Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3-м классе "Правописание безударных гласных в приставках и в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Совершенствовать навык правописания безударных гласных в корнях и приставках, умение применять правило; обобщить знания детей о том, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств.
  • Развивать умение писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения, то есть слитно, умение распознавать безударные гласные в корне; мышление, орфографическую грамотность учащихся, используя методы интегрированного обучения, объединив такие предметы, как русский язык и окружающий мир.
  • Воспитывать аккуратность, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: карточки с буквами а, е, и, я, о; сигнальные карточки; иллюстрации к уроку, проигрыватель.

Ход урока

I. Организационный момент.

Динь-динь
Уже звонок звенит.
Какая в классе тишина,
Она для знаний нам нужна.

1. Сообщение темы, цели.

- Ребята, будьте внимательны. Послушайте и скажите, о чем говорится в загадке.

Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (Планета Земля.)

- Все мы обязаны своей жизнью нашей планете - прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед: нами, перед человеком.

И действительно, нарушая правила бережного отношения к природе, мы губим ее, загрязняем планету. Только в России ежегодно накапливается около 7 миллиардов тонн твердых бытовых отходов (бутылки, банки и т.д.). И только около 2 миллиардов тонн используют, как вторичное сырье, то есть перерабатывают его.

- Посмотрите. Хотели бы вы жить на такой планете? (см. рис. 1)

Рис. 1

- Сегодня на уроке, рассматривая тему "Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова", выполняя различные задания, мы очистим планету от мусора и озеленим, оживим ее.

2. Оформление тетради.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пишите красиво и аккуратно. Следите за осанкой. Рисунок 1

II. Чистописание.

- Прежде чем записать следующее четверостишие, нужно вставить и объяснить пропущенные орфограммы. Работаем с сигнальными карточками.

Нас много, р: бята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
П:садит сейчас!

- Спишите. В слове "посадит" выделите приставку. (Дети работают самостоятельно, затем один ученик работает у доски, вставляя и объясняя написание пропущенных букв.)

- Что такое приставка?

- Как найти в слове приставку? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)

- Мы справились с первым заданием. (Ученик убирает что-то одно из мусора и на это место помещает картинку животного или растения.)

III. Словарная работа.

1. - Предлагаю всем загадки,

Но подумайте, ребятки!
И подайте мне ответ,
Как писать и в чем секрет.

- Отгадки записываем в тетрадь самостоятельно.

Загадки:

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Шуба серая для лета,
А зимой другого цвета. (Заяц)

Я - лучший сторож дома,
И с детства всем знакома. (Собака)

Назовете вы легко,
Кто дает нам молоко. (Корова)

Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафанчике. (Береза)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый:  (Воробей)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит: (Сорока)

Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает? (Петух)

2. Самопроверка: (дети по "цепочке" комментируют, а остальные в это время работают с карточками, на которых буквы -а ,-е, -и, -о, -я.).

- Какие правила о написании приставок вы знаете?

а) Приставки пишутся слитно, так как приставка часть слова.

б) Приставки до-, по-, на-, за-, под-, над-, с- пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.

- Мы справились со следующим заданием. (Ученик убирает что-то одно из мусора и на это место помещает картинку животного или растения.)

IV. Объяснение нового материала.

1. На доске записан текст.

Н:к: тилась синяя туча и з:шумела.

Пр:к:тился по саду вихрь, п:днял выс:ко сухие л:сточки.

Упали первые т:желые капли. Ударил пр:л:вной дождь.

Тише дождь - п:св:тлело за :кном.

(По Соколову-Микитову)

- Я буду указывать на пропущенную букву, а вы показывать карточкой с этой буквой и объяснять ее написание: в какой части слова стоит буква, как ее можно проверить.

Порядок работы:

а) Поставить ударение.

б) Выделить корень.

в) Выделить, если есть, приставку.

Вывод: При написании слова с безударными гласными необходимо: прежде всего, определить в какой части находится безударный звук. Если безударный звук находится в приставке, то нужно вспомнить, как она всегда пишется. Если безударный звук находится в корне, то нужно проверить путем подбора проверочного слова.

- А теперь запишите предложение. Найдите в предложении слово с безударной гласной.

Ударил проливной дождь4. (Ученик работает у доски, выполняет задание - разбор предложения по членам предложения.).

2. Работа по учебнику.

С. 125, правило. Сверим вывод, сделанный нами, с правилом на странице 125 учебника.

- Мы справились с заданием. (Ученик убирает что-то одно из мусора и на это место помещает картинку животного или растения.)

V. Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не отпускаем
Дышим ровно, глубоко:

(Ходьба на месте)

Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда,

(Наклон вперед, руками коснуться пола)

Тихо птенчика берем
И назад его кладем.

(Выпрямиться, поднять руки вверх)

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.

(Бег на носочках)

Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

- А вот еще небольшая информация. В среднем на одного жителя в год накапливается 250 кг. мусора.

- Продолжим очищать планету от мусора? (Ученик убирает что-то одно из мусора и на это место помещает картинку животного или растения.)

VI. Закрепление материала.

1. Работа по учебнику на с. 126, упражнение 334 (1, 2 абзацы) с комментированием в соответствии с заданием. (Ученик убирает что-то одно из мусора и на это место помещает картинку животного или растения.)

2. Самостоятельная работа.

С. 126, упражнение 334 (3 абзац). Списать, вставляя пропущенные буквы. Выделить в словах корни и приставки.

3. Проверка самостоятельной работы.

- Прочитайте предложения, в которых есть слова с пропущенной буквой. Объясните написание этих слов. (Ученик убирает что-то одно из мусора и на это место помещает картинку животного или растения.)

VII. Итог урока.

- Чему вы учились на уроке?

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне? (Ученик убирает что-то одно из мусора и на это место помещает картинку животного или растения.)

- Посмотрите, какая у нас получилась чистая планета (см. рис.2).

VIII. Домашнее задание.

С. 125 правило, упражнение 336.

Слушание грамзаписи "Голоса птиц".

На фоне музыки слова:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Рис. 2