Цели урока:
- познакомить детей с убранством русской избы; с русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре;
- провести презентацию проекта "Русская изба";
- воспитывать интерес к русской национальной культуре, уважительное отношение к старине, к языку прошлого.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели.
Учитель. Загадаю вам загадку. Загадок у нас сегодня будет очень много! Готовы?
1.
Стоит жилище - деревянные бочища
Внутри печь да дрова это русская.... (изба).
- Как вы, ребята, думаете, о чем пойдет речь на уроке? ( о доме, о русской избе)
- Правильно. Тема нашего урока так и звучит "Дом. Русская изба". (Слайд 1)
- Скажите, а вы знакомы с этим видом жилища? А как вы познакомились?
Дети:
- Во время экскурсии в Коломенское.
(Слайд 2)
2. Работа над новым материалом
Учитель.
- Вот внешний вид избы мы увидели.
А не заглянуть ли нам на огонек
В деревенский-то домок?
Я приглашаю вас на экскурсию в избу, познакомиться с ее убранством, с предметами обихода. (Слайд 3)
Учитель.
- Вошли мы в избу. Дверь в избу - низкая, а порог - высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло. В русской избе жила одна семья, но большая: 10-12 человек.
Отгадаете, что это?
2. (Слайд 4):
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней (печь). (Слайд 5)
- В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка
"Без печки изба - не изба". В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами.
Вопрос. А какие сказки знаете вы, где упоминается печь?
("Гуси-лебеди", "По щучьему велению")
- Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почетом. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была, как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
- Самыми лучшими считались березовые поленья. (Слайд 6)
Они хорошо горят и дают много тепла.
3.
Что выше крыши,
Ловчее мыши? (дым) (Слайд 7)
- Когда топилась печь, дым в избу не попадал. Было так хитро придумано, что он вытягивался в специальное окошко с задвижкой, уходил в дымник, а оттуда, через трубу, на улицу.
- В старину люди о печи говорили: "Она и поилица, и кормилица, телосогревательница".
- Если не было в избе печи, изба считалась нежилой. Люди считали, что за печкой живет домовой-покровитель домашнего очага: иногда добрый, а иногда и опасный. (Слайд 8)
- А вы знакомы с домовым? (ответы детей)
- А он был добрый или злой? Что вы делали с ним?
Дети:
- Играли! (Слайд 10 - 11)
Учитель:
- А про что эта загадка? (Слайд 12)
4.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет (ухват).
Вопрос. Для чего он? ( ответы детей)
5.
А это что?
Черный конь,
Прыгает в огонь (кочерга). (Слайд 13)
Вопрос. Зачем она нужна? (ответы детей)
6.
Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен коль станет обедать семья (стол). (Слайд 14)
- В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. (Слайд 15)
- Около него длинные и широкие лавки. Как вы думаете, почему они длинные?
- А почему широкие? (Ночью спали).
- В каждой избе обязательно есть "красный угол". (Слайд 16)
- Что означало слово красный? (красивый, торжественный, главный). Здесь принимали гостей, отмечали праздники. В красном углу висели иконы.
- И нас, как дорогих гостей, принимала хозяйка дома во время экскурсии в Коломенском.(Слайд 17)
- Как мыли руки в старину? (Из рукомоя, рукомойника). (Слайд 18)
- Вытирали руки ручником. Почему это полотенце так называлось? (ручник- для рук). (Слайд19)
- В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол считался царством хозяйки. (Слайд 20)
Тут же висела люлька - кроватка для младенца. (Слайд 21)
- В избе у хороших хозяев все сверкало чистотой. На стенах висели расшитые полотенца. Пол, стол, лавки были тщательно вымыты и выскоблены. (Слайд 22)
7.
Таять может, да не мед,
Не фонарь, а свет дает (свеча).
- Но пока не было свечей, избы освещали лучинами - тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления - светцы, (показ). (Слайд 23)
- Светцы можно было переносить в нужное место. Вечерами не засиживались, ложились рано. Да и вставали с первыми лучами солнца.
3. Закрепление-итог.
- Вот и закончилась наша экскурсия. Но разговор о жизни на Руси и русских традициях будет продолжен на следующих занятиях. А сейчас я проверю, хорошо ли вы слушали и запоминали? Для этого я задам вам вопросы. Готовы?
1. В каких домах жили люди в старину? (в небольших деревянных избах)
2. Сколько комнат было в избе? (одна, большая)
3. Без чего изба была нежилой? (без печи)
4. Чем освещали избу? (лучинами)
5. Где брали воду? (в колодце)
6. Из чего умывались в избе, мыли руки? (из рукомоя)
7. Как называлось место, где висели иконы? (красный уголок)
8. Какие поленья считались лучшими для топки печи? (березовые)
9.Как называлось полотенце для рук? (ручник)
4. Работа в группах.
Учитель.
- Каждая группа получит конверт. Там находятся карточки со словами. Ваша задача:
Из слов составить пословицу и объяснить ее смысл.
- красна, не, изба, а, углами, пирогами, красна
- каждой, в, избушке, погремушки, свои
- не, велик, дом, велит, лежать, не
Проверка задания по группам.
1) Не красна изба углами, а красна пирогами.
(Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством, гостеприимством хозяев. Слово угол здесь имеет особое значение, поскольку речь идет об особом, красном угле - переднем, парадном, самым убранном, поскольку именно в нем помещались иконы и стоял стол. Сюда приглашали сесть почетных гостей. Красна - здесь сохраняет древнее славянское значение - 'красива')
2) В каждой избушке свои погремушки.
(Ничего одинакового не бывает)
3) Дом не велик, а лежать не велит.
(Домашние заботы отнимают у человека очень много времени.)
5. Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на стр. 13.
Задание: внимательно рассмотрите рисунки старинных вещей в левом столбике и найдите соответствующие им современные вещи в правом столбике. Закрасить пары одним цветом.
6.Проверка.
7. Домашнее задание.
Раскрасить рисунок из сказки "Гуси-лебеди" (Приложение 1)