В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Педагогика нового времени признает приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьей и дошкольным учреждением, построенным на основе сотрудничества и взаимодействия. Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
Развитие гармонично развитой личности не возможно без участия родителей. Поэтому необходимо подвести их к пониманию того, что они (родители) и воспитатели должны объединить усилия в воспитании и развитии ребенка. Совместные требования родителей и воспитателей приведут к нужной цели – здоровый ребенок, умеющий творчески мыслить, соблюдающий общепринятые нормы поведения, а это один из параметров подготовленности к школе. Необходимо убедить родителей, что нет интересней и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка. А самое главное это не сложно и увлекательно. Ведь всем нравиться выполнять то, что интересно. Если родители видят, что педагоги делают многое для того, чтобы детям было интересно, весело и комфортно в детском саду, тогда они охотнее идут на сотрудничество.
Организация досуговых мероприятий – замечательное направление деятельности для работы с родителями. Родители, наблюдая за жизнью ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению поделок, рукоделию или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Наша задача (педагогов) организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением, с чувством выполненного долга.
При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики.
При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться у друг друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.
Мне очень нравиться организовывать досуги-викторины по принципу «Что? где? Когда?». На таких встречах всегда можно закрепить материал, который вызывал сложность на занятии, например название профессий, логические загадки. Такое направление оказалось не только привлекательным, но и несложным в организации. Совместная подготовка сближает всех и родителей и детей и воспитателей. В группе проводились праздники «День Матери», «День защитника Отечества», «дорожные знаки», экологический досуг «Солнечная тропинка», математическая викторина «Страна математика», «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С.Пушкина.
Вот приблизительный сценарий, посвященный дню матери. Хочется обратить внимание на то, что очень удобно организовывать такие игры в 9.00 утра. До работы родителей, до того как дети устанут. Родителям легче немного задержаться, чем отпрашиваться с работы.
Подготовка:
- Изготовление пригласительных билетов.
- Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
- Изготовление атрибутов, пособий, таблицы для подведения итогов, призовой фонд. Призы должны быть недорогими, но приятными. А для родителей призы делаются руками детей.
Ход досуга
Давайте поприветствуем команду «Мамы»(аплодисменты) и команду «Дети» (аплодисменты).
Приглашаем к столу участника команды дети для раскручивания волчка
Вопрос№1 - за угаданное 2 очка
«верю - не верю»
- лимон это фрукт? (да)
- у слизняка 30000 зубов? (да)
- заяц санитар леса? (нет, волк, муравей или дятел)
- орган вкуса у бабочки находится на усиках? (нет, на ногах)
- зайцы спят с открытыми глазами? (да у них короткие веки)
- луна сама не светит, а только отражает солнечный свет? (да)
- синица самая маленькая птица лесов России? (нет, королёк)
- бамбук это злак? (да)
- киви это птица? (да)
- банан это дерево? (нет, трава)
- чем больше дыму из труб, тем лучше для дыхания? (нет)
- курение полезно для здоровья? (нет)
- орган слуха у кузнечиках на голове? (нет, на ногах)
- солнце это звезда? (да)
- пауки это насекомые? (нет, у них 8 лап, а у насекомых 6 )
- у змеи ноги заменяют рёбра (да)
- у сороконожки 40 ног (нет 42)
- верите ли вы что запорное устройство может превратиться в королевское жилище (да, если поменять ударение)
- можно перебраться через реку не пользуясь мостом или плавсредствами? (да по льду)
- конфета не может войти в рот (да, конфеты не ходят, её надо туда положить)
- зимой сутки короче (нет, сутки всегда одинаковы)
- у гидроцикла четыре колеса (нет, он двигается по воде)
- нюх у свиньи острее чем у собаки( да, и теперь их обучают работать на таможне, чтобы находить наркотики)
- у мальчишки и у сосны есть что-то общее (да шишки)
Вопрос №2
(профессии)
- кто лечит больных? (врач)
- кто учит детей? (учитель)
- кто делает мебель? (столяр, плотник)
- кто красит стены? (марям)
- кто печет торты? (кондитер)
- кто делает причёски? (парикмахер)
- кто строит дома? (строитель)
- кто лечит зверей (Ветеринар)
- кто добывает уголь? (шахтёр)
- кто куёт железо? (кузнец)
- кто работает во фруктовом саду? (садовод)
- кто пишет книги ?(писатель)
- кто пишет стихи? (поэт)
- кто управляет оркестром? (дирижер)
- кто ставит пьесу? (режиссер)
- кто разносит письма, журналы, газеты? (почтальон)
- кто шьёт одежду? (портниха, швея)
- кто рисует картины? (художник)
- кто продаёт товар? (продавец)
- кто подметает двор? (дворник)
- кто летает в космос? (космонавт)
- кто чинит сапоги, туфли? (сапожник)
- кто водит машину? (шофёр)
- кто поёт песни со сцены? (певец)
- кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
- кто управляет самолётом? (пилот, лётчик)
- кто готовит пищу? (повар)
- кто водит поезда? (машинист)
Вопрос №3
Музыкальная пауза (поется песня, подготовленная муз. Работником)
Вопрос №4–за каждый правильный ответ 1 очко
Угадай по запаху
- шоколад
- чеснок
- лимон
- яблоко
- лук
- огурец
- хлеб
- вареная картошка
- кофе
- духи
Вопрос №5
КОНКУРС КАПИТАНОВ (капитаны выбираются заранее)
- какие дворники работают только под дождём (автомобильные)
- как звали первую летчицу женщину (баба –Яга)
- закричал один петух. Разбудил одного человека. Сколько надо петухов, чтобы разбудить десять человек? (одного)
- какая рыба всегда вооружена? (рыба-меч)
- какая раба в праздничные дни одевает шубу? (селёдка)
- как звали певца, какого съел доброжелательный слушатель? (колобок)
- что с земли не поднимет ни силач, ни подъёмный кран? (тень)
- у какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? ( у солнечного)
Вопрос №6
«Угадай - чей голосок»
Дети отворачиваются спиной, а мамы говорят: «солнышко, это я!» Детей прячем за штору и показываем только ноги, мамы угадывают чьи это.
- за каждое угаданное -1 балл
Вопрос № 7 за каждый правильный ответ 1 балл
БЛИЦ
- бивни есть у
- большие уши у
- грива есть у
- длинная шея у
- жало есть у
- клыки есть у
- клюв у
- когти есть у
- копыта есть у
- короткий хвост есть у
- крылья есть у
- лапы есть у
- ноги есть у
- ласты есть у
- панцирь есть у
- перья есть у
- плавники есть у
- полосатая шкура есть у
- пятнистая шкура есть у
- рога есть у
- чешуя есть у
- щетина есть у
Вопрос №8– за угаданное 2 очка
Золотой ящик - угадать из чего сделано:
- бумага
- фольга
- железный колокольчик
- пластмассовая чашка
- ткань
- деревянная деталь
- стеклянная чашка
- меховая игрушка
Вопрос№8
РУКОДЕЛЬНЫЙ ВОПРОС (объединяются участники команд со своими родителями)
Изготавливаем из бумаги шар Кусудаму, который потом остается для украшения группы. (каждая пара участников из круга, надрезанного к центру на 12 лепестков, сворачивает кулечки. Потом заготовки каждой пары объединяются в шар)
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
В разработке вопросов использовались материалы из пособий:
- Т.А. Ткаченко «Легко и точно подбираем слова»
- Е. Спицына «Логические игры и загадки»
- С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду»
- Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги»