Пояснительная записка
к учебному плану на 2010–2011 учебный год
МДОУ “Атамановский детский сад”
комбинированного вида
На начало 2010–2011 учебного года в детском саду функционирует шесть одновозрастных групп: I младшая, II младшая, средняя №1, средняя №2, старшая и подготовительная. Из них 4 группы общеобразовательные (I младшая, II младшая, средняя №1, средняя №2,), две – логопедические (старшая и подготовительная).
Детский сад решает задачи:
- Формировать у детей моральные ориентиры, лежащие в основе воспитания нравственных качеств как важного аспекта подготовки к школе.
- Создавать условия для всестороннего развития ребенка и его максимальной самореализации.
- Использовать массаж и пальчиковые игры в работе с детьми как одно из самостоятельных средств коррекционного и развивающего воздействия на дошкольника в комплексе методик.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе принципов:
- Единства и целостности учебно-воспитательного процесса.
- Личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
- Дидактических (доступности, системности, последовательности).
- Приоритетности детской игры по сравнению с другими видами деятельности.
Таким образом, коррекционно-развивающие занятия входят в объем максимально-допустимой предельной нагрузки, установленной для детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Среди общего времени занятий 50% отводится занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% составляют занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения (математика, развитие речи) планируются в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда) в первую половину дня.
Занятия проводятся в специальных условиях под руководством со стороны педагогов увлекательно, проблемно, в игровой форме – в большинстве своём по подгруппам. Занятия носят преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. Игровые ситуации, включаемые в занятия, направлены на сочетание учебных задач с задачами эстетического, художественного восприятия. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их места в образовательном процессе, сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Занятия носят программный характер. Для воспитателя является обязательным выполнение программы всеми детьми.
Организованные формы обучения проводятся в I и II младших, средней, старшей и подготовительной группах с 01.09 по 31.05.
В старшей и подготовительной группах с 01.09 по 16.09 проводится обследование детей логопедами, воспитателями и специалистами детского сада. В периоды: 01.11–07.11; 29.12–14.01; 16.02–20.02; 25.03–31.03 в детском саду предусмотрены каникулы (осенние, зимние, весенние), во время которых организуется активный отдых детей (недели здоровья). В этот период отменяются все виды занятий, кроме физкультурных и музыкальных, которые проводятся в виде развлечений.
С целью развития положительного психоэмоционального состояния, обеспечения детям возможности отдохнуть и получить новые яркие впечатления, приобщения к общему праздничному настроению еженедельно в пятницу во второй половине дня проводятся развлечения, а к знаменательным датам – совместные праздники для детей, родителей и сотрудников.
В основу учебного плана, адаптированного к условиям, возможностям и задачам детского сада, положены следующие документы:
- “Закон об образовании”.
- “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”.
- “Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи”.
- Устав детского сада.
- Программа “Воспитание, обучение и развитие в детском саду” М. А. Васильевой и др.
- Программа “ Обучение детей с недоразвитием фонетического строя речи” (подготовительная группа) Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой.
- Программа “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием” (старшая группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
- Программа “Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
- Инструктивно- методическое письмо “ О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000г.
В логопедических группах в целях соблюдения гигиенических требований к максимальной нагрузке детей в организованных формах обучения сокращены занятия по ИЗО-деятельности и ознакомлению с художественной литературой – в старшей группе; по ИЗО-деятельности, развитию речи и ознакомлению с окружающим – в подготовительной группе. Более полное усвоение учебного материала организуется на логопедических занятиях, занятиях по ознакомлению с окружающим.
Продолжение статьи смотреть в Приложении 1.