Цели:
- Закрепить счет в пределах 10 (прямой, обратный), состав числа 10 из двух меньших чисел, находить последующие, предыдущее число; решать арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие, пользуясь арифметическими знаками.
- Совершенствовать умение составлять целое из частей, определять размер частей на основе сравнения.
- Продолжить совершенствовать умение классифицировать множества по трем свойствам (цвет, размер, форма), сравнивать, обобщать.
- Закрепять умение обозначить пространственные отношения на листе (условными знаками), обозначение времени на схемах.
- Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
- Поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи.
- Продолжить развивать умение слышать друг друга, помогать товарищам.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
- Иллюстрация с изображением воздушных средств передвижения.
- “Геоконт”.
- Цифры, знаки +, – ,=
- Геометрические фигуры.
- 3 обруча – красного, зеленого, голубого цвета.
- Набор блоков Дьенеша.
- Набор открыток с цветами.
- таблица на поиск закономерностей “Найди девятого”.
- Музыкальные “вставки”.
Раздаточный материал:
- Листы бумаги в клетку (с заданиями).
- Карандаш (простой, красный, желтый).
Ход занятия
Воспитатель: Внимание! Внимание! Внимание! Всем! Всем! Всем!
– Спешу сообщить ребятам, которые любят фантастику и приключения, что сегодня
нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить полет
в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями.
– Давайте поспешим все на свои места и будем готовиться к этому полету.
– Необходимо определить месяц полета и его продолжительность. Полет состоится в
апреле. Это какой по счету месяц года? Покажите этот месяц на модели года
(заштрихуйте его!). Какие месяцы предшествуют апрелю? Какие следуют после?
– Полет будет длиться утро, день, вечер, ночь. Какова же продолжительность
полета? (Сутки). Покажите это время на модели суток (заштрихуйте время
полета).
– На чем же можно полететь в космос?
(Показ иллюстраций с изображением самолета, воздушного шара, ракеты).
Дети высказывают свои предложения и доказывают правильность выбора.
– Теперь мы инженеры-конструкторы.
Педагог предлагает ребенку с высоким уровнем развития построить ракету на “Геоконте”, остальные дети конструируют ракеты из геометрических фигур, кто как хочет.
– Теперь необходимо определить свое место в ракете. Для этого необходимо
решить пример. Полученный ответ обозначает ваше место в ракете. (Дети решают
пример на сложение, вычитание, пишут полученные ответы на контуре ракеты.)
– Ракета готова! Но космонавты – это люди очень умные, все знающие,
внимательные, т.к. в полете предстоит много испытаний и трудностей, и надо быть
готовым ко всяким неожиданностям.
Игра “Кто запомнит”.
Воспитатель показывает цифры, дети смотрят 5 сек., цифры убираются, дети пишут этот ряд у себя в тетради : 1, 3, 5, 7, 9, 10.
– Каких цифр не хватает в этом ряду?
– Назовите самое большое число, самое маленькое.
– Назовите “соседей” чисел 5, 7.
– Молодцы! Полностью готовы к полету. Заняли свои места, застегнули ремни,
поправили шлемофоны. Внимание! Пуск ракеты! (Звучит музыка.).
– И вот мы в космосе. Ребята, что-то мелькнуло за иллюминаторами ракеты. Это
метеоритный поток. Что такое метеориты? Какие они разные по формам
(прикрепляют на ковролин геометрические фигуры).
– На какие геометрические фигуры они похожи? Какая среди фигур лишняя?
(Треугольник ,т.к. другие четырехугольники).
– Чтобы метеориты не причинили вреда ракете, инженеры-конструкторы придумали
специальные люки-“ловушки”, в которые они попадают и остаются. Нам необходимо
метеориты из этих люков перенести в специальные отсеки ракеты для
исследовательской работы на Земле. (Проводиться игра “3 обруча” по заданию: в
красный обруч-“отсек” положить все красные, в зеленый-все квадратные, в
голубой-все маленькие фигуры “метеориты”.)
– Все дальше и дальше ракета в космическом пространстве. Вот мы приближаемся
к далекой, неизвестной, еще никем не обнаруженной планете Туами. Посмотрите,
какая необычная поверхность у этой планеты – фиолетовое небо, желтые горы,
коричневые реки, сказочные цветы! Как это непохоже на нашу земную природу!
– А как приятно вспомнить все то, что связано с родной Землей!
– Представим, что мы на душистой поляне. Кругом цветы! Как красиво! Посмотрите,
какие цветы растут на поляне? (Показ открыток с изображением цветов.)
– Назовите эти цветы? Составьте задачу про цветы на сложение. (Дети
составляют задачу и записывают решение в тетради, один ребенок-на доске,
используя цифры и арифметические знаки.).
– Поступил сигнал, что можно выйти из ракеты и пройти по поверхности Туами.
Но чтобы не заблудиться, начертим путь движения: (от ракеты 3 клетки вправо,
5-вниз, 1-вправо, 2-влево, 3-вправо, 5-вверх, 7-влево,2-вниз). Теперь можно
выходить! (Музыкальная пауза, дети выполняют танцевальные движения.)
– На поверхности Туами обнаружено множество осколков, отдельных частей.
Давайте попробуем их собрать в единое целое, чтобы понять, что же это такое?
Проводиться игра “Дроби” по заданию:
- Составить целое число из частей одного цвета. Что получиться? Сосчитайте, сколько получилось частей? Дайте название частям.
- Составьте целое число из отдельных частей разного цвета. Что получилось? Определите размер каждой части, сравнивая с другими.
- На что могут быть похожи эти круги на планете Туами? (Фантазии детей.)
– Ребята! Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой,
на Землю.
– А теперь внимание! Начинается спуск и отсчет времени. Закройте глаза и
вполголоса считайте от 10 до 1.
– Ракета совершила мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа.
Всем большое спасибо!