Цели урока:
- рассказать о создании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях Иркутской области;
- учить осуществлять поиск информации в справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать.
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развитие коммуникативных умений (работа в группах)
Оборудование:
- Макеты Красной книги, выполненные руками учащихся прошлых выпусков.
- Мультимедиа: презентация "Редкие растения и животные Иркутской области"
- Конверты с раздаточным материалом, кроссворд, экологические знаки.
- Магнитофон: музыкальная запись И.О. Дунаевского на слова В.И. Лебедева-Кумача "Широка страна моя родная".
Ход урока
1. Орг.момент.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
2. Введение в тему.
Звучит мелодия песни И.О. Дунаевского на слова В.И. Лебедева-Кумача "Широка страна моя родная".
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек:
Я другой такой не знаю,
Где так вольно дышит человек:
- Ребята, мы начинаем урок с этих прекрасных слов. Наш урок будет познавательным, но и тревожным.
- Мы узнаем о редких растениях и животных, которые находятся на грани исчезновения. Речь пойдет о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Ведь человек - часть природы, он должен беречь ее, как самого себя.
- Величава, богата, могущественна природа нашей Иркутской области. Но и зелёный лес великан и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
- Если бы мы с вами смогли подняться в космос, то увидели бы нашу Иркутскую область. Вот такой выглядит она из космоса (показ слайда).
- Все мы хотим дышать свежим воздухом, пить чистую воду, питаться чистыми продуктами. Но делать это с каждым годом все сложнее и сложнее. Виной тому загрязнение окружающей среды.
- Что такое окружающий мир? (Это богатый удивительный мир растений и животных. Это наша родная природа.)
3. Проверка домашнего задания.
-А сейчас мы поиграем в игру "Суд"
-Что такое суд?
- Кто присутствует на суде?
Каждому ряду на дом было задано свое творческое задание. Сейчас мы проверим как вы с ним справились.
- 1 ряд - выступают от имени животных, которые обвиняют людей в нарушении экологических правил.
- 2 ряд - выступают от имени людей, которые оправдывают свое поведение.
- 3 ряд - присяжные заседатели, которые сформулируют нам правила поведения человека в природе.
4. Новая тема.
- Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому в нашей области ведется большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов сажают новые. Многие фабрики и заводы переоборудованы. Запрещено собирать редкие и исчезающие растения и охотится на редких животных.
Конечно, животным лучше живется на воле, в естественных условиях. Во многих странах созданы для этого особо охраняемые территории - заповедники и национальные парки.
- Заповедники позволяют сохранить первозданную природу, дают прибежище диким животным. Заповедник - это значит оставить кусочек природы в покое, не трогать. Это участок природы, который охраняется и изучается. А национальные парки - это музеи под открытым небом. Здесь тоже занимаются охраной природы, но в отличие от заповедников, парки открыты для туристов.
- На побережье озера Байкал находятся 3 заповедника: Баргузинский, Байкало - Ленский, Байкальский (показ слайда).
1 чтец:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2 чтец:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
3 чтец:
Прекрасна! Прекрасна!
Родная земля!
Прекраснее мне не найти никогда!
Зелёные долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
Физминутка.
Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны).
- Первая Красная книга растений появилась у Иркутской области.
- В 2010 году в Иркутской области впервые выйдет Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
-В Прибайкалье, Иркутской области, на озере Байкал в защите нуждаются более 400 видов флоры и фауны, в том числе лишайники, мохообразные, грибы, млекопитающие, насекомые, земноводные и пресмыкающиеся, рыбы и птицы. Каждому виду присвоен статус редкости от "вероятно, исчезнувших" до "занесенных в Красную книгу России", примером этого является ландыш майский (реликтовое растение Сибири), численность которого крайне мала, т.к. он встречается лишь в окрестностях села Междугранки Иркутской области недалеко от города Зима. Так же единственным на всю Восточную Сибирь является и растущий вблизи побережья озера Байкал полушник озерный, последний раз его описывали еще в середине прошлого века. В числе почти не встречаемых в Прибайкалье и на озере Байкал находятся такие животные, как красный волк, снежные барс, птицы балобан и орлан-белохвост, белорыбица и сибирский осетр (показ слайдов, чтение сообщений учащихся о редких животных и растениях Иркутской области, показ макетов Красной книги, выполненные руками учащихся прошлых выпусков.).
- Планируется, что в Иркутской области будет принят закон "Об административной ответственности за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Иркутской области", необходимый чтобы не допустить их окончательного исчезновения.
5. Я - исследователь.
- А сейчас я предлагаю вам провести исследование (работа в группах).
- Ваша задача:
- 1 и 3 группа - собрать мозаику из частей животных и растений, угадав его;
- 2 и 4 группа - записать в кроссворд.
-Я надеюсь, что Вы умеете помогать друг другу и прислушиваться к мнению товарищей и справитесь с работой. Начинайте проводить исследование.
6. Обобщение.
- Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!
1 чтец:
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса,
И на траве - зелёная роса.
2 чтец:
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с лугом.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной
Похожей нет.
3 чтец:
- Природа - наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. Давайте вдумаемся в слова писателя М. Пришвина: " Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина - будем охранять природу, значит будем охранять Родину".Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь -
Ландыша в траве зелёной,
И стрекозы только тут -
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
7. Рефлексия.
- Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:
- "Я узнал:",
- "Я удивился:",
- "Я запомнил:" и выскажите свое мнение.
8. Творческое домашнее задание.
- Дома изготовьте книгу животных и растений, занесенных в Красную книгу Иркутской области, а также условные знаки, которые помогут сохранить природу и животных.