Методическая разработка урока по теме "Реостаты"

Разделы: Физика


Цель урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с реостатом, устройством, принципом действия, сформировать практические навыки его использования.
  2. Воспитательная: способствовать развитию самостоятельности и внимания учащихся.
  3. Развивающая: продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умение логически мыслить.

Оборудование:

  • демонстрационные реостаты, источник питания;
  • проволока из материала с большим удельным сопротивлением (никелиновая или нихромовая);
  • ползунковый реостат, амперметр, ключ, лампочка;
  • соединительные провода, проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка знаний учащихся.

Построить график зависимости силы тока от напряжения.

Один ученик работает на доске, используя диск «Уроки физики» («Кирилл и Мефодий»), остальные в это время работают в своих тетрадях. По данным для силы тока и напряжения строится график. На графике по горизонтальной оси отложено напряжение в вольтах, а по вертикальной – сила тока в амперах.

Вопрос классу.

- Как зависит сила тока от напряжения? Как можно изменить напряжение?

Учащиеся отвечают на данный вопрос.

- А ещё от чего зависит сила тока? (От сопротивления.)

- Как можно изменить сопротивление проводника?

Учащиеся приводят разные ответы. Выбирается ответ, связанный с длиной проводника.

Обратимся к опыту (проводится опыт по изменению силы тока в зависимости от длины проводника).

Включив проволоку из материала с большим удельным сопротивлением (никелиновую или нихромовую) в цепь источника электрического тока через контакты А и С и передвигая подвижный контакт, можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка АС (опыт по рисунку 75 учебника). При этом будет меняться сопротивление цепи, а, следовательно, и сила тока в ней, это покажет амперметр.

Вопрос классу.

- Удобно применять такой способ изменения длины проводника? (Нет.)

- Что можно сделать, чтобы создать более компактную установку? Предложите свои варианты.

Учащиеся приводят примеры модернизации установки.

Учитель (показывает разобранный реостат): Данную проволоку можно намотать на керамический цилиндр, концы проволоки вывести, и не забывать про скользящий контакт. Тогда мы получим прибор, о котором пойдёт речь на нашем уроке. Этот прибор называется реостат.

Учащиеся в тетради записывают тему урока.

III. Изучение темы.

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся.

Вопрос классу.

- Реостат – это прибор. Каков план изучения прибора?

Учащиеся, используя справочник, отвечают на данный вопрос.

На слайде высвечивается план изучения реостата. Итак, на сегодняшнем уроке мы должны знать:

  1. Устройство реостата.
  2. Принцип действия.
  3. Применение его на практике.

Далее идет работа с учебником. Учащиеся самостоятельно ищут в учебнике ответ на первый пункт плана, пользуясь лабораторным реостатом, делают записи в тетради, показывают, используя ползунковый реостат, находящийся на столе учителя, основные части прибора:

  1. Керамический цилиндр.
  2. Проволока с большим удельным сопротивлением.
  3. Ползунок.
  4. Зажимы.
  5. Стержень.

- Как работает реостат?

Чтобы ответить на данный пункт плана, необходимо выполнить лабораторную работу №5 «Регулирование силы тока реостатом».

Учащиеся выполняют практическую работу по изучению принципа действия реостата, делают вывод об изменении силы тока в цепи с помощью реостата, чертят схему, применяя его условное обозначение.

Затем один ученик показывает принцип действия прибора на доске, используя электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, амперметра, лампочки, реостата и соединительных проводов (все эти приборы входят в комплект по электричеству и крепятся к доске, т.к снабжены магнитами).Учащиеся наблюдают за изменением накала нити электрической лампочки и объясняют причину изменения.

Остаётся рассмотреть последний пункт плана. Учащиеся приводят свои примеры применения реостатов на практике.

После выслушивания ответов, демонстрируется видеофильм о применении данного прибора с использованием местного материала. (Ученики сами снимали отдельные сюжеты, затем монтировали видеоролик).

Проблемный вопрос.

- Зачем в данных устройствах нужно использовать реостат?

Выслушиваются ответы учеников.

IV. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют тест.

1. Для чего предназначены реостаты:

А) Для изменения силы тока.

Б) Для изменения сопротивления проводника.

В) Для изменения напряжения.

2. Из чего состоит реостат?

А) Ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, стержень, зажимы.

Б) Ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, зажимы.

В) Ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением.

3. Как можно изменять сопротивление реостата, включенного в цепь?

А) Передвинуть ползунок.

Б) Изменить длину проволоки.

В) Изменить площадь поперечного сечения.

4. В электрическую цепь включены лампа и реостат (схема представлена на рисунке). Куда надо передвинуть ползунок реостата, чтобы лампа светилась ярче?

А) Вверх.

Б) Вниз.

В) Ползунок оставить на месте.

На слайде правильные ответы:

  1. А.
  2. А.
  3. А.
  4. А.

V. Итог урока.

Необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на план изучения реостата и ответить на его основные пункты.

Домашнее задание: § 47, упр. 21(1,2,3).