Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


(Слайд №2) Цель урока: осмысление содержания стихотворения через проведение межпредметных связей.

Задачи:

  • познакомить с исторической основой стихотворения;
  • проследить мастерство поэта в создании батальных сцен;
  • воспитать уважение к великому прошлому России.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин П. Заболотского "Ветеран 1812 года", С.Герасимова "М.И.Кутузов на Бородинском поле", В.Верещагина "Наполеон 1 на Бородинских высотах", иллюстрация А.М. Каневского к басне И.А.Крылова "Волк на псарне".

Ход урока

1. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

В списке писателей золотого века русской литературы вслед за Пушкиным стоит имя М.Ю.Лермонтова, прожившего очень короткую жизнь, но успевшего написать такие произведения, которые являются предметом гордости русского человека. Одним из них является стихотворение "Бородино", с исторической основой которого мы познакомимся на этом уроке.

2. Знакомство с автором. (Слайд №3)

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
М.Ю.Лермонтов "Поэт"

- Как вы думаете, почему Лермонтова интересовало военное прошлое его страны?

Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, будучи в ссылке на Кавказе, участвовал в сражениях с горцами, был представлен к наградам, истинный патриот.

Словарная работа. (Слайд №4)

Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела.

Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Именно на Кавказе Лермонтов пишет стихотворение "Бородино", являющееся откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения, в котором во весь рост предстают героические русские люди.

- В какую войну было Бородинское сражение? (Слайд №5)

- С кем она велась?

- Что вы узнали из исторических справок об этом сражении?

12 июня произошло вторжение французских войск на территорию России. Два месяца продолжалось отступление русской армии. 26 августа 1812 года под Бородиным в 124 км от Москвы было дано сражение. Перед боем во французской армии прочли приказ Наполеона, в котором говорилось о богатстве и славе, которые ждут воинов после победы. В русской армии Кутузов приказал пронести по войскам икону Смоленской Божьей Матери и отслужить молебен. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, России, поэтому они готовы были биться насмерть.

Словарная работа. (Слайд №4)

Воинская честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека (мужество, любовь к Отчизне, патриотизм).

- В каком литературном произведении, изученном нами, шла речь об Отечественной войне 1812 года? (Слайд №6)

(Басня И.А.Крылова "Волк на псарне")

- Какой момент войны с французами описывался в басне?

- Какая годовщина Бородинского сражения была в этом году?

3. Чтение стихотворения.

- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?

- В чем особенность построения стихотворения?

- Кто участвует в разговоре?

- Как вы себе их представляете? (Слайд №7)

Работа по иллюстрации П.Е. Заболотского "Ветеран 1812 года".

- Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата?

- Почему автор доверяет рассказ об исторических событиях старому солдату, а не сам в торжественном стиле восхваляет подвиг русских воинов?

Никто не сможет это сделать лучше, чем ветеран, побывавший в гуще событий. Он видел, как умирали его товарищи, поэтому рассказывает не торжественно, а тихо, спокойно, горюет о жертвах.

- Кого противопоставляет ветеран "нынешнему поколению"? Как он их называет? А какие определения дает французам? (Слайд №8)

Работа с текстом стихотворения.

русские французы
Богатыри, ребята, братья, товарищи, могучее лихое племя. "Друг", "брат мусью", француз, враг, басурманы.

Большинство слов, определяющих "русских", стоит во множественном числе и наводит на мысль о воинском братстве, сплоченности, которые помогли выстоять русским солдатам. Слова, определяющие "французов", большей частью стоят в единственном числе и говорят о том, что каждый француз хотел славы и богатой добычи лишь для себя.

- Кого объединяет слово "наш" в следующих словах:

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!

- О чем говорит эпиграф к уроку? (Слайд №1)

У Бородино французская армия расшиблась о русскую. (Генерал А.П.Ермолов)

4. Подведение итогов.

До сих пор историки спорят, за кем победа в сражении. Потери русских составили 46 тысяч, французов - 58 тысяч, в живых у русских осталось 5 тысяч воинов, у французов - 19 тысяч. Сломить русских не удалось, но войско было обескровлено. Желая сохранить армию, Кутузов приказывает отступить к Москве.

- Оправдывает ли автор стихотворения Кутузова?

(Слайд №9)

Да и что спорить, если сам Наполеон, великий полководец, предводитель французской армии, уверенный в своей победе ("Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее."), после Бородинского сражения признавал: "Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми".

Вскоре после Бородинского сражения была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: "Воины! Славный год, в который поразили вы лютого и сильного врага, минул, но не пройдут и не умолкнут громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей".

5. Домашнее задание. (Слайд №10)

1. Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.

2. Подготовить рассказ на тему: " Герои стихотворения - герои Бородина".

6. Выставление оценок за урок и комментарии.

Использованная литература.

  1. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова "Поурочные разработки по литературе", М., "ВАКО", 2005.