Формирование читательской компетенции младших школьников

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Уже несколько лет я работаю над формированием читательской компетенции младших слабовидящих школьников. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и областной библиотеки им. А. Гайдара.

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)

2. Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)

3. Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы

В своей работе использую следующие инновационные методы и технологии:

1. ИКТ. Доклады по творчеству писателей, пересказ текстов учащиеся сопровождают показом презентаций, работа по созданию мульт-проектов.

2. При формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках чтения использую метод "MIND MAPS" (интеллект-карты). Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с информационной компетентностью учеников, коммуникативной компетентностью, личностным развитием.

3. Проектный метод обучения. Использование методов проектов позволило создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.

Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо учитывать возможности зрительного восприятия слабовидящих учащихся (остроту, поле зрения, цветововые предпочтения, наличие оптических средств коррекции, освещение рабочего пространства, дозировку непрерывной зрительной нагрузки, темп деятельности и т.д.). Особое внимание необходимо уделять развитию предметных представлений у младших школьников, так как зрительный опыт у данной категории детей очень ограничен, многим из них присущ вербализм знаний. Работая со слабовидящими учащимися, необходимо строго соблюдать требования к наглядности. Создавая презентации к урокам, учителю следует учитывать требования к размеру, цвету, контрастности шрифтов, фону, по возможности избегать информационной загруженности слайдов, чрезмерной бессмысленной анимации.

В результате кропотливой, систематической урочной и внеурочной работы у учащихся наблюдается устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к чтению как процессу получения новых знаний; вырабатываются умения работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.

Урок литературного чтения. Тема: "Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне"

2 класс

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с биографией великого русского поэта;
  • познакомить со стихотворениями Ф.И.Тютчева о весне;
  • учить анализировать поэтические произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений;
  • развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Коррекционные:

  • развивать и корригировать предметные представления слабовидящих учащихся;
  • развивать и активизировать словарный запас младших школьников;
  • корригировать зрительное восприятие, образное, логическое мышление и внимание;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Учебные материалы:

1) учебник "Родная речь" (сост. Л.Ф.Климанова и др.);

2) плакат "Времена года. Весна".

Используемые ресурсы:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3)экран;

4) аудиозаписи:

  • цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди;
  • цикла "Времена года" ("Апрель") П.И.Чайковского;

Ход урока

I. Организационный момент

1. Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди.

На её фоне учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле... (дети хором: "Весна!")

Слайд №2

II. Постановка темы, цели урока

1. Актуализация знаний.

- Это тема нашего сегодняшнего урока чтения. Мы приступаем к изучению нового раздела - "Люблю природу русскую" - и из зимы перенесёмся в весну. А помогут нам в этом стихи и музыка.

- Давайте вспомним приметы весны? Посмотрим на плакат. (Слайды №3,4,5,6)

- А сейчас послушайте и постарайтесь разгадать загадки о весне (Слайд № 7)

- Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

- А чьи стихи мы будем читать? Внимание на экран. (Слайд № 8)

- Читайте слоги одинакового цвета, и вы прочтёте фамилию, имя и отчество замечательного поэта XIX века.

ФЁ-ИВА-ДОР-ТЮТ-НОВИЧ-ЧЕВ (Слайд № 9)

(На экране появляются расшифрованные фамилия, имя, отчество поэта и его портрет.)

- А сейчас давайте познакомимся с биографией поэта. Учащиеся читают подготовленные к уроку сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева. (Слайд № 10,11,12)

2. Повторение об особенностях стихотворных произведений. (Слайд №13)

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.)

- Конечно, весна - прекрасное время года. И поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. В этом мы убедимся сегодня на уроке.

III. Работа по теме урока

(Слайд № 14)

а) Словарная работа. Работа учащихся с толковыми словарями.

  • Всё засуетилось - всё беспорядочно, торопливо задвигалось.
  • Нудит вон (устар.) - принуждает, заставляет уйти.
  • Хлопочет - усердно, суетливо трудится.
  • Наперекор - вопреки

б) Чтение стихотворения учителем (наизусть).

- Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И.Тютчев. (Звучит "Апрель" ("Подснежник") П.И.Чайковского.)

в) Первичная проверка понимания: беседа.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

- Вы заметили, что поэт пишет о зиме, и весне, как о живых существах? Кто помнит, как называется такой поэтический приём? (Олицетворение.)

- Как названа зима? (Ведьма злая.)

- А весна? (Прекрасное дитя.)

г) Работа с текстом.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- А какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

- Значит, с каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.

д) Выразительное чтение (Слайд №15,16)

- Замечательно справились. Думаю, что автору бы понравилось.

IV. Физ.минутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением "Весенние воды".

а) Словарная работа (Слайд № 17)

  • Брег - берег
  • Блещут - блестят
  • Гласят - говорят, кричат
  • Гонцы - посланцы

б) Первичное чтение стихотворения учителем (наизусть).

в) Проверка понимания. Беседа.

- Какое настроение передаёт нам поэт?

- Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения?

(Быстрое движение и блеск воды, её шум, свет солнца вызывают бурную радость (её возвещают воды). Радость сменяется ожиданием "тихих, тёплых майских дней", а настроение - тихой, светлой радостью.)

г) Работа с текстом.

- Прочитайте первые две строчки стихотворения "Весенние воды". О каком периоде весны в них говорится?

- Дочитайте стихотворение "жужжащим чтением".

- Какие звуки мы слышим при чтении стихотворения? (Шум весенней воды.)

- Кого называет поэт гонцами?

- О каком хороводе он говорит?

- С каким настроением надо читать это стихотворение?

г) Повторное (выразительное) чтение стихотворения учащимися (2-3 чел.).

(Слайд №18,19)

VI. Итог урока

- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

- Кто их автор?

- Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах?

VII. Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений Ф. И. Тютчева наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию.