Цели:
- познакомить со звуками [н], [н'], обозначить их буквами Н, н;
- упражняться в чтении,
- формировать умение озвучивать схему слова по значкам и буквам.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся.
II. Актуализация ранее изученного материала.
1. Проверка домашнего задания.
- Отгадайте загадку.
Прошла по лугам, по лесам и полям,
Припасы она приготовила нам.
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: "За мною нагрянет зима".
- О чем идет речь? /п/о: об осени.
- Как вы думаете, почему мы с вами заговорили об осени? /п/о: сейчас осень, на дом было задано стихотворение об осени.
А) чтение стихотворения.
- Давайте послушаем, как вы научились читать правильно и выразительно.
/Прослушиваем по одному человеку с каждого ряда, анализируем чтение.
Б) работа "В мастерской Художника".
- Вы меня очень порадовали, и я приглашаю вас сегодня немножко попутешествовать по городам Кавказских Минеральных Вод. А путешествовать мы будем по железной дороге. И начнем свое путешествие с города Минеральные Воды, важной транспортной магистрали нашего края.
- Но чтобы отправиться в путь, нам, конечно же, нужен билет. И вашими билетами будут рисунки на осеннюю тему. Расскажите, что вы нарисовали.
/Дети рассказывают о выполненных дома рисунках на осеннюю тему.
2. Микроитог.
- Итак, мы с вами зашли в вагон электропоезда. О чем нужно помнить?
/Вспоминаем с детьми правила воспитанного пассажира.
3. Минутка "Мастер слова".
- И вот мы с вами в пути, весело постукивают колеса электропоезда, а за окнами проносятся картины осенней природы. Чтобы скоротать время, давайте поиграем. Придумайте, как можно больше слов на осеннюю тему.
Включаю музыку.
Листопад, дождь, туман, грибы, рябина, алый, багряный, золотая осень, желтые листья, желуди, серебряные паутинки, астры, георгины, хризантемы, отлет птиц, день осеннего равноденствия, короткие дни, длинные ночи, серое небо, заморозки:
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Наблюдение над изучаемым материалом.
- Мы с вами и не заметили, как очутились в поселке ИНОЗЕМЦЕВО, названном так в честь Ивана Дмитриевича Иноземцева, участвовавшего в строительстве и открытии железнодорожной ветки Минводы - Кисловодск.
- А чем еще знаменит наш поселок? /п/о: Баталинский источник - целебная минеральная вода; геологическая партия, проводящая работы по отыскиванию новых скважин минеральной воды; домик Рошке, бывшая кофейня Рошке.
- Верно, Готлиб Рошке, повар по профессии, прибыл из Сарепты в Шотландскую колонию (ныне пос. Иноземцево). Рошке был награжден серебряной медалью "За усердие" и за заслуги по обслуживанию курортников. Домик Рошке посещали знаменитые люди - М.Глинка, Л.Толстой, М.Лермонтов и др.
- Ну и, конечно, мы с вами, будучи в поселке Иноземцево, обязательно посетим базовую школу. Здесь в 1 классе идет урок чтения. Давайте с вами тоже включимся в урок.
- Вспомните, о каком времени года мы говорили в начале урока?
- Произнесите слово "осень" и послушайте, какой звук слышим в конце слова. /п/о: [ н'].
- Произнесите его еще раз. Давайте дадим ему характеристику. /п/о: согласный, мягкий, звонкий сонорный.
- А какой осенний месяц идет сейчас? /п/о: ноябрь.
- Произнесите слово. С какого звука начинается слово? /п/о: [н].
- Что вы можете сказать о нем? /п/о: согласный, твёрдый, звонкий сонорный.
- Где проживают эти звуки в Звукограде?
- Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? /п/о: буквой Н.
- Найдите ее в кассе букв.
- Назовите "адрес" буквы в Буквограде.
3. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
- Посмотрите на схему движения. Какой следующий город будет на нашем пути? /п/о: Пятигорск.
- А сейчас послушайте нашего экскурсовода - специалиста по городу Пятигорску и постарайтесь запомнить то, о чем он расскажет, чтобы потом суметь рассказать еще кому-нибудь.
ПЯТИГОРСК - всемирно известный курорт, второй по числу жителей город края. Расположен он у подножия горы Машук. Город богат своим прошлым, он воспет Пушкиным и Лермонтовым.
Большое количество солнечного тепла, 30 источников минеральных вод - все это сделало Пятигорск популярным курортом страны.
- Вначале мы побываем в театре музыкальной комедии. Кто из вас там побывал?
- Здесь сейчас идет разминка, все артисты работают над произношением слогов и слов. Давайте и мы поработаем. Откройте "Азбуку" на с. 60. Найдите слоговую дорожку в верхней части страницы.
- Давайте прочитаем верхнюю строку.
/Дети читают хором.
- А теперь прочтите слоги с мягким согласным [н']. Какие гласные буквы дали ему команду "Читайся мягко"? /п/о: я,и,е.
- А теперь прочтите слоги с твердым согласным [н]. Какие гласные указали на твердость согласного [н]?
- А сейчас прочитаем пары: слово - слог, в столбиках.
НА - НАМ - Чем отличается эта пара?
НЯ - НЯМ -Кто и когда так говорит?
НЫ - НЫЛ- Замените слово "ныл" близким по значению. /п/о: плакал.
НИ - Нил - Почему слово "Нил" написано с большой буквы?
/Нил - одна из крупнейших рек мира, самая длинная река на земле, протекающая по территории Африки.
- А дальше нам с вами нужно будет придумать слова.
НО - НОС, НЁ - НЁС.
/Звуковая работа - со схемами.
IV. Физкультминутка.
/Проводится под песню "Голубой вагон".
4. Работа по развитию речи.
- И вот мы в городе Ессентуки. О чем же нам поведает здесь наш экскурсовод?
Город ЕССЕНТУКИ раскинулся в долине реки Подкумок. Славу этому курорту принесли источники минеральной воды - "Ессентуки" - № 4, № 17 и № 20, позволяющие лечить заболевания желудка и печени. А название самого города Ессентуки переводится как "живой волос".
- В этом городе мы с вами погуляем по лечебному парку со старинными зданиями, полюбуемся богатыми цветниками. Кроме нас здесь много людей, в том числе и детей. Давайте прочтем их имена на с 60:
а) чтение детьми вполголоса;
б) чтение вслух по цепочке.
- Чем интересны все слова? /п/о: все слова написаны с большой буквы, по 2 слога, во всех есть буква Н.
- "Напечатайте" пальчиком любое понравившееся вам слово. Обратите внимание, в каких словах звук [н] долгий обозначен двумя буквами НН? /п/о: Анна, Инна.
- А теперь давайте все вместе заглянем в ближайший кинотеатр. Расскажите, какой мультфильм вы там посмотрели?
/Дети составляют рассказ по серии картинок, предложенных учителем.
5. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Наше путешествие подходит к концу. Мы приближаемся к самому солнечному городу Кавказских Минеральных Вод - городу Кисловодску. Послушайте, что расскажет нам специалист об этом городе.
КИСЛОВОДСК - город солнца. Здесь 300 дней в году светит солнце, мало ветров и очень чистый горный воздух. Еще одно природное чудо - минеральная углекислая вода "Нарзан". Русское название "нарзана" - кислые воды - определило имя будущему городу.
- А мы с вами тоже 2 недели назад были в Кисловодске. Где? /п/о: в цирке.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас я буду называть вам артистов цирка, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звуки [н-н'].
КЛОУН, АКРОБАТ, ЖОНГЛЕР, ФОКУСНИК, ДРЕССИРОВЩИК, НАЕЗДНИК:
- А еще в цирке вы встретили как диких, так и домашних животных. Дома на с. 60 вы прочитаете предложения, из которых узнаете, какие животные живут у ребят.
V. Итог урока.
- Итак, давайте подведем итоги нашего путешествия.
- С какими звуками познакомились?
- Какой буквой они обозначаются?
- Что запомнилось из путешествия?
- А сейчас, чтобы почувствовать вкус нашего путешествия, я предлагаю вам глоток минеральной воды из источника "Славяновский".
/Учитель раздает детям и гостям стаканчики с минеральной водой.