Цели:
- Познакомить ребят с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
- Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
- Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.
Оборудование:
- ПК,
- учебник "Живой родник" (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл.,
- карточки-кавычки,
- карточки с заданиями,
- схемы предложений,
- карточки-помощники,
- тетради,
- простые карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент (Настрой на урок)
II. Повторение пройденного.
- Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.
Ваша задача - ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы - зафиксируйте её в тетради.
Найди "лишнее" слово
- ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной - прил.) п
Найти все существительные
сущ.
- Вода перестала течь.
сущ. сущ.
- В лодке открылась течь. р
- Как называются такие слова?(омонимы)
3. Найти слово без приставки.
- Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка я
4. Сколько звуков и букв в слове?
Съедобен - 8б., 8 зв. м
Раскрыть скобки.
(в) долг
(с) вернула а
6. Вставить безударную гласную
рано пос:дел
пос:дел за партой я
7. Вставить, если нужно мягкий знак
ноч:ной
купат:ся р
8. Подобрать антонимы
скупой - :(щедрый )
глубокий - :(мелкий ) е
9 . Расставить знаки препинания
Лисичка- сестричка бегает по полям ищет
мышиные норы. ч
10. Найти главные члены предложения
В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь
- Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
III. Основная часть
1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- Кто знаком с этим понятием?
- А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :
ПРИЛОЖЕНИЕ 1- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?
(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)
На доске предложения:
Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
Я попросил папу: "Проводи меня".
"Проводи меня", - попросил я папу.
- Что вы можете сказать об этих предложениях?
(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)- Верно. Эти предложения - предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.
(обратить внимание ребят на слова автора)
- Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое "прямая речь". ( рисунок кавычек)
Работа по учебнику
Прочитайте правило на с.111 в учебнике.
Физминутка2. - На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.
- Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Вопросы на доске:
- Как называется сказка?
- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)
- Где стоят слова автора? ( вначале предложения или в конце)
- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)
- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)
- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?
- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)
- Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.
(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)
3. - А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему к следующим предложениям. Как называется сказка?
1) Говорит один Мороз другому: "Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?"
А : " П.Р. ? "
2) "Отчего ж не позабавиться, " - отвечает ему Мороз-Красный нос.
" П. Р. , " - а
( Два Мороза)
4. - А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)
- Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .
ПРИЛОЖЕНИЕ 3IV. Рефлексия.
- А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?
- Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.
- С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(с предложениями с прямой речью)
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Карточка - помощница: Прямой речью, большой кавычки, маленькой, запятая, тире, двоеточие. |
V. Домашнее задание.
- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:
- "Я и любимая игрушка"
- "Я и фантик"
- "Я и лопнувший воздушный шарик"
- "Я и исписанная тетрадь"
- "Я и шнурок"
- "Я и огрызок яблока"
- "Я и :.." , используя прямую речь
ИЛИ
подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских народных сказок.
- Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
"Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!"
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
"Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!"
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.
VI. Подведение итогов.
- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.