Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Главные члены предложения. Дикие и домашние животные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнить представления учащихся о подлежащем и сказуемом, их признаках и взаимосвязи; открыть новое понятие;
  • повторить правописание слов с непроверяемыми безударными гласными;
  • закрепить знания о различии диких и домашних животных;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Рисунки с изображением диких и домашних животных.
  • Карточки с буквами.
  • Карточки со схемами главных членов предложения.
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Фрагмент видеофильма о медведях.

Ход урока

1 .Оргмомент.

Добрые пожелания (пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке)

2. Повторение пройденного.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем заниматься русским языком и окружающим миром. Тема урока зашифрована на доске: 11 карточек с заданиями, которые необходимо выполнить.

2.1. Индивидульная работа на карточках.

1 ученик - Написать названия птиц. Разделить черточками для переноса.

(Воробей, ворона, сорока, петух)

2 ученик - Выбрать правильный ответ.

П_тух и е е е
С_рока о а о о
В_робей о о о а
В_рона о о о о

3 ученик - Поработай учителем. Исправь ошибки. Подчеркни гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Питух, мидведь, лесица, карова.

2.2.Работа с классом.

Прочитайте слова, записанные на доске:

Л_сица, за_ц, п_тух, в_рона, с_бака, к_рова.

1. Вставьте пропущенные буквы. (П)

2. Спишите слова, расставьте их в алфавитном порядке. (Р)

3. Обозначьте ударение. (Е)

4. Разделите слова на слоги. (Д)

5. Назовите слова, состоящие из 2-х слогов. (Л)

6. Назовите слова, состоящие из 3-х слогов. (О)

7. В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков? (Ж)

8. Подчеркните гласные буквы. (Е)

9. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. (Н)

3. Чистописание.

10. Выпишите из слов гласные буквы. Не забудьте о правиле письма.

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

и, а, я, е, у, о (И)

11. Каких гласных букв не хватает? Допишите. (Е)

ю, э, ы, ё

4. Сообщение темы и целей урока

- Какое же слово получилось?

- Сегодня на уроке мы узнаем о предложении много нового.

- Как можно назвать ряд слов, записанных на доске?

- Кто же сформулирует тему по окружающему миру? (Ответ: "Дикие и домашние животные")

5. Работа по теме урока.

5.1. Словарно-орфографическая работа. Особенности диких и домашних животных.

- Чем отличаются дикие и домашние животные?

(Дикие животные живут в природе, сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, сами заботятся о потомстве.

Домашних животных разводят люди. Люди кормят и защищают их, строят для них жилище, заботятся о потомстве.)

- Вписать в предложение подходящие по смыслу слова из "Словаря".

Заяц, (лисица), (медведь) - это дикие звери, а собака, (корова) - домашние животные.

Физкультминутка (Попробуйте изобразить какого-либо животного без звука, а я буду угадывать)

5.2.Работа над предложением.

- Посмотрите на картинку. Кого вы видите?

- Как появились собаки? (Человек приручил волка)

- Для чего человеку нужны собаки?

- Из слов, записанных на доске, составьте предложение

(собаки, стерегут, сторожевые, стада)

Сторожевые собаки стерегут стада.

- Докажите, что это предложение.

- Какое оно по цели высказывания?

- Сколько слов в предложении?

- Есть среди них главные?

(Дети выдвигают гипотезы. Учитель над каждым названным учеником словом, ставит крестик)

5.3. Открытие нового знания

Работа в группах.

Задание 1 группе:

а) прочитайте предложение без первого слова

б) имеет ли предложение смысл

Задание 2 группе:

а) прочитайте предложение без второго слова

б) имеет ли предложение смысл

Задание 3 группе:

а) прочитайте предложение без третьего слова

б) имеет ли предложение смысл

Задание 4 группе:

а) прочитайте предложение без четвертого слова

б) имеет ли предложение смысл

(Поработав в группах, дети приходят к такому выводу, что без второго и третьего слова предложение не имеет смысла) Идет презентация своих выводов перед классом.

- Ребята, кто догадался, что нового мы сегодня узнаем о предложении?

(Версии детей: главные слова, предложение, члены и т.д.)

Учитель услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока "Главные члены предложения"

- Какие два главных слова мы нашли в предложении? (Ответ: собаки стерегут)

- Какой частью речи выражено слово собаки? (Ответ: существительным)

- На какие вопросы оно отвечает? (кто? что?)

- Это слово в грамматике называется подлежащим, подчеркивать его при разборе предложения надо одной чертой.

Прочитайте о подлежащем в учебнике с.68.

- Что говорится о подлежащем?

- Задайте вопрос, к слову стерегут.

- Какая часть речи отвечает на вопросы что делает? что делают?

- А это слово в грамматике называется сказуемым, и подчеркивать его при разборе надо двумя чертами.

Прочитайте о сказуемом в учебнике с.70.

- Как до сегодняшнего дня мы называли эти два слова? (грамматическая основа предложения)

- Какой же вывод можно сделать? (главные члены предложения и грамматическая основа предложения - это одно и тоже)

Во время беседы учитель постепенно открывает на доске запись и появляется такая схема:

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

существительное глагол
кто? что? что делает? что делают?
подлежащее сказуемое

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

6. Закрепление изученного материала

6.1. Коллективная работа (упр.131 с.69 "Животные зимой")

- О ком или о чем говорится в 1 предложении?

- Назовите член предложения. Как подчеркнем? - Какой частью речи выражено подлежащее?

- Что говорится о подлежащем?

- Назовите член предложения. Как подчеркнем?

- Какой частью речи выражено сказуемое?

- Прочитайте грамматическую основу предложения.

6.2. Запись предложения с комментированием.

- Какие еще бывают медведи?

- Где они живут? (демонстрация картинки с изображением белых медведей)

Белые медведи живут на севере.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Взаимопроверка.

6.3. Просмотр отрывка видеофильма о медведях.

6.4. Работа с фразеологизмами.

- Когда так говорят и о ком?

"Медведь на ухо наступил".

7. Домашнее задание.

7.1. Упр.128

7.2.Упр.133

8. Итог. Рефлексия.

- Что запомнили на уроке?

- Как вы себя чувствовали?

- Какое у вас настроение?

- Оцените свою работу на уроке.