Задачи:
- уточнить знания детей о приметах весны, уточнить понятия "диалог", "рассказ", упражнять в составлении диалогов по малосюжетным картинкам, упражнять в грамматическим правильном оформлении предложений, развивать связную речь детей;
- корригировать слуховое внимание детей на основе запоминания ответов товарищей, логическое мышление на основе раскодировки информации карточек;
- воспитывать чувство уважения к товарищам.
Словарь: словарь предметов, глаголов, признаков по теме "Весна"
Материал: фланелеграф, 5 одинаковых конвертов, малосюжетные картинки, сюжетная картина "Весенняя прогулка", карточки с заданиями, атрибуты для фланелеграфа.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, я принесла вам задания и спрятала их в одинаковые конверты. Чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, нужно открыть конверт № 1.
Дети находят конверт № 1. Читают слово, написанное на листе бумаги.
Рис. 1
II
1. Сообщение темы занятия
- Сегодня наше занятие будет посвящено прекрасному времени года - ВЕСНЕ.
2. Актуализация полученных знаний
- Назовите весенние месяцы.
- Весна какая? (Дети называют слова-признаки.)
- Пора открывать конверт № 2.
Рис. 2
- Как вы думаете, что это значит?
- Мы с вами сейчас превратимся в художников. Будем рисовать весеннюю картину. Но мы будем необычные художники, мы будем составлять картину из деталей. Картина получится полной, если вы мне назовёте приметы весны.
- Наше правило:
Не перебивать друзей.
Слушать внимательно, чтобы не повторяться.
Рис. 3
На каждую названную детьми примету, логопед на наборное полотно выкладывает соответствующую деталь.
- Какая главная примета весны?
- Солнце какое?
- Солнце что делает?
Рис. 4
- Назовите ещё приметы.
- Небо какое?
- Снег какой?
- Снег что делает?
- Снег тает, что появляется?
Рис. 5
- Что вырастает на проталинах?
Рис. 6
- Травка какая?
- Ручьи какие?
Рис. 7
Весенние ручьи что делают?
- Как появляются сосульки?
- Что происходит с деревьями?
- Расскажите про птиц.
Рис. 8
p align="center">Рис. 9
- Что происходит весной с животными?
Рис. 10
- Какая замечательная весенняя картина у нас получилась! Вы настоящие художники.
3. Составление диалогов по картинкам (малосюжетным)
- Пора открывать конверт № 3.
Рис. 11
- Что означает эта карточка?
- Что такое диалог?
- Сегодня наше занятие посвящено весне, и диалоги у вас будут тоже весенние. Рассмотрите внимательно картинки и составьте по ним диалоги.
Рис. 12
Рис. 13
4. Динамическая пауза
- Весной вся природа оживает. Давайте и мы с вами немного оживём, разомнёмся:
Солнце светит нам с утра,
В детский сад идти пора.
Лужи все мы обойдём,
Через грязь перешагнём,
На пути вот ручеёк,
Раз - прыжок и два - прыжок.
Вот и милый детский сад -
Здесь ребёнку каждый рад!
5. Рассматривание сюжетной картины
- Пора заглянуть в конверт № 4.
Рис. 14
- Что это? (Картина)
- В конверте лежит ещё что-то.
Рис. 15
- Что означают эти карточки?
- Как вы думаете, что нам нужно будет сделать? (Посмотреть и рассказать.)
- Посмотрите внимательно на эту картину. Мы сейчас поиграем в игру "Кто самый внимательный?" Вы мне будете называть предметы, какие нарисованы на этой картине. Предложения будут начинаться одинаково: "Я заметил или Я заметила :" и называете предмет. Повторять предметы нельзя.
- Давайте придумаем имена персонажам.
- Кто здесь может говорить?
- О чём они говорят?
- Придумайте диалоги персонажей.
6. Составление рассказа по сюжетной картине
- Остался у нас последний конверт № 5.
Рис. 16
- Что означает эта карточка?
- Художниками мы уже были, а сейчас будем писателями.
- Кто такие писатели?
- Мы с вами все вместе придумаем рассказ по этой весенней картине.
- Что такое рассказ? (Рассказ - это когда предложения стоят по-порядку, "дружат", понятно, о чём говорится, можно в голове "нарисовать" картинку.)
- Какие части есть у каждого рассказа? (Начало, середина, конец.)
- Имена героям мы уже придумали. О чём наши герои говорят, тоже.
- В какое время года произошла эта история?
- Наше первое предложение как раз будет посвящено весне. Составьте предложение про весну, чтобы подходило к теме нашего рассказа.
- Рассказывать будем по-порядку. Будьте внимательны, не забывайте наше правило.
Дети составляют расссказ по цепочке, логопед записывает его.
7. Чтение получившегося рассказа
- У каждого рассказа должно быть название. Название бывает коротким, но в нём должно быть передано главное из истории.
III. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей
- Ребята, что для вас было самым трудным на занятии? Что понравилось больше всего?
- А вот что я думаю о вашей работе на занятии.
Рис. 17