Прямая речь. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить ребят с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
  • Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
  • Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.

Оборудование:

  • ПК,
  • учебник "Живой родник" (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл.,
  • карточки-кавычки,
  • карточки с заданиями,
  • схемы предложений,
  • карточки-помощники,
  • тетради,
  • простые карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент (Настрой на урок)

II. Повторение пройденного.

- Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.

Ваша задача - ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы - зафиксируйте её в тетради.

Найди "лишнее" слово

- ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной - прил.) п

Найти все существительные

   сущ.
- Вода перестала течь.

       сущ.                      сущ.

- В лодке открылась течь. р

- Как называются такие слова?(омонимы)

3. Найти слово без приставки.

- Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка я

4. Сколько звуков и букв в слове?

Съедобен - 8б., 8 зв. м

Раскрыть скобки.

(в) долг

(с) вернула        а

6. Вставить безударную гласную

рано пос:дел

пос:дел за партой я

7. Вставить, если нужно мягкий знак

ноч:ной

купат:ся р

8. Подобрать антонимы

скупой - :(щедрый )

глубокий - :(мелкий ) е

9 . Расставить знаки препинания

Лисичка- сестричка бегает по полям ищет

мышиные норы. ч

10. Найти главные члены предложения

В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь

- Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

III. Основная часть

1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

- Кто знаком с этим понятием?

- А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)

На доске предложения:

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

Я попросил папу: "Проводи меня".

"Проводи меня", - попросил я папу.

- Что вы можете сказать об этих предложениях?

(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)

- Верно. Эти предложения - предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.

(обратить внимание ребят на слова автора)

- Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое "прямая речь". ( рисунок кавычек)

Работа по учебнику

Прочитайте правило на с.111 в учебнике.

Физминутка

2. - На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.

- Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы на доске:

- Как называется сказка?

- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? ( вначале предложения или в конце)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)

- Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.

(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)

3. - А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему к следующим предложениям. Как называется сказка?

1) Говорит один Мороз другому: "Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?"

А : " П.Р. ? "

2) "Отчего ж не позабавиться, " - отвечает ему Мороз-Красный нос.

" П. Р. , " - а

( Два Мороза)

4. - А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)

- Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

IV. Рефлексия.

- А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

- Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)

Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.

- С какими предложениями мы познакомились на уроке?

(с предложениями с прямой речью)

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Карточка - помощница:

Прямой речью, большой кавычки, маленькой, запятая, тире, двоеточие.

V. Домашнее задание.

- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:

  • "Я и любимая игрушка"
  • "Я и фантик"
  • "Я и лопнувший воздушный шарик"
  • "Я и исписанная тетрадь"
  • "Я и шнурок"
  • "Я и огрызок яблока"
  • "Я и :.." , используя прямую речь

ИЛИ

подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских народных сказок.

- Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.

Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
"Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!"
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
"Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!"
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.

VI. Подведение итогов.

- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.