Обучение грамоте в 1-м классе "Буква Я, я"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Закрепить знания детей о букве Я. Продолжить работу по запоминанию слова через "образ" буквы.
  • Развивать образную память, пространственное воображение, мышление, речь учащихся.
  • Расширить знания детей о ягодах рябины, как ценном продукте.

Ход урока

1. Организационный момент.

Всё разведать,
Всё узнать,
Лёгких тропок
Не искать.

2. Проверка домашнего задания.

  • составить из букв слова по картинкам;
  • составить схемы слов КАРТИНА, МАЛИНА и выполнить звукобуквенный анализ;
  • прочитать рассказы.

3. Повторение пройденного материала.

  • На какие две группы делятся все звуки?
  • Какие звуки называют гласными? Назови их.
  • Какие звуки называют согласными? Назови их.
  • На какие группы делятся согласные звуки? Назови звонкие согласные. Назови глухие согласные.
  • Какими они ещё бывают? Чем отличается от других согласных звуков, звук "ш"?

Презентация.

СЛАЙД 2. Сообщение темы урока. Задачи урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Лесовичок. Посмотрите, что он принёс с собой. Как вы думаете, что это?

Наш гость приглашает нас совершить прогулку в парк и познакомиться с интересным деревом. Угадайте, с каким деревом мы встретимся?

Стройное деревце
Разбросало ветки,
И на них рассыпало
Круглые конфетки.

У конфеток этих,
Есть одна беда-
Очень, очень горькие
Ведь они пока.

А зимой суровой -
Всем на угощенье,
Станут они сладкими
Всем на удивленье. (Рябина)

СЛАЙД 3. "Угадай-ка!"

Прочитайте и отгадайте загадки.

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что это за ягодка?
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью одела
Красные бусы. (Рябина)

Рябина ветвистое дерево. Растёт в наших лесах. Живёт 100 - 200 лет. Она первая красавица. Одно из наиболее любимых деревьев. О ней сложено много песен, стихов, которые посвящены белоснежным душистым цветам, ярким плодам. Ягодой её называют лишь в народе. Это маленькие яблочки: мясистые, с семенами внутри.

Давайте составим предложение про рябину. ------- ----- ----- -----. (Ребята увидели ягоды рябины). Сколько слов в предложении? Какое слово 1, 2, 3, 4? Как, начнём писать предложение? Что ставим в конце предложения?

Назовите третье слово в предложении (ЯГОДА). С какой буквы начинается это слово? (Я) В каком слове есть ещё буква Я? (РЯБИНА)

- Назовите свои слова с этой буквой. На что похожа буква Я? (скворечник, хоккеист с клюшкой, путешественник с рюкзаком).

Я - выходит на дорожку.
Я - стоит, отставив ножку.
- Полюбуйтесь, вот и я,
Рада видеть вас друзья.

(Включить музыку про букву Яя)

СЛАЙД 4. "Идём в гости". Прочитать стих.

Учащиеся рассказывают стихи о рябине.

РЯБИНА

РЯБИНА

Вот рябина у дорожки,
Разноцветная листва,
Бусы красные надела
До чего ж ты хороша!
Под окном красавица рябина
Шелестит нарядною листвой.
Гроздья красные ей осень подарила,
И красавица любуется собой.

 

РЯБИНОВЫЙ ПИРОГ РЯБИНКА
Пироги румяные,
Рябиновый в них сок.
Испекла мне мамочка
Рябиновый пирог.

Вкусный и душистый
На столе стоит,
С коркой золотистой
Нас к себе манит.

Осенний наряд у рябинки,
Вся в ярких бусах она;
Уральское деревце наше
С тобой ещё краше земля!

Посмотрите на рябинку -
Разноцветную косынку,
Бусы красные надела,
Кружевное платье.
Хороша же ты рябинка,
В осеннем наряде.

*Рассказ учителя о празднике и традициях - 23 сентября - Петр и Павел.

23 сентября отмечают на Руси праздник Петр и Павел - рябинники. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябину сажали под окнами домов, она защищала хозяев, их домашний очаг от всяких бед и сохраняла счастье. Рябина - это гарантия и символ счастья и мира в семье, именно поэтому возле дома старались посадить это дерево. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту - дроздам рябинникам, снегирям и всяким другим птицам.

СЛАЙД 5. "Каллиграфическая минутка".

Прочитаем слоги: ЯЯ, АЯ, НЯ, ЛЯ, МЯ, ПЯ, ТЯ, ГЯ, РЯ, СЯ, КЯ.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

СЛАЙД 6. "История про деревце".

СЛАЙД 7. "Русская поэзия".

СЛАЙД 8. "Р:бина".

СЛАЙД 9. "Работа над словом".

СЛАЙД 10. "Запоминай-ка".

- Составим схему слова и выполним звукобуквенный анализ. РЯ/БИ/НА

СЛАЙД 11. "Ягода, ягодка". (читают все)

СЛАЙД 12. "Рябиновая семья".

СЛАЙД 13. "Прочтите".

СЛАЙД 14. "Хвалёная рябинка".

СЛАЙД 15. "Ягоды рябины - витаминная кладовая".

СЛАЙД 16. "Народные приметы".

СЛАЙД 17. "Альбом (ЗДОРОВЯЧОК)".

СЛАЙД 18. "Что мы узнали".

СЛАЙД 19. "Пригашаем в гости".

Прочитать рассказ "РЯБИНА". Ответить на вопросы. Найти в рассказе слова с новой буквой Я.

Осенняя пора в саду. Облетает листва, и яркие краски постепенно гаснут. Гол и непригляден сад. Одна рябина выделяется ярким пятном, украшая сад алыми ягодами. Однако и грустно рябине. Но едва ударят первые морозы - сладкими станут ягоды. Тогда слетятся к рябине и дятлы, и снегири. Привет вам птицы, от тёплого лета!

  • О каком времени года говорится в тексте?
  • Какие изменения происходят в природе?
  • Объясните слова: краски гаснут, ковёр тускнеет, сад непригляден
  • Что украшает сад?
  • Когда ягоды станут сладкими?
  • Как понимаете последнее предложение?

Как по-другому можно назвать текст? ("Щедрое лето", "Сладкие ягоды", "Привет из тёплого лета").

Итог урока. Вручаются ягодки для составления слова РЯБИНА. Самооценка.

В рябиновом крае мы побывали,
И многое мы о рябине узнали,
Я вам благодарна за вашу активность,
За творчество, выдумку, всем вам спасибо.