Цели урока:
- Продолжить формировать представления об устных способах сложения и вычитания двузначных чисел (сложение и вычитание круглых чисел путём сложения и вычитания числа содержащихся в них десятков);
- Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел;
- Развивать представления о десятичной системе счисления;
- Развивать умения решать текстовые задачи;
- Продолжить работу над новыми математическими моделями (чтение и запись информации в виде графов);
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные навыки.
Оборудование: учебник "Математика 2 класс" 1 часть, Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, карточки для индивидуальных заданий, рисунок сказочного героя Буратино
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Урок математики будет сегодня немного необычным. К нашей работе присоединится сказочный персонаж. Кто именно, вы попробуете угадать, прослушав загадку.
Загадка о сказочном герое:
Далеко, на теплом море
Появился вдруг мальчишка -
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И еще мальчишка встретил
Добрых, преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажите сейчас?
- Нравится ли вам этот герой? Чем он вас привлекает?
- Однажды у Буратино в руках оказались деньги? Вспомните, как он их заработал?
- Правильно, Буратино выменял свою красивую азбуку и курточку на монеты, чтобы посмотреть кукольное представление. На что же он потратил эти деньги?
- А теперь я попрошу вас немного помечтать. Представьте, наш герой оказался с таким количеством денег на улицах современного города. О чём бы вы поспешили его предупредить?
-Чтобы Буратино не растерялся на улицах большого города, не потерял свои сбережения, я думаю, ему надо помочь. Предлагаю взять его с собой на урок, научить его считать, помочь ему освоиться в нашем мире.
- Чтобы урок прошёл успешно, возьмём с собой следующих помощников.
На доске:
- СМЕКАЛКА
- ЗНАНИЯ
- ВНИМАНИЕ
- АККУРАТНОСТЬ
- РАССЕЯННОСТЬ
- ВЗАИМОВЫРУЧКА
- Какое качество "лишнее" и нам не пригодится? Почему?
2. Актуализация опорных знаний.
- Оказавшись на улицах города действительно можно растеряться. Кругом много машин. О чём надо помнить, переходя улицу? (дети повторяют правила дорожного движения)
- В городе, в котором оказался наш герой, машины непростые. Чтобы они остановились, надо решить задания, которые написаны на каждой машине.
(индивидуальные задания у доски)
30+5 | 39+1 | 39-38 |
50-1 | 60+7 | 82-2 |
45-5 | 56-50 | 90+9 |
40+8 | 44+1 | 63-1 |
- Фронтальная работа: игра "Подумай - ответь"
Устное решение задач:
Масса ведра со снегом 10 кг, а масса ведра с солью - 19кг. На сколько кг масса ведра со снегом меньше, чем масса ведра с песком?
В магазин привезли 40 пальто, а курток на 20 меньше. Сколько курток привезли?
На фабрике сшили 20 зелёных футболок и 40 синих футболок. Сколько всего футболок сшили на фабрике?
В магазине продавали женские шляпки. Когда продали 8 шляпок, осталось ещё 9. Сколько шляпок было сначала?
В гараже 30 легковых и 20 грузовых машин. На сколько меньше было грузовых машин, чем легковых?
- Проверим, как ребята справились с заданием?
- В математике тоже есть правила, так же как и на улицах города. Эти правила называются формулами (на доску выносится №2 стр.70, коллективно проговаривается каждая запись)
-Молодцы, отлично справились с заданием.
3. Минутка чистописания.
- Догадайтесь, какую цифру запишем?
- Сколько будет, если по 4 взять 2 раза?
- Сколько будет, если по 2 взять 4 раза?
- Запишем цифру 8.
4. Математический диктант:
- Остановив движенье на дороге, и справившись с игрой, продолжаем знакомить Буратино с современным городом. Наш герой немного рассеянный. Чтобы наш Буратино не растерял деньги, отнесём их в банк.
- В банке для Буратино открыли специальный счёт. Чтобы узнать номер счёта, выполним математический диктант:
- запиши число, в котором 1 дес. 1 ед.;
- запиши число, в котором 2 ед.;
- запиши число, в котором 3 дес.1 ед.;
- запиши число, в котором 5 дес.1 ед.
- запиши число, в котором 6 ед.
- Проверим, что вы записали.
Пока Буратино заполняет бланк, мы немного отдохнём.
Физминутка
5. Постановка проблемной ситуации.
- Чтобы в будущем правильно потратить свои сбережения, я думаю нашему герою надо научить считать. Берёмся за работу.
- Познакомимся с задачей.
"Сорока живёт 32 года, а иволга на 10 лет меньше сороки"
Какой вопрос был в задаче, если её решили так?
32-10
"Иволга живёт 22 года, а скворец на 2 года меньше"
22-2
- Объясните, как удобнее решить примеры: 32-10 и 22-2
-Объясни по записям, как были решены примеры (на доску выносится решение примеров из №3 стр. 70, учащиеся комментируют решение).
- Можно ли составить правило для решения таких примеров, чтобы удобнее было находить результат?
-Закончи предложение: Складываем: :..
Вычитаем::.
Первичное закрепление: решаются примеры из №4 стр. 70 с комментированием, с проверкой.
6. Работа над задачей.
- Молодцы, ребята! Я думаю, также уверенно будет решать примеры и наш Буратино. Но вот справится ли он с задачами. В сказке он встречается с героями, которые хотят присвоить его деньги. Кто же это?
- Научим Буратино решать задачи, и тогда его никто не проведёт.
Разбор и решение задачи №7(б), решение выносится на доску.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Мы отлично поработали. Хотелось, чтобы Буратино и дальше продолжал учиться и вкладывал свои сбережения в то, что может принести ему доход. Попробуем догадаться, куда сейчас выгодно вкладывать деньги?
На отдельных карточках задания:
20+4= Е
92-2= А
50+10= В
60-20= З
100-80= Р
60-50= Н
70-20= Б
40+30= И
30+50= О
80 | 50 | 20 | 90 | 40 | 80 | 60 | 90 | 10 | 70 | 24 |
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Чему научились?
8. Домашняя работа: решение примеров на жёлтом поле.