Цель урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с реостатом, устройством, принципом действия, сформировать практические навыки его использования.
- Воспитательная: способствовать развитию самостоятельности и внимания учащихся.
- Развивающая: продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умение логически мыслить.
Оборудование:
- демонстрационные реостаты, источник питания;
- проволока из материала с большим удельным сопротивлением (никелиновая или нихромовая);
- ползунковый реостат, амперметр, ключ, лампочка;
- соединительные провода, проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка знаний учащихся.
Построить график зависимости силы тока от напряжения.
Один ученик работает на доске, используя диск «Уроки физики» («Кирилл и Мефодий»), остальные в это время работают в своих тетрадях. По данным для силы тока и напряжения строится график. На графике по горизонтальной оси отложено напряжение в вольтах, а по вертикальной – сила тока в амперах.
Вопрос классу.
- Как зависит сила тока от напряжения? Как можно изменить напряжение?
Учащиеся отвечают на данный вопрос.
- А ещё от чего зависит сила тока? (От сопротивления.)
- Как можно изменить сопротивление проводника?
Учащиеся приводят разные ответы. Выбирается ответ, связанный с длиной проводника.
Обратимся к опыту (проводится опыт по изменению силы тока в зависимости от длины проводника).
Включив проволоку из материала с большим удельным сопротивлением (никелиновую или нихромовую) в цепь источника электрического тока через контакты А и С и передвигая подвижный контакт, можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка АС (опыт по рисунку 75 учебника). При этом будет меняться сопротивление цепи, а, следовательно, и сила тока в ней, это покажет амперметр.
Вопрос классу.
- Удобно применять такой способ изменения длины проводника? (Нет.)
- Что можно сделать, чтобы создать более компактную установку? Предложите свои варианты.
Учащиеся приводят примеры модернизации установки.
Учитель (показывает разобранный реостат): Данную проволоку можно намотать на керамический цилиндр, концы проволоки вывести, и не забывать про скользящий контакт. Тогда мы получим прибор, о котором пойдёт речь на нашем уроке. Этот прибор называется реостат.
Учащиеся в тетради записывают тему урока.
III. Изучение темы.
Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся.
Вопрос классу.
- Реостат – это прибор. Каков план изучения прибора?
Учащиеся, используя справочник, отвечают на данный вопрос.
На слайде высвечивается план изучения реостата. Итак, на сегодняшнем уроке мы должны знать:
- Устройство реостата.
- Принцип действия.
- Применение его на практике.
Далее идет работа с учебником. Учащиеся самостоятельно ищут в учебнике ответ на первый пункт плана, пользуясь лабораторным реостатом, делают записи в тетради, показывают, используя ползунковый реостат, находящийся на столе учителя, основные части прибора:
- Керамический цилиндр.
- Проволока с большим удельным сопротивлением.
- Ползунок.
- Зажимы.
- Стержень.
- Как работает реостат?
Чтобы ответить на данный пункт плана, необходимо выполнить лабораторную работу №5 «Регулирование силы тока реостатом».
Учащиеся выполняют практическую работу по изучению принципа действия реостата, делают вывод об изменении силы тока в цепи с помощью реостата, чертят схему, применяя его условное обозначение.
Затем один ученик показывает принцип действия прибора на доске, используя электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, амперметра, лампочки, реостата и соединительных проводов (все эти приборы входят в комплект по электричеству и крепятся к доске, т.к снабжены магнитами).Учащиеся наблюдают за изменением накала нити электрической лампочки и объясняют причину изменения.
Остаётся рассмотреть последний пункт плана. Учащиеся приводят свои примеры применения реостатов на практике.
После выслушивания ответов, демонстрируется видеофильм о применении данного прибора с использованием местного материала. (Ученики сами снимали отдельные сюжеты, затем монтировали видеоролик).
Проблемный вопрос.
- Зачем в данных устройствах нужно использовать реостат?
Выслушиваются ответы учеников.
IV. Закрепление изученного.
Учащиеся выполняют тест.
1. Для чего предназначены реостаты:
А) Для изменения силы тока.
Б) Для изменения сопротивления проводника.
В) Для изменения напряжения.
2. Из чего состоит реостат?
А) Ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, стержень, зажимы.
Б) Ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, зажимы.
В) Ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением.
3. Как можно изменять сопротивление реостата, включенного в цепь?
А) Передвинуть ползунок.
Б) Изменить длину проволоки.
В) Изменить площадь поперечного сечения.
4. В электрическую цепь включены лампа и реостат (схема представлена на рисунке). Куда надо передвинуть ползунок реостата, чтобы лампа светилась ярче?
А) Вверх.
Б) Вниз.
В) Ползунок оставить на месте.
На слайде правильные ответы:
- А.
- А.
- А.
- А.
V. Итог урока.
Необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на план изучения реостата и ответить на его основные пункты.
Домашнее задание: § 47, упр. 21(1,2,3).