Уже несколько лет я работаю над формированием читательской компетенции младших слабовидящих школьников. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и областной библиотеки им. А. Гайдара.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)
2. Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)
3. Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы
В своей работе использую следующие инновационные методы и технологии:
1. ИКТ. Доклады по творчеству писателей, пересказ текстов учащиеся сопровождают показом презентаций, работа по созданию мульт-проектов.
2. При формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках чтения использую метод "MIND MAPS" (интеллект-карты). Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с информационной компетентностью учеников, коммуникативной компетентностью, личностным развитием.
3. Проектный метод обучения. Использование методов проектов позволило создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо учитывать возможности зрительного восприятия слабовидящих учащихся (остроту, поле зрения, цветововые предпочтения, наличие оптических средств коррекции, освещение рабочего пространства, дозировку непрерывной зрительной нагрузки, темп деятельности и т.д.). Особое внимание необходимо уделять развитию предметных представлений у младших школьников, так как зрительный опыт у данной категории детей очень ограничен, многим из них присущ вербализм знаний. Работая со слабовидящими учащимися, необходимо строго соблюдать требования к наглядности. Создавая презентации к урокам, учителю следует учитывать требования к размеру, цвету, контрастности шрифтов, фону, по возможности избегать информационной загруженности слайдов, чрезмерной бессмысленной анимации.
В результате кропотливой, систематической урочной и внеурочной работы у учащихся наблюдается устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к чтению как процессу получения новых знаний; вырабатываются умения работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Урок литературного чтения. Тема: "Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне"
2 класс
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с биографией великого русского поэта;
- познакомить со стихотворениями Ф.И.Тютчева о весне;
- учить анализировать поэтические произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений;
- развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства.
Коррекционные:
- развивать и корригировать предметные представления слабовидящих учащихся;
- развивать и активизировать словарный запас младших школьников;
- корригировать зрительное восприятие, образное, логическое мышление и внимание;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Учебные материалы:
1) учебник "Родная речь" (сост. Л.Ф.Климанова и др.);
2) плакат "Времена года. Весна".
Используемые ресурсы:
1) компьютер;
2) мультимедийный проектор;
3)экран;
4) аудиозаписи:
- цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди;
- цикла "Времена года" ("Апрель") П.И.Чайковского;
Ход урока
I. Организационный момент
1. Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди.
На её фоне учитель читает стихотворение:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле... (дети хором: "Весна!")
Слайд №2
II. Постановка темы, цели урока
1. Актуализация знаний.
- Это тема нашего сегодняшнего урока чтения. Мы приступаем к изучению нового раздела - "Люблю природу русскую" - и из зимы перенесёмся в весну. А помогут нам в этом стихи и музыка.
- Давайте вспомним приметы весны? Посмотрим на плакат. (Слайды №3,4,5,6)
- А сейчас послушайте и постарайтесь разгадать загадки о весне (Слайд № 7)
- Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
- А чьи стихи мы будем читать? Внимание на экран. (Слайд № 8)
- Читайте слоги одинакового цвета, и вы прочтёте фамилию, имя и отчество замечательного поэта XIX века.
ФЁ-ИВА-ДОР-ТЮТ-НОВИЧ-ЧЕВ (Слайд № 9)
(На экране появляются расшифрованные фамилия, имя, отчество поэта и его портрет.)
- А сейчас давайте познакомимся с биографией поэта. Учащиеся читают подготовленные к уроку сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева. (Слайд № 10,11,12)
2. Повторение об особенностях стихотворных произведений. (Слайд №13)
- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.)
- Конечно, весна - прекрасное время года. И поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. В этом мы убедимся сегодня на уроке.
III. Работа по теме урока
(Слайд № 14)
а) Словарная работа. Работа учащихся с толковыми словарями.
- Всё засуетилось - всё беспорядочно, торопливо задвигалось.
- Нудит вон (устар.) - принуждает, заставляет уйти.
- Хлопочет - усердно, суетливо трудится.
- Наперекор - вопреки
б) Чтение стихотворения учителем (наизусть).
- Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И.Тютчев. (Звучит "Апрель" ("Подснежник") П.И.Чайковского.)
в) Первичная проверка понимания: беседа.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.
- Вы заметили, что поэт пишет о зиме, и весне, как о живых существах? Кто помнит, как называется такой поэтический приём? (Олицетворение.)
- Как названа зима? (Ведьма злая.)
- А весна? (Прекрасное дитя.)
г) Работа с текстом.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
- А какое настроение у поэта: он радуется или печалится?
- Значит, с каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.
д) Выразительное чтение (Слайд №15,16)
- Замечательно справились. Думаю, что автору бы понравилось.
IV. Физ.минутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над стихотворением "Весенние воды".
а) Словарная работа (Слайд № 17)
Брег - берег
б) Первичное чтение стихотворения учителем (наизусть).
в) Проверка понимания. Беседа.
- Какое настроение передаёт нам поэт?
- Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения?
(Быстрое движение и блеск воды, её шум, свет солнца вызывают бурную радость (её возвещают воды). Радость сменяется ожиданием "тихих, тёплых майских дней", а настроение - тихой, светлой радостью.)
г) Работа с текстом.
- Прочитайте первые две строчки стихотворения "Весенние воды". О каком периоде весны в них говорится?
- Дочитайте стихотворение "жужжащим чтением".
- Какие звуки мы слышим при чтении стихотворения? (Шум весенней воды.)
- Кого называет поэт гонцами?
- О каком хороводе он говорит?
- С каким настроением надо читать это стихотворение?
г) Повторное (выразительное) чтение стихотворения учащимися (2-3 чел.).
(Слайд №18,19)
VI. Итог урока
- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?
- Кто их автор?
- Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах?
VII. Домашнее задание
Выучить одно из стихотворений Ф. И. Тютчева наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию.