Цели:
- Охарактеризовать образ Александра Невского в различных видах искусства и доказать, что он значим для формирования компетентностного подхода в патриотическом воспитании.
- Расширить представление учащихся об историческом прошлом Росси.
- Пробудить в детях чувство любви к Родине.
Оборудование:
- учебник «Мировая художественная культура. 7-9 классы». Автор: С.Г.Данилова, М., изд. «Дрофа», 2009г.;
- иллюстрации с изображениями собора, интерьера и росписи храма, иконы А.Невского.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте свои рабочие места.
- Все ли у вас готово к уроку?
- Итак, урок начинается! Внимательно слушайте и активно работайте!
2. Вступительное слово учителя.
- Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего дороже Отчизны.
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?... – сказал Жуковский.
Воспитательная работа.
Обсуждение пословиц.
- Отчизна, Отечество – одним словом, это наша Родина. Ребята, попробуйте объяснить смысл записанных на доске выражений.
«Быть человеком – значит быть патриотом».
«Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почете быть».
- Кто же такой патриот?
Объявление темы урока.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о Георгии Победоносце – доблестном защитнике Отечества. Сегодня мы познакомимся еще с одним патриотом земли русской – Александром Невским.
3. Сообщения учащихся об Александре Невском.
4. Запись в тетради.
Исторические сведения:
1220-1263 – годы жизни.
1240 – заслуги: победа у реки Невы.
5.04.1242 – сражение на льду Чудского озера.
13 век – «Житие князя Александра Невского».
5. Выборочное чтение.
- Давайте прочитаем, что в «Житии…» сказано о его храбрости.
- На странице 79 вашего учебника зачитайте описание его внешности.
6. Обсуждение наглядного материала.
Рассмотрим иллюстрации на доске.
Рисунок 1. Собор Александра Невского.
Рисунок 2. Александро-Невский монастырь.
Рисунок 3. Роспись храма Александра Невского.
Рисунок 4. Икона святого благоверного великого князя Александра Невского.
Образ Александра Невского запечатлен во многих произведениях искусства: в живописи, скульптуре, музыке и кино.
7. Работа с учебником
Прочитайте на стр.79, каким показал зрителям известный режиссер Сергей Эйзенштейн Александра Невского.
8. Словарно-лексическая работа.
Житие – жанр древнерусской литературы о жизнеописании святых.
Броня – военные доспехи, металлическая одежда.
Рыцарь – самоотверженный, благородный человек.
Исполин – великан, богатырь.
Монумент – большой памятник.
Триптих – икона, состоящая из трех частей: средней доски с главным изображением и двух створок с побочными изображениями.
Например, на средней доске – Богоматерь с младенцем, на створках – предстоящие ей святые. Створки, вращаясь на петлях, могут ложиться на среднюю доску и вполне заслонять собою находящееся на ней изображение, причем, и то, что написано на них самих, делается невидимым. Иконы такого рода называли на Руси «складней». Их брали с собой в походы и путешествия, хранили в домашних молельнях, кроме живописных изготовлялись резные из дерева, с рельефными, раскрашенными изображениями, образцы особенно высокохудожественных складней сохранились в музеях.
9. Итог урока.
- Что вы узнали об Александре Невском?
- Где запечатлен его образ?
- Что значит для вас его пример?
- Молодцы, ребята! Спасибо всем за участие в уроке!
10. Выставление оценок, домашнее задание.
Параграф 8.3 пересказ, стр.82 - №5.