Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность: 2 урока по 40 минут
Класс: 11 (химико-биологический профиль)
Технологии:
- Технология личностно ориентированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Информационно- коммуникационная технология
- Здоровьесберегающие технология
Использовались ИКТ:
- иллюстративные материалы Интернет-ресурсов: Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) и Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР)
- "Органическая химия" электронные уроки, серия TeachPro CD 'Magnamedia" 2005 год.
- Образовательная коллекция 1С "Органическая химия" МарГТУ 2005 год.
Аннотация
Роль и место данной темы в курсе
С понятием "арены или ароматические углеводороды" учащиеся впервые встречаются в 9 классе при изучении органических соединений. В 10 классе этот класс органических веществ изучается более подробно. Как правило, органические вещества изучаются по определенному плану: строение, свойства, получение, применение. Считаю, что какую бы методику не использовал учитель, сохранение этой логики изучения предмета позволяет учащимся лучше понять предлагаемый материал и установить причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ. На изучение данной темы отводится 8 часов. Химическая составляющая данной темы увязана с курсом физики (электронное строение атомов) и экологии (ядохимикаты и их использование в сельском хозяйстве на основе требований охраны природы). К моменту изучения данного материала учащиеся владеют знаниями о строении органических соединений ранее изученных классов, свойствах двойной и одинарной связи, изомерии, номенклатуре, типах химических реакций, поэтому на данном уроке формируются и совершенствуются знания. Тема "Арены" завершает изучение курса углеводородов.
Перечень уроков по данной теме:
Урок 1,2. Электронное строение молекулы бензола. Химические и физические свойства бензола. Получение и применение.
Урок 3,4. Гомологи бензола, строение, номенклатура, химические свойства, получение гомологов и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола.
Урок 5,6. Сравнение строения и свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.
Урок 7,8. Обобщение и систематизация знаний по теме углеводороды. Контрольная работа №2. "Углеводороды"
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:
- средства программ Microsoft Power Point и Microsoft Word для демонстрации механизма образования ароматической связи и иллюстрации химических свойств и физических свойств бензола;
- программы Microsoft Excel для составления проверочного теста;
- ресурсы Интернет и компакт-дисков для подготовки иллюстративных материалов.
- готовит вопросы и методику использования учащимися средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office при работе в группах и в домашних заданиях.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
В процессе изучения данной темы использованы иллюстративные материалы Интернет-ресурсов, содержащие модели молекул бензола; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point и другие для подготовки материалов к уроку. Использовались ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu..ru и Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР ). http://school-collection.edu.ru/
Методы обучения - словесные: беседа, постановка и решение учебных проблем, сравнение, объяснение, рассказ.
Средства обучения - мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент с актуализацией, изучаемой на уроке темы.
2. Этап повторения знаний. Опрос беседа. Организация повторения по ранее изученной теме алкены, алкины, состав, общая формула, строение, тип гибридизации атомных орбиталей, физико-химические свойства. Выявить взаимосвязь между строением и химическими свойствами углеводородов.
3. Этап формирования новых знаний.
Формирование новых знаний успешно осуществляется с использованием ЦОРов и ФЦОР, презентации выполненной с помощью программы Microsoft Word Рower Point.
В своей работе использую электронные мультимедийные пособия:
- "Химия ХХI век", "1C" образовательная коллекция "Органическая химия" МарГТУ;
- "Виртуальная лаборатория" НФПК;
- "Органическая химия" электронные уроки, серия TeachPro CD 'Magnamedia" 2005 год.
Учитель показывает презентацию, на слайдах название урока, цель урока и задачи. Формирование новых знаний начинается с решения задачи на вывод молекулярной формулы вещества. Получив формулу, возникает проблемная ситуация: "Какое строение может иметь молекула бензола"? Опираясь на знания, о непредельных углеводородах учащимся предлагается сконструировать структурные формулы этого вещества, используя модуль 744р на сайте ФЦИОР www.fcior.edu.ru. На основе полученных формул учащиеся выдвигают гипотезу о непредельности бензола. Проверка гипотезы осуществляется при просмотре видео опытов с применением ЦОРов ( N 33721, N33649).
Прежде чем ответить на вопрос, каково же строение бензола, знакомлю учеников с историей открытия бензола и доказательством цикличности молекулы, используя электронное мультимедийное пособие "Органическая химия" МарГТУ.
Электронное строение бензола изучается с применением ЦОРов - sp2-гибридизация атомных орбиталей углерода (N 132025), единая электронная система в молекуле бензола (N132066).
Физические свойства бензола - видеофрагмент изучение физических свойств бензола (N33720)
Интерактивное задание на закрепление физических свойств бензола - физические свойства бензола ( N132070)
Химические свойства бензола - видеофрагменты: бромирование бензола (N 33651), нитрование бензола (N 33651), хлорирование бензола (получение гексахлорана) (N 33723).
Интерактивные задания на закрепление химических свойств бензола: уравнения реакций, иллюстрирующие химические свойства бензола. (N 132072).
Получение бензола: электронное мультимедийное пособие "Органическая химия" МарГТУ 2005 год.
Применение бензола - применение бензола (N 132074).
4. Этап закрепления полученных знаний, отработка сформированных умений и навыков.
Закрепление материала можно осуществлять сразу после изучения конкретного вопроса, выполняя интерактивные задания или после изучения всей темы (номера ЦОРов указаны ранее).
При закреплении также можно использовать следующие ЦОРы: структура молекулы бензола (№375973), ароматическая пи-система бензола (№97654), ароматическая пи-система бензола (№97677), (все номера ЦОР представлены в презентации). При закреплении используются ЦОРы с учетом учебных возможностей учащихся и времени.
5. Этап самоконтроля и коррекции знаний.
Обучающимся предлагается по выбору два небольших теста на выбор: модуль 748k на сайте ФЦИОР www.fcior.edu.ru или тест составленный Microsoft Excel
6. Этап информации о домашнем задании.
Учебник по редакцией Л.С.Гузея 34.6 . Интернет http://school-collection.edu.ru/ Решить задачи: (№97391),(№67983). Подготовить и сделать сообщение о вреде курения, используя средства Microsoft Word, Microsoft Office и ресурсы Интернет в связи с тем, что в состав табачного дыма входит ароматический углеводород бензпирен.
7. Этап подведения итогов.
Обучающиеся составляют генетические цепочки, которые показывают взаимосвязь между углеводородами изученных классов.
Урок "Электронное строение молекулы бензола. Химические и физические свойства бензола. Получение и применение", вызвал интерес среди МО учителей естественного цикла, использование ИКТ на уроке было направлено на поиск активных форм познавательной деятельности школьников.
Учащиеся показали свои умения и навыки самостоятельно моделировать молекулы при помощи модулей ФЦИОР, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивать коммуникативные умения, работая в группах.
Трудные для понимания вопросы о строении аренов, легко воспринимались обучающимися после просмотра слайдов о гибридизации атомов углерода. Использование презентации позволило экономно использовать время.
На уроке при помощи видео опытов учитель продемонстрировал химические свойства вещества бензола, т.к. опыты с бензолом запрещены в школе. При помощи компьютера учитель очень быстро проверил знания, полученные на уроке, каждый обучающийся получил свой балл по теме. Учитель рационально использовал время на уроке, меняя формы и методы работы.
Использование электронных ресурсов и применение компьютерных технологий становится необходимым компонентом развития современной химии, как науки и учебной дисциплины. Поэтому, считаем, что задача школьного курса химии состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в системе "информация - алгоритм - ПК", но и сформировать навыки работы с ИКТ, научить грамотно, работать с различными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки.
Уроки с применением ИКТ позволяют воспитывать высокоинтеллектуальную личность, способную не только воспринимать ранее накопленные научные знания, но и обобщать, анализировать, исследовать, моделировать.
Руководитель МО учителей естественного блока Пастулова Г.Ю._________________
Эффективность использования ИКТ в процессе приобретения знаний и умений оценена самими учащимися ( опрошены учащиеся 8-11 классов).
Результаты отражает Схема №1.
Анкета для учащихся.
1. Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках химии?
2. Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса?
3. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам химии?
4. Каким образом ИКТ могут быть использованы на уроках химии?
5. Имеете ли вы возможность работать с ПК?
Результаты опроса позволяют отметить достаточно высокую оценку учащимися роли ИКТ в учебном процессе.
Из общего числа опрошенных 96% отмечают необходимость использования информационных технологий. Очевидным является приоритетность этих технологий, по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации учащихся к изучению данного предмета.
Широкий спектр возможностей, которые предоставляют компьютерные технологии, на взгляд учащихся, сможет увеличить объем нужной "полезной" информации. Учащиеся предлагают (ответы на вопрос №4) использовать на уроках химии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, карты (атласы), Интернет - ресурсы, СД - диски (тематические, музыкальные), видеофрагменты, электронную почту, игровые программы, практические работы, тестовый контроль, материалы для рефератов.
В настоящее время уже (45%) учащихся используют ПК для подготовки к урокам химии.
Большую роль в освоении ИКТ имеет наличие ПК у учащихся дома или возможность доступа к его использованию.
Схема №1
Данные результаты достаточно точно характеризуют необходимость модернизации всей системы учебно-воспитательного процесса в направлении работы с новыми информационными технологиями.