Цели:
- Развивать мыслительную деятельность на основе анализа и синтеза;
- Работать по коррекции фонематического восприятия;
- Обогащать словарь по теме " Мой край родной- Башкортостан";
- Закреплять правописание слов башкирского происхождения, прописной буквы в собственных именах и названиях;
- Воспитывать любовь, чувство долга к своей семье, родственникам. Оборудование : картинки, карта Башкортостана, дидактический материал, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент
Логопед: По мере того, как я буду давать задания, каждый из вас может садиться.
- В чьем имени есть на конце согласная с (Динис)
- В чьем имени между буквами и и а стоит н (Альбина)
- В чьем полном имени первая и последняя буква в (Вячеслав)
- В чьей фамилии между буквами а ид стоит буква н (Александров)
- В чьей фамилии после р стоит буква х (Архипова)
III. Сообщение темы занятия
На доске вывешивается карточка с правописанием имен и фамилий. Дети вслух повторяют, логопед снимает имена с доски.
- Запишите в тетради имена и фамилии, которые сейчас прозвучали. (по памяти)
- Скажите, как вы записали эти имена, с какой буквы? (с прописной) -А почему? (Дети говорят правило)
- Сегодня мы часто будем вспоминать это правило, потому что тема нашего занятия " Прописная буква в собственных именах и названиях".
IV. Развитие слогового, фонематического анализа и синтеза.
Работа по карте и в таблицах
- Итак, ребята, сегодня мы совершим путешествие по нашей республике Башкортостан. Вы любите путешествовать? Замечательно. У каждого из вас на парте лежит карта нашей Республики, которая поможет путешествовать. Я буду загадывать названия городов, а вы попробуйте отгадать их с помощью карты. В лежащие на столах таблицы нужно записывать название каждого угаданного вами города. С какой буквы вы будете записывать названия городов? (с прописной)
- Такая же таблица, как и у вас , изображена на доске. По одному человеку будете заполнять таблицу, а остальные работают в тетради. Будьте внимательны, ребята. Итак, начинаем наше путешествие.
- Название загаданного мной города состоит из трех букв, в которых в которых две гласные.
- Этот город является столицей нашей Республики. Угадайте название этого города и запишите в таблицу (Уфа).
- В названии следующего города 11 букв. Он нам очень близок и дорог. Какой это город? (Октябрьский) Запишите его название в таблицу.
- Название следующего города состоит из 7 букв. Попробуйте отыскать его на карте, он находится недалеко от Октябрьского (Туймазы). Запишите в таблицу.
- В названии следующего города две мягкие согласные б и согласная л (Белебей). Запишите в таблицу.
- Название этого города вы угадаете по слогам, которые я произнесу. Сначала - стер, потом - ли , потом - та , потом -мак. (Стерлитакмак)
- Следующий город назван в честь национального башкирского героя -Салавата Юлаева и находится под Уфой (Салават).
- Название следующего города образовано двумя корнями.(Нефтекамск).
- И последнее название вы угадаете , прослушав звуки, которые я назову. Сначала - м, затем - е, за ней - л, затем - е, потом -у, и последняя - з (Мелеуз).
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
А теперь проверьте, все ли названия городов вы записали с прописной буквы.
Наше путешествие продолжается. Сейчас мы познакомимся с главными реками нашей республики. Реки на карте обозначены синими полосками. Попробуйте их отыскать. И самостоятельно поработать с картой. Найдите нужную реку и запишите в таблицу.
- Эта река состоит из 2 букв, возле которой находится наш город (Ик).
- Название следующей реки обозначает цвет и по башкирски звучит Агидель. В названии этой реки 2 буквы ю ив конце слова мягкий н (Юрюзань)
- С какой буквы вы записали названия рек. (с прописной)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
IV. Прописная буква в именах " Угадай кто это?"
- Продолжим наше занятие. На планете Земля раздается множество голосов, но мир один. Очень хорошо, когда все живут дружно, одной семьей. А начинать надо с дружбы в своей семье, с любви ко своим родственникам и близким. А знаете ли вы, ребята, всех своих родных? Запишите в тетрадях, кем вам доводится родственник, а рядом через черточку его полное имя. Каждое слово пишите с красной строки (комментированное письмо).
Самая добрая и внимательная в семье - мама (имя)
- Муж вашей мамы- папа (имя)
- Дочь вашего папы- сестра
- Мать вашей мамы- бабушка
- Брат вашей мамы - дядя
- Сестра вашего папы - тетя
- Кем приходится ваш брат бабушке? Внуком
- Кем приходится ваша сестра дедушке? Внучкой
- Ребята, а как вы записали имена ваших родственников? (с прописной буквы).
V. Подбор родственных слов.
- Давайте устно подберем родственные слова к словам, которые вы записали.
Вспомните, что такое родственные слова? (Дети вспоминают правило и подбирают родственные слова).
Физминутка.
Ветер тихо клен качает, (дети поднимают руки вверх и раскачиваются)
Вправо, влево наклоняет. Раз - наклон, два- наклон.
Зашумел листвою клен.
Мы глазами миг, миг.
Мы плечами чик, чик,
Мы руками хлоп, хлоп.
Мы ногами топ, топ.
Раз сюда, два - сюда (делают повороты туловищем)
Повернись вокруг себя
Раз присели.
Два привстали.
Руки кверху все подняли.
VI. Развитие слухового восприятия , фонематического анализа.
- Ребята, во всем мире всегда почитают семейные традиции. Вот, например, во Франции ежегодно отмечается день семьи, который объявлен выходным днем. Вся семья собирается за праздничным столом, члены семьи дарят друг другу подарки. Дети подарки изготавливают сами , а родители покупают их в магазине. И, конечно же это любимые игрушки и книжки. А какие конкретно книжки и игрушки ребята получили в подарок, мы узнаем, если найдем их на этой карте (с обратной стороны приклеены картинки-игрушки, с другой - картинки книжки).
- Посмотрите внимательно на каждую игрушку и назовите ту, в названии которой
- 7 букв, а звуков 6? ( медведь)
- все слоги - слияния ( машина)
- 5 звуков ( кукла)
- 8 звуков (матрешка)
- 9 звуков ( неваляшка)
- 3 звука ( шар)
(Дети выполняют задание )
- Молодцы, ребята! Названия сказок мы узнаем, прослушав отрывки из них.
(Дети зачитывают отрывки из сказок, угадывают название, автора)
Примерный перечень произведений:
- Братья Гримм "Бременские музыканты", "Белоснежка и семь гномов"
- Шарль Перро "Красная шапочка"
- А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
- С. Т. Аксаков "Аленький цветочек"
- Астрид Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".
VII. Закрепление грамматической темы.
Игра "Большой, маленький".
- Ребята, я буду называть слова. Если слово пишется с прописной буквы, вы должны встать, если нет - сидите.
Океан, Москва, поселок, Венер, мальчик, Айгуль, тётя, Кандрыкуль, река, Марселевич, щенок, цветок, Нефтекамск, Караидель.
- Молодцы, хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю выполнить тест. Найдите и отметьте знаком "плюс" слова в тесте, которые пишутся с прописной буквы, остальные знаком "минус". Результаты выполненной работы я вам сообщу на следующем занятии.
Розалия Котёнок Воробей Народ Москва Город Дядя Николаевич
VIII. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Скажите, чем мы занимались сегодня на уроке и понравилось ли оно вам? (дети отвечают)