Проблема определения уровня готовности ребенка к началу школьного обучения возникла относительно недавно и связана, в первую очередь, с более ранним началом систематического обучения. Следует различать педагогическую, психологическую, социальную и физическую готовность к школьному обучению.
Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение элементарными школьными навыками, такими как - знание букв, цифр и т.д.
Мне хотелось бы остановиться на психологической готовности ребенка к школе.
Психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Таким образом, для того чтобы удачно и быстро прошла адаптация у будущих первоклассников, чтобы они начали учиться, дружить, общаться. Я предлагаю вам одно из вводных развивающих занятий, которое поможет на начальном этапе адаптироваться детям к учебной деятельности.
Занятие в школе Дошкольника №1
Тема: Строим город из геометрических фигур
Цели:
- Познакомить детей друг с другом, отрабатывать умение работать в парах.
- Развитие познавательных процессов.
- Воспитание умения поддерживать доброжелательные отношения.
Оборудование: визитные карточки, карандаши цветные, мячик, геометрические фигуры по количеству детей (круг, треугольник, квадрат, многоугольник), карточки с зайцами, рыбки (по количеству детей), Рисунки: Каркуша, волк, Баба Яга,
Ход занятия
Знакомство
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут (имя учителя). Сегодня мы с вами первый раз встретились, и, наверное, друг друга никто не знает. Что нам нужно сделать?
- Правильно, давайте познакомимся. На счет 1-2-3 каждый громко назовет своё имя, а на сигнал "молчок" (палец на губах) закроет рот ладошкой.
- Смогли вы услышать и запомнить, кого как зовут? А как вы думаете, почему? (получился только шум).
- А что же нам нужно сделать? Как же нам познакомиться? (по очереди).
- Что значит, все по очереди назовут своё имя? (кто-то начнет первым):. Если кто-то говорит другие слушают и не перебивают. Если знаешь - поднимаешь руку.
- Ребята, а кто к нам прилетела на занятие? (Каркуша)
- Посмотрите какая она грустная, а какая погода на ее острове (небо темное). Как вы думаете, что у нее случилось?
- За ней гонится Баба-Яга! Она хочет, чтобы Каркуша взяла её в школу, Баба Яга тоже хочет научиться писать и считать. Но Каркуша её боится, поможем Бабе Яге?
- А для чего люди ходят в школу? Зачем необходимо научиться читать и считать, писать?
Итог (рефлексия ответов)
- Каркуша приглашает нас на Остров дружбы. - Как вы думаете, какие есть здесь правила? И кто там живет?
Остров Дружбы
- Если хочешь познакомиться с кем-то, как это можно сделать? Попробуем? (а со взрослыми:)
Знакомятся, напоминают о правилах с которыми познакомили Бабу- Ягу.
Игра "Снежный ком" (мяч) Называют свое имя и имена своих соседей. Далее можно усложнить: у кого мяч в руках, тот молчит, а остальные должны отгадать - как его зовут.
За выполнение правил - все получают фишку круг.
Остров Зайцев
Кто нас здесь встречает? (Волк) Что он делает, как вы думаете? (просит о помощи, Баба-Яга дала ему задание : Сосчитать зайцев в лесу)
- Поможем ему сосчитать зайцев? (дети с помощью карандашей разукрашивают зайцев)
За выполнение задания - все получают фишку квадрат.
- Каркуша приглашает нас посетить следующий остров:
Остров Слов (М П А Ш И О Н А Х Р Д)
Нужно из букв собрать слова. Например: мир, папа и т.д. (показать)
За выполнение задания - все получают фишку треугольник.
- Ребята, Баба Яга устала заниматься, хочет отдохнуть. Пока она отдыхает, мы с вами поиграем в игру (движения дети делают по ходу Ф/м)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.
- Смотрите, а Баба Яга уже на острове:
Остров Задач (просмотр действий)
Ребята смотрят анимацию и по ней составляют задачу, после чего её решают.
За выполнение задания - все получают фишку многоугольник.
Из полученных фигур, дети составляют домик для Каркуши (повторяем названия геометрических фигур, можно сыграть в Волшебный мешочек)
- Каркуша очень рада новому домику, ваши домики она пригласит жить своих друзей.
- Ребята, мы сейчас соберем все наши домики, вот на этот лист бумаги, что получиться : (город "Геометрических фигур"), а что можно добавить в него? (деревья, цветы, пруд и т.д.) Ребята вырезают и составляют композицию (либо можно приготовить заготовки из геометрических фигур)
Итог
- Что нового мы узнали на занятии? С кем познакомились?
- Как вы думаете передумала Баба Яга идти в школу? Почему? - А вы?
- Что интересного было на занятии? (итог подводит психолог)
Подарок от Каркуши (рыбки). (После чего их можно вырезать и "запустить" в пруд.