Тип урока: урок обобщения.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока:
- повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме “Географические координаты”;
- обобщение полученных знаний.
Задачи урока:
- повторить изученные по данной теме термины и понятия: “меридианы”, “параллели”, “градусная сеть”, “географическая широта”, “географическая долгота”;
- вспомнить основные свойства градусной сетки на глобусе и карте;
- закрепить умения определять по меридианам и параллелям направлений;
- отработать навыки определения по картам и глобусу географических координат различных объектов и определение объектов по заданным координатам.
Оборудование:
- глобус, интерактивные карты – “Физическая карта полушарий”, “Физическая карта России”;
- учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений “Начальный курс географии”, авт. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.; М.: Дрофа, 2010.
- контурные карты для 6 класса;
- атласы для 6 класса.
Термины и понятия:
Меридианы, параллели, градусная сетка, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Определение целей и задач урока.
На прошлых уроках вы познакомились с элементами градусной сетки: меридианами и параллелями, научились определять географические координаты на карте и глобусе.
Цель нашего урока: закрепить знания и умения в определении географических координат, направлений по меридианам и параллелям.
Задачи урока: вы должны показать свои знания и отработать умения по данной теме. Для этого мы проведём игру, в ходе которой повторим изученные по данной теме термины и понятия, вспомним основные свойства градусной сетки на глобусе и карте, отработаем навыки определения по картам географических координат и направлений объектов, подведём итог по изученной теме.
Обобщая знания по данной теме, мы раскроем значение географических карт планов местности для человека.
Учитель заранее делит класс на 5 команд, с тем, чтобы в команде были школьники с разными учебными возможностями, каждая из которых самостоятельно придумывает своё название, выбирает капитана.
Правила игры.
За пятью столиками размещаются 5 команд.
Решить какая из команд у нас сегодня будет лучшая, помогут вот эти деревья (нарисованные на пяти листах деревья с голыми ветвями).
За ответы команды получают листочки разного цвета, которыми украшают свои деревья (приклеивают на ветках деревьев). За отличный ответ – зелёного цвета. За правильный, но неполный ответ – жёлтого цвета, за слабый ответ – красный листочек. За дополнение команда заслуживает зелёный листочек.
Итак, к концу состязания, каждая команда нарядит своё дерево, и мы увидим, у кого будет самое зелёное дерево, тот станет победителем.
Разминка (на повторение темы).
Каждая команда отвечает по-очереди.
1. Блиц-опрос:
1) Что такое меридианы?
2) Какое направление показывают меридианы?
3) Какую форму имеют меридианы на глобусе?
4) Какую форму имеют меридианы на физической
карте полушарий?
5) Какова длина меридианов в градусах?
6) Какова длина меридианов в километрах?
7) Какова величина в километрах дуги меридиана
длиной в один градус?
8) Что такое параллели?
9) Как называется самая длинная параллель?
10) Какое направление показывают параллели?
11) Какую форму имеют параллели на глобусе?
12) Какую форму имеют параллели на физической
карте полушарий?
13) В каких местах земного шара параллели
превращаются в точки?
14) Какова длина параллелей в градусах?
15) Какова длина параллелей в километрах?
16) Какова длина в километрах дуги параллели
величиной в один градус?
17) Что называют географической долготой?
18) Как отсчитывается географическая долгота?
19) Что называют географической широтой?
20) Как отсчитывается географическая широта?
21) Что такое градусная сетка?
22) Что такое географические координаты?
23) Какую долготу имеет любая точка материка Южная
Америка?
24) Определите самую северную точку: А) 35° ю.ш.; Б) 15°
с.ш. Поясните, почему вы так считаете?
25) Каким оказывается любое из направлений на
Северном полюсе?
2. Игра “Кто быстрее назовёт!”
Отвечает та команда, которая вперёд поднимет руку.
1) Назовите материк, который пересекают
все меридианы Земли? Покажите на глобусе, карте.
(Антарктида).
2) Назовите океан, который пересекают все
меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан).
Покажите на карте и глобусе.
3) Какое кругосветное путешествие будет короче по
60-й параллели или по экватору? Покажите на
глобусе. (Короче по 60-й параллели).
4) Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му
меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой
ответ, используя глобус. (Путешествие по обоим
меридианам по времени будут одинаковыми, так как
все меридианы равны).
5) Что располагается севернее от экватора: остров
Гренландия или остров Сахалин? Обоснуйте свой
ответ. (Остров Гренландия севернее, так как лежит
ближе к северному полюсу).
6) Можно ли провести меридиан в классе? (Можно,
если узнать направление на север и юг).
7) Какие материки находятся только в северном
полушарии? Покажите их на карте. (Евразия,
Северная Америка).
8) Перечислите материки, находящиеся только в
южном полушарии? Найдите их на карте. (Австралия,
Антарктида).
9) Найдите материки, которые расположены и в
северном и в южном полушариях? Покажите их на
карте. (Африка, Южная Америка).
10) Покажите по карте материк, который находится в
четырёх полушариях? (Африка).
11) Покажите на карте точку с координатами 0° ш. и 0°
д. (В Гвинейском заливе Атлантического океана).
12) Какую широту имеют все точки России? (северную).
13) Какую долготу имеет крайняя восточная
материковая точки России? Как она называется?
Покажите её на карте России. (мыс Дежнёва, 169° з.д.).
14) Какой город расположен южнее – Москва или
Санкт- Петербург? Докажите по карте России.
(Москва, так как находится дальше от северного
полюса).
15) Покажите на карте России, какие берега нашей
страны омывают Северный Ледовитый,
Атлантический, Тихий океаны? (Северный Ледовитый
океан омывает северные берега России,
Атлантический – северо-западные и юго-западные,
Тихий океан – восточные).
3. Игра: “Найди меня”
Ответы по каждому заданию команды записывают на листочках, на которых написаны названия команд. Задания, проверяются и оцениваются.
1) На каком транспорте сухопутном или
морском вы будете приближаться ко мне, если я
нахожусь в точке с координатами 30° южной широты и
70° восточной долготы. (Индийский океан - на
морском транспорте).
2) Я сейчас нахожусь на замечательном объекте,
который открыл английский путешественник Давид
Ливингстон в 1856 году. Найдите его на карте по
координатам 18° южной широты 26° восточной
долготы. На каком материке он находится? (Водопад
Виктория – в Африке).
3) До какого океана я быстрее доберусь, если мои
координаты 3° южной широты 37° восточной долготы.
(Вулкан Килиманджаро в Африке – до Индийского
океана).
4. Игра с тестами “Определи географический объект по географическим координатам”
Каждая команда получает одно тестовое задание, где из четырёх ответов выбирает один правильный (1 минута.).
Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” - так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?
Варианты ответов:
А. Новая Гвинея.
Б. Новая Зеландия.
В. Куба.
Г. Антарктида.
Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров:
Варианты ответов:
А. Врангеля.
Б. Петра I.
В. Тасмания.
Г. Мадагаскар.
Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Ж. Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю.ш. и 153° з.д. Это был остров:
Варианты ответов:
А. Петра I.
Б. Табор.
В. Шри-Ланка.
Г. Сахалин.
Задание 4. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?
Варианты ответов:
А. Африки.
Б. Евразии.
В. Австралии.
Г. Южной Америки.
Задание 5. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д.
Варианты ответов:
А. Пасхи.
Б. Гренландия.
В. Петра I.
Г. Мадагаскар.
Ответы.
Задание 1. Г. Антарктида.
Задание 2. Б. Остров Петра I.
Задание 3. Б. Остров Табор.
Задание 4. А. Африка.
Задание 5. А. Остров Пасхи.
Команды зачитывают ответы. В случае неверного ответа, другие команды его исправляют.
5. Игра “ Определи координаты своего населённого пункта”
Каждая команда по контурным картам для 6 класса, где нанесён город Юрга, в течение одной минуты определяет его географические координаты.
6. Игра “Определи направление движения”
Команды получает одно задание на определение направлений по карте (время 1 минута). Представитель от каждой команды называет ответ и показывает направление движения по карте полушарий или по физической карте России.
Задание 1. В каком направлении течёт река Нил в Африке? (С юга на север).
Задание 2. В каком направлении необходимо двигаться кораблю от острова Мадагаскар, чтобы попасть в Индию? (С юго-запада на северо-восток).
Задание 3. В каком направлении протянулись Уральские горы? (С севера на юг).
Задание 4. В каком направлении течёт река Амазонка в Южной Америке? (С запада на восток).
Задание 5. В каком направлении нужно лететь самолёту, из города Москвы в Пекин? (С северо-запада на юго-восток).
Музыкальная пауза.
Где-то на белом свете,
Там где всегда мороз,
Трутся зимой медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи,
Вертится Земля.
Земная ось это условная линия на нашей Земле, проходящая через северный и южный полюс.
7. Игра на определение координат северного и южного полюса.
За одну минуту каждая команда записывает ответы на отдельном листе.
8. Игра на определение протяжённости объекта при помощи линии градусной сети.
Каждая команда получает задание: в течение пяти минут при помощи градусной сети определить протяжённость Африки вдоль экватора в градусах и километрах. (Протяжённость Африки вдоль экватора составляет примерно 35° (44° - 9°). На экваторе в каждом градусе “содержится” 111,3 км. Таким образом, протяжённость Африки по экватору составит 3900 км. (35° х 111,3 км.).
Каждая команда подчитывает количество зелёных, жёлтых и красных листьев на своих деревьях.
Итог игры: команды определяют у кого самое зелёное дерево (по количеству зелёных листьев). Победители получают за урок оценку “пять”. Также отметку “пять” получают те команды, у которых на дереве оказалось больше зелёных листьев, чем остальных другого цвета. Команды, у которых на деревьях оказалось больше жёлтых листьев, получают отметку “четыре”. Учитель отмечает наиболее активных учащихся в игре. Остальные участники команд, у которых на деревьях больше красных листьев, получают от учителя распечатанные задания для самостоятельной домашней работы на определение географических координат, которые сдаются каждым ребёнком для оценивания на следующий урок.
Обобщение знаний.
Вопрос классу: как вы считаете, для чего необходимы планы местности и географические карты, какие знания мы можем получить, используя географические карты? Людям, каких профессий, особенно, необходимы эти знания? Для ответа вы можете использовать стр. 26-27 и § 15 учебника.
Итог урока:
Мы с вами повторили тему “Географические координаты”, провели игру между командами, в ходе которой вспомнили свойства градусной сетки, закрепили навыки определения географических координат, направлений, протяжённости объектов на карте, выявили победителей. Усвоили, что географическая карта является особым источником географической информации, благодаря которой мы можем совершать виртуальные путешествия, делать открытия.
Знания по этой теме вам будут необходимы в старших классах и в жизни. Особенно тем, кто станет ученым, геологом, синоптиком, капитаном, лётчиком, политиком, экономистом, экологом, картографом, пожарником, связистом, архитектором, путешественником, исследователем.
Эти знания вам пригодятся на следующий урок, на котором мы с вами по этой теме выполним практическую работу, целью которой будет проверка и оценка ваших умений определять географические координаты.
Домашнее задание.
Повторить §11,12,13. Подготовиться к практической работе.