Цель: закрепление умения умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд.
Задачи:
- отрабатывать навыки табличного и внетабличного умножения, закрепление свойства нуля и единицы при умножении;
- развитие логического мышления, целенаправленности внимания;
- расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету.
Оборудование урока: “Говорящая таблица умножения”, учебник.
Речевой материал: якорь, каюта.
Оргмомент.
- Садитесь, ребята. Закрыли глаза, успокоились.
Представили себе синее небо, море, по которому плывет корабль. Звучит музыка.
- Открыли глаза, посмотрите, ребята, на каком красивом корабле сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морям и океанам знаний…
2.Повторение материала.
- Открыли тетради, отступили 4 клетки, записали дату, тему урока.
- Чтобы путешествие прошло успешно, мы должны правильно решать задачи и примеры на умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд.
- Я приглашаю вас подняться на палубу, для этого необходимо правильно назвать ответы:
- 17 х 1,
- 0 х 5,
- 4 х 0,
- 1 х 8,
- 0 х 7.
- На какие правила эти примеры?
- Чтобы начать путешествие, надо поднять якорь. Словарная работа. Для этого надо вспомнить, как называются числа при умножении и мы узнаем, какой якорь надо поднять:
- 1: множители, произведение;
- 2: слагаемые, сумма;
- 3: делимое, делитель, частное;
- 4: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- И вот мы на палубе. Перед нами 11 кают (каюта – комната для пассажиров). Наша задача: занять 10 из них, определив лишнее число.
- Почему 11 – лишнее число?
- Расположите числа от меньшего к большему.
- Есть ли в полученном ряду закономерность?
- А есть ли число 11 в таблице умножения?
- Давайте проверим: работа по таблице умножения.
- Молодцы! По правому борту – дельфины. Дельфины – очень дружелюбны, умны, способны к обучению. Они предлагают вам задание: назвать примеры с одинаковыми ответами.
0 х7 6 х2 3 х 2 1 х 6 4 х3 3 х 6 2 х 9 5 х 0 1 х 8 2 х 4
- Молодцы! Подведение итогов, выставление оценок.
3.Основная часть урока.
- На борт нашего корабля поступили какие-то зашифрованные сигналы:
* первый множитель 127, второй множитель 3. Найти произведение;
* увеличить 35 в 3 раза;
*найди произведение чисел 107 и 8;
*сомножители 219 и 4;
*увеличить 152 в 6 раз;
*найди произведение чисел 145 и 4.
- Записать эти выражения в виде примеров и решить их.
- Молодцы! Плывем дальше. На горизонте синие киты. Они предлагают нам отдохнуть.
- Динамическая пауза ( звучит песня “ Дважды два – четыре”)
- Устное решение задачи:
“Длина дельфина 4 метра, а синего кита в 8 раз больше. Какова длина синего кита?”
- Итак, мы подплываем к острову Говорящего попугая.
- Он предлагает решить задачу № 795 стр.169.
*Чтение задачи учащимися про себя.
*1 ученик читает задачу вслух, затем – учитель.
- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в 2 действия.
- Анализ условия задачи.
- Сколько залов в кинотеатре?
- Известно, сколько мест в 1 зале?
- Известно, сколько мест во 2 зале?
- Повторите вопрос задачи.
- Запишем кратко условие задачи.
- Анализ решения задачи.
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Как узнать, сколько мест во 2 зале?
- Теперь можем ответить на вопрос задачи?
- Как узнать, сколько мест в двух залах?
- Запись решения задачи в тетрадь.
- Ответили на вопрос задачи?
- Давайте запишем ответ задачи.
- Выставление оценок.
4. Закрепление материала.
- Самостоятельная работа.
- Но, что это? На палубе вода, на корабле пробоины.
Ваша задача - устранить ошибки и спасти корабль.
- Пока ребята устраняют пробоины, я трех ребят отправлю в разведку по кораблю, посмотреть, нет ли где еще повреждений: 3 группа выполняют примеры №737(1ст.) стр.159.
- Проверка: назвать правильные ответы.
- Молодцы! Выставление оценок.
5. Подведение итогов урока.
- Молодцы! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные!
- Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось в путешествии?
- Домашнее задание:
- 1 группа - №797 (3ст.) стр. 169;
- 2 группа - №797 (2 ст.) стр. 169;
- 3 группа - №737 (2 ст.) стр. 159.