Консультация для педагогов с малым стажем работы Социальный педагог Ямова Н.В.
Декабрь 2010 г. “Школа молодых родителей”

– “Кризис 3 лет” – (по запросам родителей).
– “Как преодолеть детские капризы”

Консультация

Тренинг

Психолог ДОУ
Шимова М.А.
Социальный педагог Ямова Н.В.
Январь 2011 г. Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте.
Практическое занятие с родителями по артикуляционной гимнастике
Мастер-класс Учитель-логопед Чеснокова Н.А.  
Январь 2011 г. Субботник на прогулочных участках – изготовление снежных фигур совместно с родителями. Совместный труд Педагоги групп, администрация, завхоз.
Февраль 2011 г. Приглашение родителей неорганизованных детей по микрорайону на первую встречу. Презентация визитной карточки детского сада.

Памятка для родителей “Как готовить ребёнка к поступлению в ДОУ”

“Социальные гарантии и льготы для детей, посещающих МДОУ”

“День открытых дверей”

 

Заведующая Тропникова Е.Г.

Медицинская сестра Руппель Т.И.

Социальный педагог Ямова Н.В.

Февраль 2011 г. “Дети от разных браков в семье” Консультация Социальный педагог Ямова Н.В.
Март

2011 г.

“Играем с ребёнком дома”. Семинар-практикум с выставкой дидактического материала. Старший воспитатель Агалакова М.Н.
Апрель 2011 года “День здоровья – без лекарств и докторов!”

Памятка для родителей “Компоненты здорового образа жизни”

Праздник для детей совместно с родителями.

Информационный листок

Педагоги младших групп.  
Май
 2011 г.
Индивидуальные собеседования с родителями по итогам развития ребёнка в группах детей младшего возраста в конце года. Собеседования Специалисты ДОУ, медицинская сестра Руппель Т.И.  
Май
2011 г.

Май
2011 г.

Подведение итогов работы клуба молодой семьи “Росточки” – презентация проекта, определение задач для новых проектов.

Первое родительское собрание с родителями детей нового набора.

Встреча родителей и педагогов ДОУ.

Собрание родителей

Администрация, педагоги, родители ДОУ.

Администрация, медицинская сестра ДОУ

Июнь 2011 г. Участие молодых родителей в конкурсе ДОУ на лучшее оформление прогулочного участка. Конкурс среди групп ДОУ Администрация, родители детей младших групп. Ст.воспитатель, администрация, родители.

4-й этап. Презентация проекта, определение задач для новых проектов.

Осуществляется на заключительном собрании клуба молодой семьи “Росточки” в мае 2011 года в форме игровых тренингов, выступлений об итогах работы педагогов, специалистов, родителей воспитанников, администрации ДОУ о проделанной работе. Определение задач на новый учебный 2011\12 год по совместному взаимодействию.

Используемая литература:

  1. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения” Л.С.Киселёва, Т.А.Данилова Москва, 2005 год.
  2. “Технология проектирования в ДОУ” Е.С.Евдокимова Москва, 2006 год.