Александр Невский - патриот земли Русской

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Охарактеризовать образ Александра Невского в различных видах искусства и доказать, что он значим для формирования компетентностного подхода в патриотическом воспитании.
  2. Расширить представление учащихся об историческом прошлом Росси.
  3. Пробудить в детях чувство любви к Родине.

Оборудование:

  • учебник «Мировая художественная культура. 7-9 классы». Автор: С.Г.Данилова, М., изд. «Дрофа», 2009г.;
  • иллюстрации с изображениями собора, интерьера и росписи храма, иконы А.Невского.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свои рабочие места.

- Все ли у вас готово к уроку?

- Итак, урок начинается! Внимательно слушайте и активно работайте!

2. Вступительное слово учителя.

- Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего дороже Отчизны.

О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?... – сказал Жуковский.

Воспитательная работа.

Обсуждение пословиц.

- Отчизна, Отечество – одним словом, это наша Родина. Ребята, попробуйте объяснить смысл записанных на доске выражений.

«Быть человеком – значит быть патриотом».

«Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почете быть».

- Кто же такой патриот?

Объявление темы урока.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о Георгии Победоносце – доблестном защитнике Отечества. Сегодня мы познакомимся еще с одним патриотом земли русской – Александром Невским.

3. Сообщения учащихся об Александре Невском.

Приложение

4. Запись в тетради.

Исторические сведения:

1220-1263 – годы жизни.

1240 – заслуги: победа у реки Невы.

5.04.1242 – сражение на льду Чудского озера.

13 век – «Житие князя Александра Невского».

5. Выборочное чтение.

- Давайте прочитаем, что в «Житии…» сказано о его храбрости.

- На странице 79 вашего учебника зачитайте описание его внешности.

6. Обсуждение наглядного материала.

Рассмотрим иллюстрации на доске.

Рисунок 1. Собор Александра Невского.

Рисунок 2. Александро-Невский монастырь.

Рисунок 3. Роспись храма Александра Невского.

Рисунок 4. Икона святого благоверного великого князя Александра Невского.

Образ Александра Невского запечатлен во многих произведениях искусства: в живописи, скульптуре, музыке и кино.

7. Работа с учебником

Прочитайте на стр.79, каким показал зрителям известный режиссер Сергей Эйзенштейн Александра Невского.

8. Словарно-лексическая работа.

Житие – жанр древнерусской литературы о жизнеописании святых.

Броня – военные доспехи, металлическая одежда.

Рыцарь – самоотверженный, благородный человек.

Исполин – великан, богатырь.

Монумент – большой памятник.

Триптих – икона, состоящая из трех частей: средней доски с главным изображением и двух створок с побочными изображениями.

Например, на средней доске – Богоматерь с младенцем, на створках – предстоящие ей святые. Створки, вращаясь на петлях, могут ложиться на среднюю доску и вполне заслонять собою находящееся на ней изображение, причем, и то, что написано на них самих, делается невидимым. Иконы такого рода называли на Руси «складней». Их брали с собой в походы и путешествия, хранили в домашних молельнях, кроме живописных изготовлялись резные из дерева, с рельефными, раскрашенными изображениями, образцы особенно высокохудожественных складней сохранились в музеях.

9. Итог урока.

  • Что вы узнали об Александре Невском?
  • Где запечатлен его образ?
  • Что значит для вас его пример?

- Молодцы, ребята! Спасибо всем за участие в уроке!

10. Выставление оценок, домашнее задание.

Параграф 8.3 пересказ, стр.82 - №5.