Цели:
- Дать общее представление о работе с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу.
- Развитие ассоциативного мышления, умения создавать художественный образ по ассоциации с формой предмета;
- Формирование приемов создания фронтальной композиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы проведения урока: словесный, наглядный, практический.
Материалы: цветная бумага, клей, засушенные листья и цветы.
Инструменты: ножницы, карандаш, линейка.
Оборудование: образцы, пособия, Презентация, см. Приложение 1.
Оформление доски:
- Тема урока: “Превращение листьев”.
- Ниже закрыты образцы – аналоги – композиции из засушенных листьев.
Ход урока
1. Организационный момент | Учащиеся готовят рабочие места. |
Мотивационный этап: | Учитель: Сегодня мы совершим
путешествие в Страну Листопадию. Познакомимся с
жизнью в этой замечательной стране. Обитатели
этой страны вам хорошо известны. Отгадайте загадку: Падают с ветки золотые монетки. (Листья). Лишь только закончится лето и наступит осенняя пора, наряжаются они в яркие легкие платья – желтые, красные, зеленые и грациозно кружатся от любого дуновения ветерка, весело перешептываясь друг с другом. Сыплется на землю душистый дождь листьев. Жизнь в Стране Листопадии длится совсем недолго. Нагрянут темные тучи, налетит ветер, закружит их, свернет их в сухие, мертвые трубочки! Не оживишь их, не расправишь. Рассыплются в прах! А мы с вами, вопреки наступающей непогоде, продолжим жизнь листьев и семян. Ребята посмотрите, на доске написана тема сегодняшнего урока. Прочтите ее название. Необычная тема, правда? В чем, по-вашему, будет заключаться наша работа? Что бы это могло быть? Будем превращать листья в различных зверей. Превращение – это значит изменить образ. (Просмотр презентации). Вот и нам сейчас предстоит превратить простые засушенные листья в какой-то образ. Мы должны быть особенно внимательными и чуткими. |
Анализ образцов аналогов: | Рассмотрим образцы: кого вы видите на
образце? Насколько удачно угадан образ каждого листика в композициях. (Вариативность работ) |
Тренировка ассоциативного мышления: | Давайте посмотрим, легко ли быть
волшебниками. (Учитель по очереди показывает
детям один-два листика в разных положениях, а
ученики стараются угадать, на что они похожи.) Несколько учеников называют увиденные образцы, остальные оценивают их точность и оригинальность. Теперь внимательно рассмотрите листья, которые у вас есть. В кого или во что их можно превратить. |
Практическая работа: | Отобранные для работы листья и семена
разместите на бумаге подходящего цвета так,
чтобы получилась выразительная композиция. Ничего не приклеивайте, я сначала пройду и посмотрю все работы. (Учитель оказывает помощь.) Все справились с первой частью работы; превращения получились очень интересные. Теперь надо довести работу до конца. Что необходимо сделать, чтобы наши творения не рассыпались, не исчезли? Верно, приклеить семена и листья. Обратите внимание ребята на то что, обращаться с листьями нужно особенно осторожно, так как они очень хрупкие. Составленную композицию старайтесь не разрушать; из нее по очереди берите детали и приклеивайте их на свои места. (Образцы с доски сняты). Роль учителя: осуществление постоянного контроля за деятельностью учащихся, вовлечение их в самостоятельную деятельность. Оказание помощи слабым ученикам. (Можно предложить слабым ученикам практическую работу по технологической карте). |
Выставка и оценка работ учащихся. | По мере готовности изделий учащихся,
учитель закрепляет их на доске магнитами.
Посмотрим и оценим насколько удачно мы сегодня
поработали волшебниками. Какие из представленных здесь превращений кажутся вам наиболее удачными, интересными? И почему? |
Итог урока: | Как вы думаете, любой листочек можно
превратить, во что угодно или нет? Как угадать, кто в нем спрятан? |
Вывод: | Необходимо внимательно рассмотреть,
изучить природную форму и только после этого
решить, что из нее можно сделать. Урок окончен. Дежурные убирают класс. |