Проект образовательного путешествия в мир куклы

Разделы: Работа с дошкольниками


Русская народная культура является уникальным явлением педагогического процесса; выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального характера. В ней находит свое отражение весь окружающий нас мир (природа, социальная жизнь, внутренний мир человека), она оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей. Мною разработан проект образовательного путешествия в мир куклы.

1 этап

Цель: систематизация знаний детей и педагогов об игрушке.

Задачи:

  • разработать положение о смотре-конкурсе уголков «Народная игрушка»;
  • пробудить в детях уважение к традициям и обычаям своего народа;
  • воспитывать уважение к культуре других народов;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • дети;
  • родители;
  • специалисты.

2 этап. Разработка проекта

  1. Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о народной игрушке, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
  2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
  3. Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.
  4. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
  5. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  6. Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех педагогов.

3 этап. Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  • дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
  • народные подвижные игры, хороводные игры;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья».

Познавательное развитие:

  • рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
  • занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
  • обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изодеятельность:

  • Рисование «Раскрась матрешку»;
  • лепка дымковской игрушки;
  • раскрашивание дымковской игрушки;
  • изготовление куклы Пеленашки;
  • изготовление куколок из ниток;
  • создание детьми своих игрушек из разных материалов.

Развитие речи:

  • заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
  • составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  • беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

Музыкальный досуг:

  • «Посиделки в деревенской избе»;
  • «Веселая ярмарка»;
  • «Приключение куклы Пеленашки».

Формы и методы работы с родителями:

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  2. Оформление папки-передвижки «Народная игрушка».
  3. Изготовление альбома «Моя любимая игрушка».
  4. Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством.

4 этап. Презентация проекта

  1. Представление своих уголков по знакомству с народной игрушкой;
  2. Представление альбомов «Моя любимая игрушка»;
  3. Проведение досуга.

5 этап. Определение задач для новых проектов

Проект образовательного путешествия в мир куклы 

Праздники, обряды, игры, развлечения, Музыкальные и литературные произведения, игры, используемые на праздниках, развлечениях Совместная деятельность взрослого и ребенка Образовательные задачи Самостоятельная деятельность детей
Досуг «Посиделки в деревенской избе» Песенки, потешки, колыбельные
Народная игра «Платочек»
Русские народные мелодии в записи
Игра «Карусель»
Знакомство с бабушкиным сундуком – рассматривание русского народного костюма
Заучивание народных потешек, пословиц
Развитие детской познавательной активности. Рассматривание иллюстраций «Как жили раньше, как выглядели одежда, игрушки…», Знакомство с русским народным костюмом Развитие самостоятельного творчества в процессе изодеятельности (раскрашивание кукол, лепка, нанесение узора, орнамента…)
Путешествие в прошлое куклы Народные игры,
Загадки, стихи
Колыбельная «Ай качи, качи…»
«Левая и правая» Железнова Е.С
Народные мелодии «Коробейники» «Калинка»
Беседа «Как выглядели куклы раньше»
Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная
Изготовление глиняной куклы
Знакомство детей с историей создания куклы,
Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы
Исследовательская деятельность: обследование игрушек, определение материалов, из которых они изготовлены.
Раскрашивание глиняной куклы
Дидактическая игра «Найди пару»
Досуг «веселая ярмарка Заклички, считалки, пословицы,
Народная игры «Бубенцы», «Бараны», «Платочек»
Песня «Матрешки»
песня “Неваляшки”, муз.Левиной
Беседа о дымковской игрушке, матрешке,
Оформление полки красоты «Народная игрушка»
Создание семейного альбома «Моя любимая игрушка»
Закрепление знаний о народной игрушке
Формирование эстетического отношения к народному декоративно-прикладному искусству
Дидактические игры «Народные промыслы»,
«Узнай элемент узора»,
Создание игрушки по мотивам дымковской росписи
Роспись матрешек
Досуг «Приключение куклы Пеленашки» Загадки, потешки, хороводные игры
Музыкальная игра «Тихо куколка» Железнова Е.С
Народная игра «Веселый бубен»,
«Кукла» Буренина
Беседа о создании тряпичной куклы, о назначении и использовании кукол на Руси
Знакомство с куклами разных народов
Изготовление обрядовой куклы Пеленашки
Расширить представления детей о куклах разных народов, народной игрушке.
Изготовление куклы в мастерской «волшебный сундучок»

Проанализировав работу по проекту образовательного путешествия в мир куклы, можно утвердительно сказать, что перед педагогом открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:

  • умение творчески подойти к любому делу,
  • развитие познавательной активности,
  • знакомство детей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством
  • приобщение детей к народным праздникам и традициям

Также читаю, что воспитание патриотических чувств ребенка, введение в традицию невозможно без поддержки семьи. И мне удалось установить тесное сотрудничество с родителями. Во время организации совместных мероприятий родители воспитанников выступали уже не только как зрители и слушатели, но и как активные участники, а в некоторых случаях и как организаторы

В приложениях представлены конспекты занятия «Путешествие в прошлое куклы» – приложение 1, досуг «Веселая ярмарка» – приложение 2, «Народные игры» – приложение3 и фотоальбом с изображением кукол, созданными детьми.