Пояснительная записка.
Предлагаемый курс на основе УМК « RISING STAR» Люка Продромоу Издательства MACMILLAN предназначен для учащихся 10-х и (или) 11 классов филологического профиля, а также для учащихся 10 –х и (или) 11-х классов, желающих овладеть основами письменного общения на английском языке и подготовиться к сдаче экзамена в режиме ЕГЭ.
Компетентностный подход в современном образовании предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов, т.е. владение различными функциональными стилями деловой и личной переписки, мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке для использования, как в дальнейшей профессиональной деятельности, так и в дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
Более того, сдавая экзамен по английскому языку в режиме ЕГЭ, учащиеся обязаны выполнить задания из раздела «Письмо», показав знание правил различных видов иноязычного письма.
Однако письмо выполняет в современном образовательном процессе лишь вспомогательную функцию. Не все УМК в достаточной степени уделяют внимание развитию письменной речи. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии, требованиями к сдаче экзамена и содержанием обучения, обусловлена актуальность данного элективного курса.
Цель курса.
Основной целью элективного курса является развитие у учащихся практических навыков беззатруднительного использования базовых жанров и стилей иноязычной письменной формы языка для решения учебных (подготовка к ЕГЭ), личностных и, в дальнейшем, профессиональных задач обучаемых.
Данный элективный курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- Развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами иноязычной письменной речи.
- Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
- Развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие трудности
- Развитие компенсаторной компетенции, а именно умения использовать лингвистическую и контекстуальную догадку, использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
- Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- Обучить школьников различным видам иноязычного письма.
- Обучить находить дифференциальные признаки текстов заданных жанров и стилей.
- Обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с определенными жанрами и стилями письменной речи.
- Обучить созданию собственных творческих текстов аналогичного жанрово-стилевого формата письменной речи на иностранном языке.
- В учебно-познавательной области дать учащимся знания о различных типах деловых писем, особенностях электронной коммуникации, о правилах написания статьи в журнал и доклада, особенностях написания сочинения описательного характера и сочинения выражающего собственное мнение.
Основное содержание курса.
Курс рассчитан на 34 учебных часа и состоит из 11 тематических разделов по 3 урока каждый.
Обучение иноязычной письменной речи в рамках данного курса построено на лингвистическом или формально-структурном подходе, а именно учащимся предлагается текст и внимание учащихся привлекается к форме письменного текста. Они овладевают навыками оперирования конкретными моделями, которые формируются с помощью представленных учителем заданий из вышеупомянутого УМК, из учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, компьютерной программы, необходимого речевого и языкового материала (клише, правила, образцы).
Через анализ образцовых текстов осознаются и изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные тексты: статья в журнал, доклад, e-mail, сочинение и т.д.
Для того чтобы создавать собственные письменные высказывания учащиеся должны овладеть умениями:
- Планировать последовательность изложения материала.
- Формулировать идею и развитие темы.
- Учитывать ситуацию общения: куда, с какой целью пишется текст.
- Использовать соответствующий стиль речи (разговорный, научно-деловой, художественно-публицистический).
- Использовать соответствующие письменные формы выражения мысли – типы речи: описание (предмета, места, среды, человека), повествование, рассуждение и их комбинации.
Поэтому в основе курса лежат следующие методические принципы:
- междисциплинарная интеграция с такими дисциплинами как развитие речи и русский язык;
- контекстуальное введение лексики;
- темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся;
- обучение учащихся строится на основе сотрудничества;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся (аудиал, визуал, кинестетик);
- учащиеся работают в группах, парах, индивидуально, коллективно.
Ожидаемые результаты изучения курса.
В результате прохождения курса старшеклассники:
- Овладеют лексическим запасом в соответствии с темами письменной коммуникации
- Овладеют специфической лексикой, характерной для определенного жанра и стиля письменной речи
- Научатся находить определенные признаки текстов заданных жанров и стилей
- Научатся создавать собственные творческие тексты аналогичного жанрово-стилевого формата
- Научатся работать в команде, распределять обязанности в команде, отвечать за свою часть работы и за работу команды в целом.
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела с помощью критериев оценки выполнения заданий части «Письмо» ЕГЭ, 2007 г., а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля, а также взаимопроверки посредством Student evaluation card.
Тематическое планирование.
№ | Вид письменного задания | Тематическое содержание письменного задания | Кол-во часов |
1. | Деловое письмо (письмо-жалоба) | Каникулы. Жизнь в летнем лагере. Путешествие. | 3 |
2. | Деловое письмо (письмо- запрос информации) | Вступление в международные организации. Как провести каникулы в другой стране. |
3 |
3. | Деловое письмо (письмо-описание). | Путешествие (забытые вещи в отеле). | 3 |
4. | Деловое письмо (письмо о приеме на работу/учебу). | Работа в летнее время. Получение образования в другой стране. | 3 |
5. | Неофициальное письмо (письмо личного характера). | Приглашение посетить свою страну (времена года, погода, одежда, достопримечательности). Описание своего дня рождения. Впечатления о посещении страны, города. | 3 |
6. | Электронное письмо (E-mail). | Планы на выходные/на летние каникулы. Впечатления от путешествия. | 3 |
7. | Статья в журнал. | Твоя страна. Здоровый образ жизни. Суеверия в моей стране. Дружба и друзья. | 3 |
8. | Доклад. | Достопримечательности твоей страны и других стран. Путешествие. Проблемы транспорта в вашем городе. Школа, спортивные сооружения в школе. | 3 |
9. | Сочинение-описание. | Праздники. Описание картины. | 3 |
10. | Сочинение, выражающее собственное мнение. | Телевидение. Жизнь сейчас и 200 лет назад. Школа. Самые важные предметы в школе. | 3 |
11. | Обзор книги. | Информация о писателе. Краткое изложение содержания. Описание главных героев. Выражение своего мнения о книге. | 3 |
Всего – 33 часа. 1 час выделяется на первое занятие для ознакомления с целями и задачами данного курса.
Примерные ситуации для письменного сообщения приведены в Приложении 4.
Литература:
- Афанасьева О.В. и др. Подготовка к итоговой аттестации по английскому языку. Тестирование. Серия «Единый госэкзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
- Деловой иностранный (английский, немецкий) Элективный курс Методическое пособие под общей редакцией В. И. Авершина Издательство ИПКиПРО, Пенза, 2007.
- Единый государственный экзамен по английскому языку. Демонстрационный вариант КИМ 2007 года// Английский язык в школе. – 2007. - №2 (18). – С.12.
- Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика (на примере УМК «Business English for Schools»)// Английский язык в школе. -2007. -№2(18). – С.50.
- Luke Prodromou «Rising Star. An Intermediate Course» – MACMILLAN, 2007.
- Luke Prodromou «Rising Star. A Pre –First Certificate Course» – MACMILLAN, 2006.
- Маслыко Е.А., Бабинская П.К Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск «Вышэйшая школа», 1999.
- Оноприенко Т.Н. Авторская программа: требования к структуре и содержанию. Методические рекомендации. Издательство Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Пенза, 2005.
- Портал «Российское образование» www.edu.ru –программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.
- Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М, В.Ломоносова; Школа им. А.Н. Колмогорова http://www/pms.ru./programmyi/15. html - программы элективных курсов по ряду предметов, включая английский язык.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002.
- Федорова Г.Н. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и централизованному тестированию по английскому языку. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.