Основы материаловедения. Хлопчатобумажные и льняные ткани

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:

  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
  • формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
  • ознакомить со свойствами х/б и льняных тканей;
  • научить определять направления нитей основы и утка;
  • воспитывать уважение к труду старших поколений, любви к природе, бережливости.

МТО: Коллекции "Хлопок", "Лён"; волокна (вата), веретено, прядильная машина, образцы тканей с кромками, макет ткацкого станка, презентация "Основы материаловедения" (презентация)

Оборудование: прядильная машина, компьютер, проекционная система

Методы ведения: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, решение УПЗ, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи: ботаника, география.

Учащиеся должны уметь: Определять в ткани нити утка и основы, лицевую и изнаночную стороны.

Оформление доски: "Пушинка к пушинке и вый дет перинка".Выписаны термины: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала (1часть).

Тканью человек пользуется с древних времён.

- Давайте, сравним, ткань с бумагой? Что прочнее?

- Как используют ткань на производстве и в быту?

Мы настолько привыкли к ткани, что даже не задумываемся, когда шьём изделия, как получают ткани и из какого сырья. На эти вопросы отвечает материаловедение.(Показ слайда1)

Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие волокна в длинные нити и делать из неё ткани.

Швейное материаловедение - изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие: Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?

Посмотри на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены! (рассматривание образцов ткани)

Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга? Кто же их переплёл?

Ткацкий станок - вот кто! Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают - вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгаю, конечно, подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты. А поперёк, в просветы между этими продольными нитями, летают челноки - туда-обратно, туда-обратно. Каждый челнок тянет за собой поперечную нить (она сматывается с катушки, спрятанной внутри челнока). Почему ткацкий челнок так назван, ясно с первого взгляда. Он не только формой напоминает лодку, но и тем, что "возит груз". Этот груз - катушка, с которой сматывается поперечная нить. (Показ слайдов 3-5, демонстрация ткацкого станка)

А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки.

Отсюда, кстати, и само слово "ткач": он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова "тыкать" букву "ы": Какое слово получилось? Ткать!

Но сначала люди научились не ткать, а плести - из веток, тростника, травы: Может, сами додумались, а может, у птиц подсмотрели.

Вот какое гнездо плетёт африканская птичка ткачик. (Показ слайдов 6-7)

Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить.

Помнишь, в сказке Пушкина: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком:"? На чём они пряли? Возможно на прялке. (Показ слайда 8, практическая работа по скручиванию ваты в пряжу)

Прялки на Руси служили не только инструментом для прядения, но и украшением жилища.

В древние времена нить скручивали пальцами. Потом изобрели веретено. (Показ слайда 9, показ веретена)

А может быть, к тому времени уже изобрели самопрялку? Работать на ней было легче, но и на самопрялке многого не напрядешь. Другое дело - прядильная машина.

Первой прядильной машиной была машина Харгревса, сконструированная им в 1764-1767 годах. Благодаря изобретению стало возможным обслуживание нескольких веретён одним рабочим. (Показ слайдов10-11, демонстрация работы электрической прядильной машины)

Волокно - очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

Текстильные волокна - это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей:(показ слайда12-13)

Хлопчатник - это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. (слайд 14-15)

Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами, и в каждой - будто кусочек ваты!

Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн.

Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.

Семена тоже идут в дело - из них выжимают хлопковое масло.

Без тканей из хлопка мы сейчас и жизни себе не представляем. А ведь их начали ткать в нашей стране меньше 200 лет назад. (Демонстрация коллекции "Хлопок", тканей)

Как же обходились без хлопка?

Из каких нитей делали ткани, из каких волокон пряли?

Из льняных! Древние египтяне хлопка не знали. Они сеяли лён.

В старину тонкое льняное полотно называли в Европе "русским шёлком". Его умели ткать только в России. Но и сейчас русские льняные ткани славятся на весь мир.

До чего красив цветущий лён - всё поле в голубеньких цветочках!

Отцветёт лён, созреют на нём семена - тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. После этого лён можно будет расчесать - расщепить его стебельки на отдельные волокна.

Из этих волокон спрядут льняные нити. А из нитей соткут ткань

На свете больше 200 видов льна, но выращивают лишь 40 видов.

Ради волокон сеют лён-долгунец, ради масла - лён-кудряш. (Показ слайдов 16-19, демонстрация коллекции "ЛЁН")

Из более толстых льняных нитей ткут парусину. Парусину можно пропитать веществом, которое отталкивает воду, - и тогда с неё "как с гуся вода". Такую непромокаемую парусину называют брезентом.

Если спросить старого морского волка: "Знаете ли вы ещё какие-нибудь растительные волокна, кроме тех, которые даёт нам лён и хлопок?", он ответит: "А как же!" И назовёт волокна, дорогие сердцу каждого моряка: пеньку, джут и капок. За что же любят их моряки?

Из пеньки делают верёвки, морские канаты, мешковину - грубую ткань, из которой шьют мешки.

Но самые лучшие мешки получаются из мешковины, которые изготовляют из джута.

А самые лучшие канаты (знаменитый манильский трос) - из манильской пеньки.

А как используют в море волокно со странным именем "капок"? Оно спасает человеческие жизни! Этим волокном набивают спасательные круги и спасательные жилеты - оно лёгкое, не намокает и вообще не смачивается водой, не гниёт от сырости. (Показ слайдов20-24)

Основные понятия

Пряжа - нити, полученные в процессе прядения

Прядение - процесс в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить.

Ткань - текстильное изделие, полученное путём переплетения двух систем нитей в процессе ткачества.

Основа - долевые нити - нити, идущие вдоль ткани. (прочные, не тянутся, прямая)

Уток - поперечные нити - нити, идущие вдоль ткани. (менее прочные, тянутся при растяжении, извитая).

Кромка - уплотнённое переплетение нитей по краям ткани.

Нити основы прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

3. Практическая работа.

Определение в ткани направления нитей и утка.

- По кромке (вдоль или поперёк кромки)

- По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

- По звуку (звук звонкий или глухой)

- По виду нитей. Толщина (толстая или тонкая). Гладкость (гладкая или пушистая)

Ткацкие переплетения

Ткацкое переплетение - это переплетение нитей основы и утка.

Полотняное переплетение. Основные и уточные нити чередуются через одну (показ слайда 28)

Последний этап - отделка ткани - придание красивого внешнего вида.

Сначала ткань отбеливают.

На хлопчатобумажные ткани наносят рисунок с помощью печатных машин.

Печатание (набивка) - процесс нанесения на ткань цветного рисунка. (показ слайда 29)

Как определить лицевую сторону ткани?

Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

- Рисунок более яркий, чем на изнаночной,

- Рисунок переплетения более чёткий,

-Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону

Свойства хлопка (показ слайда 25)

- Гигроскопичность - способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. У хлопка высокая - быстро впитывает влагу и быстро высыхает.

- Светостойкость - сохранять прочность при действии солнечного света.У хлопка низкая.

- Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух. У хлопка высокая.

- Усадка - способность ткани после замачивания уменьшаться в размерах. У хлопка значительная.

- На ощупь волокна мягкие, тепловатые, горят, как бумага.

Свойства льна (показ слайда 26)

- Цвет волокна - от светло-серого до тёмно-серого.

- Обладает характерным блеском, так как волокна имеют гладкую поверхность.

- Гигроскопичность больше, чем у хлопка.

- Воздухопроницаемость -высокая

- Светостойкость немного больше, чем у хлопка.

- На ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие.

- Горит так же, как хлопок.

- Сильно сминается.

4. Заключительная часть.

Раздать учащимся карточки-задания для закрепления, пройденного материала (№1-6).

Анализ выполненных работ, оценка работы.