Программное содержание:
- Закреплять навыки порядкового счета в пределах десяти; цифры от 1 до 10; упражнять в умении определять цифры на ощупь;
- Повторить состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 из двух меньших;
- Упражнять в расшифровывании информации о фигурах по определенным свойствам, используя схемы к Блокам Дьенеша;
- Продолжать учить решать примеры в пределах десяти;
- Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, записывать решение задачи, пользуясь знаками “плюс”, “минус”, “равно”;
- Закрепить приемы измерения длины разными условными мерками;
- Развивать слуховое внимание, память, зрительно-двигательную ориентацию; геометрическое воображение, наблюдательность, логическое мышление, глазомер, тактильное восприятие;
- Воспитывать у детей выдержку, самоконтроль, взаимовыручку, формировать умение выслушивать говорящего.
Материалы:
Две видеозаписи с обращениями Хозяина-мумии древнего города Цифрограда, послания с заданиями 6, мозаичная картина (с обратной стороны карта нахождения сокровищ), пазлы (части карты, которые дети получают при выполнении задания), пластмассовые объемные цифры, сухие бассейны (по одному на 2–3 детей или один большой), буквы для составления названия города с обратной стороны с цифрами по порядку, карточки состава числа, фломастеры, карточки-схемы к Блокам Дьенеша, танграммы, схемы для постройки моста через пропасть по одной на двух детей, два каната для обозначения пропасти, два туннеля разной длинны, условные мерки, схемы для выкладывания из частей танграма для вывода на большой экран; сундук с сокровищами, скотч для скрепления карты, карточки для составления задач, наборы цифр и знаков на каждого ребенка, мягкие модули для задач и для оформления, деревья и т.д. для создания антуража старого разрушенного города.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 6 (второй видеоролик можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)
Ход игры
Дети входят в зал, перед ними полуразрушенные ворота (из мягких модулей) на которых “написано” название города “Цифроград”. Название состоит из букв, пронумерованных с обратной стороны. Буквы частично висят лицевой и изнаночной стороной, несколько букв лежат рядом.
Воспитатель. Дети, вероятно, мы попали в очень древний город, к тому же он от времени почти разрушился. Давайте восстановим его название. Кто сможет восстановить название города? (Воспитатель дает возможность детям самостоятельно понять, как выполнить задание. При необходимости задает наводящие вопросы.) Обычно в таких древних городах путешественники ищут старинные сокровища. Может, и мы с вами попытаем счастья?
Как только дети пересекают линию ворот города – помощник закрывает дверь на ключ и включается видеозапись 1, свет приглушается.
Привет, искатель злоключений!
Заходи, если смел!
Теперь страх твой удел.
Столько забав у тебя впереди,
Жаль, тем путем, что вошел –
Не уйти.
Дверь запечатана!
Головоломка может
Лишь тебя спасти.
Составь мозаичную картину
Там, на стене
И сможешь град покинуть.
Ха-ха-ха!
Вперед иди и помни:
Победить нельзя без риска!
Воспитатель (дает возможность детям проверить: правда ли заперта дверь). Это наверное, был хранитель города, он весьма строг. Выбора у нас нет, придется нам пройти через этот город со всеми его загадками. Все согласны? Никто не боится? Тогда вперед!
Дети двигаются к столу с сухими бассейнами. Рядом приложено послание:
В бассейны сухие
Руки опустите,
Цифры различные
Вы там найдите.
К этим цифрам потом
Состав их числа напишите.
Воспитатель предлагает детям найти в сухих бассейнах пластмассовые цифры, найти карточки с этими цифрами и написать на них состав числа. После того, как все правильно выполнят задание, воспитатель достает заранее приготовленную часть карты, которую размещают на магнитной доске в виде пазла картины.
Воспитатель. Продолжим наш путь, смотрите какой-то полуразрушенный дом у нас на пути, а вот и послание:
Вот развалины старинные,
На них загадки дивные.
Реши их, а то, что найдешь,
Возьми с собой
Совет мой такой.
В условленном месте лежат карточки с заданием на нахождение предмета по нескольким свойствам с помощью решения примеров на сложение и вычитание. Дети выполняют задание, в ходе которого находят каждый свой модуль и берут их с собой в путь. За правильное выполнение задания получают следующую часть картины.
Путешественники подходят к оазису (нескольким деревьям), в тени которых можно сделать привал. Под деревом лежат наборы танграмм. На дереве находят послание:
Взгляни на рисунки,
Но недолго, секунд эдак шесть.
И выложи то, что успел разглядеть.
Воспитатель предлагает детям взглянуть внимательно на экран и выложить на своих модулях то, что они успеют разглядеть. По окончании выполнения задания дети получают очередную часть картины.
Дети продолжают свой путь и подходят к пню с новым посланием:
Иди же скорей,
Не зевай,
Но под ноги лучше смотри.
Пропасть у тебя впереди.
Чтобы ее перейти –
Мост из модулей сооруди!
Здесь и схема есть для тебя. Дерзай!
Дети, согласно схемы, строят мост через
условную пропасть, обозначенную двумя канатами.
На другой стороне пропасти их ждет очередной
пазл.
Дети подходят к столу, на котором расположены
карточки для составления задач и послание:
Раз ты дошел до задания 5,
Значит ты очень умен иль везуч.
Вот и узнаем: умен иль везуч?
Задачи составь и реши,
Да все по частям ты расскажи!
Дети составляют задачи по картинкам,
выкладывают решение с помощью цифр и знаков,
несколько человек объясняют структуру задачи.
Дети получают часть картины.
Перед детьми два туннеля. Шестое послание:
Ну вот, наконец,
Пред тобой выбор крутой.
В короткий туннель поползешь –
Пропадешь!
Самый длинный туннель ты выбирай.
Ключ и сокровища ты там найдешь!
Дети самостоятельно решают, каким способом определить длину туннеля. Выполняют задание, проползают по туннелю, получают оставшуюся часть картины. (Туннель должен вести в начало путешествия. Второй туннель незаметно зашит).
Как только дети соберут всю карту, включается видеозапись 2.
Ты вернулся, дружок,
Я давно тебя ждал,
Ведь загадки мои
Ты все разгадал.
Карту, что на стене, ты скрепи
И на другую сторону ее поверни.
Узнаешь, коли сможешь узнать,
Где свой ключ с сокровищами искать!
На этом пока, до свиданья, адью, оревуар и гуд бай!
Если что – приходи еще,
Я не буду скучать.
Дети скотчем скрепляют карту, переворачивают на другую сторону и с ее помощью определяют местоположение сокровищ. (Сокровищами могут быть сладости, новые игры, разукраски и т.д.; ключ нужно незаметно положить в начале занятия)
Воспитатель. Вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли? Вы хотели бы вернуться когда-нибудь в Цифроград?