Учебный план МДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного типа

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Пояснительная записка
к учебному плану на 2010–2011 учебный год
МДОУ “Атамановский детский сад” комбинированного вида

На начало 2010–2011 учебного года в детском саду функционирует шесть одновозрастных групп: I младшая, II младшая, средняя №1, средняя №2, старшая и подготовительная. Из них 4 группы общеобразовательные (I младшая, II младшая, средняя №1, средняя №2,), две – логопедические (старшая и подготовительная).

Детский сад решает задачи:

  1. Формировать у детей моральные ориентиры, лежащие в основе воспитания нравственных качеств как важного аспекта подготовки к школе.
  2. Создавать условия для всестороннего развития ребенка и его максимальной самореализации.
  3. Использовать массаж и пальчиковые игры в работе с детьми как одно из самостоятельных средств коррекционного и развивающего воздействия на дошкольника в комплексе методик.

Воспитательно-образовательный процесс строится на основе принципов:

  • Единства и целостности учебно-воспитательного процесса.
  • Личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
  • Дидактических (доступности, системности, последовательности).
  • Приоритетности детской игры по сравнению с другими видами деятельности.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия входят в объем максимально-допустимой предельной нагрузки, установленной для детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Среди общего времени занятий 50% отводится занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% составляют занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения (математика, развитие речи) планируются в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда) в первую половину дня.

Занятия проводятся в специальных условиях под руководством со стороны педагогов увлекательно, проблемно, в игровой форме – в большинстве своём по подгруппам. Занятия носят преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. Игровые ситуации, включаемые в занятия, направлены на сочетание учебных задач с задачами эстетического, художественного восприятия. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их места в образовательном процессе, сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Занятия носят программный характер. Для воспитателя является обязательным выполнение программы всеми детьми.

Организованные формы обучения проводятся в I и II младших, средней, старшей и подготовительной группах с 01.09 по 31.05.

В старшей и подготовительной группах с 01.09 по 16.09 проводится обследование детей логопедами, воспитателями и специалистами детского сада. В периоды: 01.11–07.11; 29.12–14.01; 16.02–20.02; 25.03–31.03 в детском саду предусмотрены каникулы (осенние, зимние, весенние), во время которых организуется активный отдых детей (недели здоровья). В этот период отменяются все виды занятий, кроме физкультурных и музыкальных, которые проводятся в виде развлечений.

С целью развития положительного психоэмоционального состояния, обеспечения детям возможности отдохнуть и получить новые яркие впечатления, приобщения к общему праздничному настроению еженедельно в пятницу во второй половине дня проводятся развлечения, а к знаменательным датам – совместные праздники для детей, родителей и сотрудников.

В основу учебного плана, адаптированного к условиям, возможностям и задачам детского сада, положены следующие документы:

  • “Закон об образовании”.
  • “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”.
  • “Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи”.
  • Устав детского сада.
  • Программа “Воспитание, обучение и развитие в детском саду” М. А. Васильевой и др.
  • Программа “ Обучение детей с недоразвитием фонетического строя речи” (подготовительная группа) Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой.
  • Программа “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием” (старшая группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
  • Программа “Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
  • Инструктивно- методическое письмо “ О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000г.

В логопедических группах в целях соблюдения гигиенических требований к максимальной нагрузке детей в организованных формах обучения сокращены занятия по ИЗО-деятельности и ознакомлению с художественной литературой – в старшей группе; по ИЗО-деятельности, развитию речи и ознакомлению с окружающим – в подготовительной группе. Более полное усвоение учебного материала организуется на логопедических занятиях, занятиях по ознакомлению с окружающим.

Продолжение статьи смотреть в Приложении 1.