Интегрированный урок (окружающий мир + ИЗО) в 1-м классе "Птицы зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Дать детям представление о характерных признаках зимы в неживой природе.
  2. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость при восприятии произведений художников.
  3. Раскрыть некоторые природные закономерности поведения птиц зимой.
  4. Учиться изображать птиц (снегиря) с помощью акварельных красок.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • учебник, аудиозапись с голосами птиц;
  • плакат с изображением дерева, мультимедийный проектор.

Ход урока

Приложение

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Беседа по теме урока, повторение пройденного материала.

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам совершить прогулку в лес.

(Звучит аудиозапись, демонстрируются слайды с репродукциями картин художников.)

Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения поэтов, музыкантов, художников. На прошлых уроках мы говорили с вами о том, как называют художников изображающих природу (пейзажисты).

- Что на картине привлекает внимание?

- Какие краски использовал художник?

- Какое время года изображено?

(Выключается запись с голосами птиц, демонстрируются зимние пейзажи.)

- Но что-то вдруг изменилось в лесу. Что стало другим, ребята? (В лесу наступила зима, не слышно пения птиц.)

- Почему зимой мы не слышим пения птиц? (Они улетели на юг.)

- Как можно назвать всех птиц улетающих в теплые края? (Варианты ответов детей.)

- Таких птиц называют перелетными. Но есть и такие птицы, которые остаются с нами зимовать. Как можно назвать таких птиц? (Зимующие.)

- Я знаю, как вы любите загадки. Отгадайте, о каких птицах идет речь?

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей.)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? ... (Соловей.)

- А следующие загадки помогут нам отгадать вот этот кроссворд:

Верещунья белобока,
А зовут ее ... (Сорока.)

В лесу кукует птица,
Назвать себя боится.
Не спит совсем опушка
Пока поет ... (Кукушка.)

Зимой на ветках – яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири.)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Нельзя сказать малютка,
Про серенькую ... (Утку.)

- Посмотрите, скольких птиц вы угадали. Теперь мы сможем поиграть.

Игра «Разбери картинки».

Птиц, которые улетают на юг, поместите около солнышка, а птиц, которые остаются зимовать и не бояться холода, поместите около снежинки (можно провести в виде соревнования).

Физкультурная минутка.

Под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар – кар – кар!

- Ребята, а кто из вас знает, чем питаются птицы?

- А чем же питаются они зимой, когда вся земля покрыта снегом и нет насекомых?

- Корма зимой становится мало, птицы питаются почками, семенами деревьев и кустарников, отыскивают корм возле жилья человека. Часто зимой птицы погибают от голода.

- Чем мы можем помочь птицам зимой? (Делать для них кормушки, приносить им корм.)

3. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Сейчас, ребята, я составлю рассказ об одной птичке, которую мы научимся рисовать, но не назову вам ее. Отгадайте, о какой птице пойдет речь? (Учитель описывает внешний вид и повадки снегиря.)

Теперь, на альбомных листах мы постараемся изобразить эту замечательную птицу (демонстрация слайдов, поэтапное пояснение):

  • Нарисовать узор в карандаше тонкой незаметной линией.
  • Выполнить работу акварелью. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

4. Итог урока. Выставка работ.

На плакате с изображенным деревом закрепляются работы детей.

- Вот какая замечательная стая снегирей прилетела к нам.

- Расскажите ребята, на какие две группы можно разделить птиц с которыми мы сегодня познакомились?

- Как нужно относиться к птицам зимой?

Приложение