Сложение и вычитание двузначных чисел

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжить формировать представления об устных способах сложения и вычитания двузначных чисел (сложение и вычитание круглых чисел путём сложения и вычитания числа содержащихся в них десятков);
  • Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел;
  • Развивать представления о десятичной системе счисления;
  • Развивать умения решать текстовые задачи;
  • Продолжить работу над новыми математическими моделями (чтение и запись информации в виде графов);
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные навыки.

Оборудование: учебник "Математика 2 класс" 1 часть, Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, карточки для индивидуальных заданий, рисунок сказочного героя Буратино

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Урок математики будет сегодня немного необычным. К нашей работе присоединится сказочный персонаж. Кто именно, вы попробуете угадать, прослушав загадку.

Загадка о сказочном герое:

Далеко, на теплом море
Появился вдруг мальчишка -
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И еще мальчишка встретил
Добрых, преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажите сейчас?

- Нравится ли вам этот герой? Чем он вас привлекает?

- Однажды у Буратино в руках оказались деньги? Вспомните, как он их заработал?

- Правильно, Буратино выменял свою красивую азбуку и курточку на монеты, чтобы посмотреть кукольное представление. На что же он потратил эти деньги?

- А теперь я попрошу вас немного помечтать. Представьте, наш герой оказался с таким количеством денег на улицах современного города. О чём бы вы поспешили его предупредить?

-Чтобы Буратино не растерялся на улицах большого города, не потерял свои сбережения, я думаю, ему надо помочь. Предлагаю взять его с собой на урок, научить его считать, помочь ему освоиться в нашем мире.

- Чтобы урок прошёл успешно, возьмём с собой следующих помощников.

На доске:

  • СМЕКАЛКА
  • ЗНАНИЯ
  • ВНИМАНИЕ
  • АККУРАТНОСТЬ
  • РАССЕЯННОСТЬ
  • ВЗАИМОВЫРУЧКА

- Какое качество "лишнее" и нам не пригодится? Почему?

2. Актуализация опорных знаний.

- Оказавшись на улицах города действительно можно растеряться. Кругом много машин. О чём надо помнить, переходя улицу? (дети повторяют правила дорожного движения)

- В городе, в котором оказался наш герой, машины непростые. Чтобы они остановились, надо решить задания, которые написаны на каждой машине.

(индивидуальные задания у доски)

30+5 39+1 39-38
50-1 60+7 82-2
45-5 56-50 90+9
40+8 44+1 63-1

- Фронтальная работа: игра "Подумай - ответь"

Устное решение задач:

Масса ведра со снегом 10 кг, а масса ведра с солью - 19кг. На сколько кг масса ведра со снегом меньше, чем масса ведра с песком?

В магазин привезли 40 пальто, а курток на 20 меньше. Сколько курток привезли?

На фабрике сшили 20 зелёных футболок и 40 синих футболок. Сколько всего футболок сшили на фабрике?

В магазине продавали женские шляпки. Когда продали 8 шляпок, осталось ещё 9. Сколько шляпок было сначала?

В гараже 30 легковых и 20 грузовых машин. На сколько меньше было грузовых машин, чем легковых?

- Проверим, как ребята справились с заданием?

- В математике тоже есть правила, так же как и на улицах города. Эти правила называются формулами (на доску выносится №2 стр.70, коллективно проговаривается каждая запись)

-Молодцы, отлично справились с заданием.

3. Минутка чистописания.

- Догадайтесь, какую цифру запишем?

- Сколько будет, если по 4 взять 2 раза?

- Сколько будет, если по 2 взять 4 раза?

- Запишем цифру 8.

4. Математический диктант:

- Остановив движенье на дороге, и справившись с игрой, продолжаем знакомить Буратино с современным городом. Наш герой немного рассеянный. Чтобы наш Буратино не растерял деньги, отнесём их в банк.

- В банке для Буратино открыли специальный счёт. Чтобы узнать номер счёта, выполним математический диктант:

  • запиши число, в котором 1 дес. 1 ед.;
  • запиши число, в котором 2 ед.;
  • запиши число, в котором 3 дес.1 ед.;
  • запиши число, в котором 5 дес.1 ед.
  • запиши число, в котором 6 ед.

- Проверим, что вы записали.

Пока Буратино заполняет бланк, мы немного отдохнём.

Физминутка

5. Постановка проблемной ситуации.

- Чтобы в будущем правильно потратить свои сбережения, я думаю нашему герою надо научить считать. Берёмся за работу.

- Познакомимся с задачей.

"Сорока живёт 32 года, а иволга на 10 лет меньше сороки"

Какой вопрос был в задаче, если её решили так?

32-10

"Иволга живёт 22 года, а скворец на 2 года меньше"

22-2

- Объясните, как удобнее решить примеры: 32-10 и 22-2

-Объясни по записям, как были решены примеры (на доску выносится решение примеров из №3 стр. 70, учащиеся комментируют решение).

- Можно ли составить правило для решения таких примеров, чтобы удобнее было находить результат?

-Закончи предложение: Складываем: :..

Вычитаем::.

Первичное закрепление: решаются примеры из №4 стр. 70 с комментированием, с проверкой.

6. Работа над задачей.

- Молодцы, ребята! Я думаю, также уверенно будет решать примеры и наш Буратино. Но вот справится ли он с задачами. В сказке он встречается с героями, которые хотят присвоить его деньги. Кто же это?

- Научим Буратино решать задачи, и тогда его никто не проведёт.

Разбор и решение задачи №7(б), решение выносится на доску.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Мы отлично поработали. Хотелось, чтобы Буратино и дальше продолжал учиться и вкладывал свои сбережения в то, что может принести ему доход. Попробуем догадаться, куда сейчас выгодно вкладывать деньги?

На отдельных карточках задания:

20+4= Е

92-2= А

50+10= В

60-20= З

100-80= Р

60-50= Н

70-20= Б

40+30= И

30+50= О

80 50 20 90 40 80 60 90 10 70 24
                     

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Чему научились?

8. Домашняя работа: решение примеров на жёлтом поле.