Задачи:
- создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение у детей;
- продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба; формировать умения действовать в соответствии с ними;
- воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству
- развивать тактильно – кинестическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- воспитывать умения понимать себя и других; формировать способность к рефлексии;
- закреплять основные виды эмоционального состояний с подгруппой детей
- развивать творческие способности детей, воображение, речь
- активизировать словарь: мягкий, теплый, рассыпчатый, шелковый
- уметь кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина)
- воспитывать умение работать в коллективе
Материал:
- песочница;
- запись спокойной музыки;
- видео - оборудование для просмотра диска с записью мультипликационного фильма «Гуси- лебеди»;
- мольберт с планом путешествия;
- пульверизаторы;
- тазик с водой для мятья рук и салфетки;
- миниатюрные фигурки: бабы Яги, диких лебедей, избушки, сестрицы, братца, печки, яблоньки, 5 – 6 яблочек, 2 мостов: красного и черного;
- кисти;
- игра «Блоки Дьенеша»; карточки-символы, соответствующие свойствам блоков: цвет (красный, желтый, синий), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий); три обруча: красный, синий, желтый;
- столы для самостоятельного творчества: на первом столе разложен материал для лепки: пластилин, глина, дощечки, стеки, салфетки, емкости с водой; на втором столе – для рисования: листы бумаги разного размера, цветные карандаши, фломастеры; на третьем – для аппликации: листы цветной бумаги, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеенки;
- картинки с изображениями эмоционального состояния людей: радость, восторг, удивление, гнев, страх, злость;
Форма занятия: подгрупповая (6 – 8 человек)
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами: «Здравствуй, это я!».
(Дети здороваются друг с другом и с педагогом)
Педагог. Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в гости в сказку. Как вы думаете, на чем можно отправиться в сказку? Какие сказочные средства передвижения вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог. Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза:
(Включается запись спокойной музыки)
Глазки закрываем,
Раз, два, три.
Сказка оживает -
Внимательно смотри!
Отрывайте глаза. Вот мы и оказались в сказке.
(Дети открывают глаза)
Педагог. Угадать, в какую сказку мы попали, нам поможет мультфильм!
(Дети рассаживаются полукругом перед телевизором и начинают просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Гуси – лебеди»)
Педагог. Ребята, вы узнали сказку? Кто из героев добрый, а кто - злой? Как вы догадались, что герой добрый или злой? По каким поступкам? Что же произошло с ее героями?
(Ответы детей)
Педагог. Ребята, что же делать бедной Сестрице? Как ей вызволить братца от бабы Яги и вернуть его домой?
(Дети высказывают свои предположения)
Педагог. Сестрице можете помочь только вы, потому что у вас доброе сердце и бесстрашный характер! Вы готовы к сложным испытаниям?
Дети. Да!
Педагог. Ну что ж, тогда – вперед!
(Педагог помещает на мольберт план – карту путешествия. Дети рассматривают ее и обсуждают прохождение пути. Затем педагог приглашает детей подойти к песочнице)
Педагог. Избушка бабы Яги стоит на горе. Где же эта гора, давайте построим ее и поселим туда бабу Ягу. Из чего будем строить?
(Ответы и предположения детей)
Педагог. Как много песка! Конечно, строить гору будем из него. Но сначала давайте с ним познакомимся!
(Дети вместе с педагогом погружают руки в песок и обследуют его, звучит спокойная музыка)
Педагог. Какой песочек на ощупь?
Дети. Мягкий, теплый, рассыпчатый, шелковый…
Педагог. А какого он цвета?
Дети. Желтый, оранжевый, бурый, коричневый…
Педагог. Что можно делать из песка?
(Ответы детей)
Педагог. Можно поскользить пальчиком по песку и почувствовать каждую песчинку, сделать отпечатки и углубления большими пальчиками, ладонью, кулачками, поиграть в песке как на пианино.
(Дети выполняют предложенные педагогом действия с песком)
Педагог. Как приятно играть с песком! А теперь давайте строить гору.
(Дети строят гору и ставят избушку на ее вершину, а рядом фигурки бабы Яги и диких лебедей. Фигурку братца, педагог прячет внутри горы – он в погребе у Яги)
Педагог. А вот и первое испытание – печка.
(Педагог ставит фигурку печки, дети отмечают на схеме первое препятствие)
Педагог. Она покажет нам дорогу, если мы испечем чудесные куличики. Из какого песка будим лепить? Что нужно добавить в песок?
(Дети пекут «Чудесные куличики»)
Педагог. Порадовали вы печь, и она указала дорогу дальше.
(Воспитатель рисует на песке дорожку, а дети «идут» пальчиками по ней)
Педагог. Вот мы с вами и преодолели первое препятствие! Но дальше опять нет дороги – прямо перед нами стоит яблонька. Она преграждает нам путь к избушке бабы Яги.
(Педагог демонстрирует детям фигурку дерева)
Педагог. Яблонька пропустит, если вы выполните ее задание. Нужно найти ее яблочки, которые засыпала песком баба Яга.
(Дети с помощью кисточек, раскапывая песок, ищут яблочки)
Педагог. Следующее испытание – молочная река, кисельные берега. Засыпала злая баба Яга реку, просит реченька освободить ее. Ребята, сделайте в песочнице реку.
(Дети разметают дно песочницы – делают реку)
Педагог. Через эту реку есть два моста – мостик радости и мостик грусти
(Педагог выставляет в песочницу мостики)
Педагог. Вам нужно выбрать каждому один из этих мостов. Как вы думаете, какой по цвету мостик радости, а какой грусти? Почему? Пройти по ним несложно, нужно лишь с помощью выражения лица, мимики эти чувства.
(Дети выбирают мостик и с помощью мимики и голоса показывают соответствующие чувства. Оставшиеся дети угадывают)
Педагог. Мы преодолели препятствия и оказались перед домом бабы Яги. Но она не сдается и дает последнее, самое сложное задание: вырастить перед ее избушкой цветы. Что же делать?
(Ответы и предположения детей)
Педагог. Помогут выполнить нам это задание – обручи и блоки. Обручи это клумбы, а блоки – цветы. Сажать цветы будем так:
- внутри красного обруча – все красные, не треугольные, большие и не тонкие цветы;
- внутри синего обруча – все синие и желтые, круглые, большие и маленькие, не толстые цветы;
- внутри желтого обруча – все желтые и синие, не квадратные, большие, толстые и тонкие цветы.
(Дети выполняют задание педагога)
Педагог. Справились мы и с последним заданием бабы Яги! Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы победить ее?
(Ответы и предположения детей)
Педагог. Я думаю, что победить злую бабу Ягу мы сумеем, если от всего сердца ее похвалим. А как вы думаете, почему добрые слова могут превратить злую бабу Ягу в добрую?
(Ответы и рассуждения детей)
Педагог. От ваших добрых слов, действительно, баба Яга стала доброй и решила отпустить братца на волю. Да вот ключ от погреба потеряла! Что же делать?
(Ответы детей)
Педагог. Возьмите кисточки и осторожно освободите вход в погреб, где сидит братец.
(Дети с помощью кисточек, аккуратно раскапывают песок)
Педагог. Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными, преодолели все препятствия. Скажите, что было самым трудным, что – самым радостным в дороге?
(Педагог предлагает детям положит руки на песок и поделиться впечатлениями. Дети выполняют задание)
Педагог. Вы не побоялись злой бабы Яги и спасли братца! Но ведь теперь баба Яга останется одна дома. Ей не с кем поговорить, не кому почитать сказки. Чем же мы можем ей помочь?
(Ответы и предположения детей)
Педагог. Ребята, давайте оставим бабе Яге новых друзей! Согласны?
Дети. Да!
Педагог. А кто может стать другом бабы Яги?
(Ответы и рассуждения детей)
Педагог. Друзьями могут стать зверюшки, которые живут в лесу: зайцы, лисы, медведи и белки!
Педагог. Как вы думаете, как их можно сделать?
(Ответы и предположения детей)
Педагог. Можно их слепить из пластилина или глины, нарисовать карандашами или фломастерами, склеить из бумаги.
(Дети подходят к столам. На первом столе разложен материал для лепки. На втором столе – для рисования. На третьем – для аппликации. Дети по своему желанию выбирают себе работу и преступают к ее выполнению. Готовую работу - «друга» дети ставят в песочницу, рядом с бабой Ягой)
Педагог. Молодцы, ребята! Сколько новых друзей появилось у бабы Яги! Она говорит вам: «Большое спасибо!». А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза:
(Включается запись спокойной музыки)
Глазки закрываем,
Раз, два, три.
Сказку покидаем -
Только не грусти!
Отрывайте глаза. Вот мы оказались снова в детском саду.
(Дети открывают глаза)
Педагог. Ребята, вам понравилось путешествие в сказку? Кого мы выручали из беды? Как помогали? Что было самое трудное? Что запомнилось?
(Ответы и рассуждения детей)
Рефлексия. Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
(Дети выполняют задание педагога)