Занятие по развитию эмоциональной сферы «Путешествие в сказку "Гуси-лебеди"»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Задачи:

  • создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение у детей;
  • продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба; формировать умения действовать в соответствии с ними;
  • воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству
  • развивать тактильно – кинестическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • воспитывать умения понимать себя и других; формировать способность к рефлексии;
  • закреплять основные виды эмоционального состояний с подгруппой детей
  • развивать творческие способности детей, воображение, речь
  • активизировать словарь: мягкий, теплый, рассыпчатый, шелковый
  • уметь кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина)
  • воспитывать умение работать в коллективе

Материал:

  • песочница;
  • запись спокойной музыки;
  • видео - оборудование для просмотра диска с записью мультипликационного фильма «Гуси- лебеди»;
  • мольберт с планом путешествия;
  • пульверизаторы;
  • тазик с водой для мятья рук и салфетки;
  • миниатюрные фигурки: бабы Яги, диких лебедей, избушки, сестрицы, братца, печки, яблоньки, 5 – 6 яблочек, 2 мостов: красного и черного;
  • кисти;
  • игра «Блоки Дьенеша»; карточки-символы, соответствующие свойствам блоков: цвет (красный, желтый, синий), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий); три обруча: красный, синий, желтый;
  • столы для самостоятельного творчества: на первом столе разложен материал для лепки: пластилин, глина, дощечки, стеки, салфетки, емкости с водой; на втором столе – для рисования: листы бумаги разного размера, цветные карандаши, фломастеры; на третьем – для аппликации: листы цветной бумаги, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеенки;
  • картинки с изображениями эмоционального состояния людей: радость, восторг, удивление, гнев, страх, злость;

Форма занятия: подгрупповая (6 – 8 человек)

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами: «Здравствуй, это я!».

(Дети здороваются друг с другом и с педагогом)

Педагог. Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в гости в сказку. Как вы думаете, на чем можно отправиться в сказку? Какие сказочные средства передвижения вы знаете?

(Ответы детей)

Педагог. Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза:

(Включается запись спокойной музыки)

Глазки закрываем,
Раз, два, три.
Сказка оживает -
Внимательно смотри!

Отрывайте глаза. Вот мы и оказались в сказке.

(Дети открывают глаза)

Педагог. Угадать, в какую сказку мы попали, нам поможет мультфильм!

(Дети рассаживаются полукругом перед телевизором и начинают просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Гуси – лебеди»)

Педагог. Ребята, вы узнали сказку? Кто из героев добрый, а кто - злой? Как вы догадались, что герой добрый или злой? По каким поступкам? Что же произошло с ее героями?

(Ответы детей)

Педагог. Ребята, что же делать бедной Сестрице? Как ей вызволить братца от бабы Яги и вернуть его домой?

(Дети высказывают свои предположения)

Педагог. Сестрице можете помочь только вы, потому что у вас доброе сердце и бесстрашный характер! Вы готовы к сложным испытаниям?

Дети. Да!

Педагог. Ну что ж, тогда – вперед!

(Педагог помещает на мольберт план – карту путешествия. Дети рассматривают ее и обсуждают прохождение пути. Затем педагог приглашает детей подойти к песочнице)

Педагог. Избушка бабы Яги стоит на горе. Где же эта гора, давайте построим ее и поселим туда бабу Ягу. Из чего будем строить?

(Ответы и предположения детей)

Педагог. Как много песка! Конечно, строить гору будем из него. Но сначала давайте с ним познакомимся!

(Дети вместе с педагогом погружают руки в песок и обследуют его, звучит спокойная музыка)

Педагог. Какой песочек на ощупь?

Дети. Мягкий, теплый, рассыпчатый, шелковый…

Педагог. А какого он цвета?

Дети. Желтый, оранжевый, бурый, коричневый…

Педагог. Что можно делать из песка?

(Ответы детей)

Педагог. Можно поскользить пальчиком по песку и почувствовать каждую песчинку, сделать отпечатки и углубления большими пальчиками, ладонью, кулачками, поиграть в песке как на пианино.

(Дети выполняют предложенные педагогом действия с песком)

Педагог. Как приятно играть с песком! А теперь давайте строить гору.

(Дети строят гору и ставят избушку на ее вершину, а рядом фигурки бабы Яги и диких лебедей. Фигурку братца, педагог прячет внутри горы – он в погребе у Яги)

Педагог. А вот и первое испытание – печка.

(Педагог ставит фигурку печки, дети отмечают на схеме первое препятствие)

Педагог. Она покажет нам дорогу, если мы испечем чудесные куличики. Из какого песка будим лепить? Что нужно добавить в песок?

(Дети пекут «Чудесные куличики»)

Педагог. Порадовали вы печь, и она указала дорогу дальше.

(Воспитатель рисует на песке дорожку, а дети «идут» пальчиками по ней)

Педагог. Вот мы с вами и преодолели первое препятствие! Но дальше опять нет дороги – прямо перед нами стоит яблонька. Она преграждает нам путь к избушке бабы Яги.

(Педагог демонстрирует детям фигурку дерева)

Педагог. Яблонька пропустит, если вы выполните ее задание. Нужно найти ее яблочки, которые засыпала песком баба Яга.

(Дети с помощью кисточек, раскапывая песок, ищут яблочки)

Педагог. Следующее испытание – молочная река, кисельные берега. Засыпала злая баба Яга реку, просит реченька освободить ее. Ребята, сделайте в песочнице реку.

(Дети разметают дно песочницы – делают реку)

Педагог. Через эту реку есть два моста – мостик радости и мостик грусти

(Педагог выставляет в песочницу мостики)

Педагог. Вам нужно выбрать каждому один из этих мостов. Как вы думаете, какой по цвету мостик радости, а какой грусти? Почему? Пройти по ним несложно, нужно лишь с помощью выражения лица, мимики эти чувства.

(Дети выбирают мостик и с помощью мимики и голоса показывают соответствующие чувства. Оставшиеся дети угадывают)

Педагог. Мы преодолели препятствия и оказались перед домом бабы Яги. Но она не сдается и дает последнее, самое сложное задание: вырастить перед ее избушкой цветы. Что же делать?

(Ответы и предположения детей)

Педагог. Помогут выполнить нам это задание – обручи и блоки. Обручи это клумбы, а блоки – цветы. Сажать цветы будем так:

  • внутри красного обруча – все красные, не треугольные, большие и не тонкие цветы;
  • внутри синего обруча – все синие и желтые, круглые, большие и маленькие, не толстые цветы;
  • внутри желтого обруча – все желтые и синие, не квадратные, большие, толстые и тонкие цветы.

(Дети выполняют задание педагога)

Педагог. Справились мы и с последним заданием бабы Яги! Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы победить ее?

(Ответы и предположения детей)

Педагог. Я думаю, что победить злую бабу Ягу мы сумеем, если от всего сердца ее похвалим. А как вы думаете, почему добрые слова могут превратить злую бабу Ягу в добрую?

(Ответы и рассуждения детей)

Педагог. От ваших добрых слов, действительно, баба Яга стала доброй и решила отпустить братца на волю. Да вот ключ от погреба потеряла! Что же делать?

(Ответы детей)

Педагог. Возьмите кисточки и осторожно освободите вход в погреб, где сидит братец.

(Дети с помощью кисточек, аккуратно раскапывают песок)

Педагог. Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными, преодолели все препятствия. Скажите, что было самым трудным, что – самым радостным в дороге?

(Педагог предлагает детям положит руки на песок и поделиться впечатлениями. Дети выполняют задание)

Педагог. Вы не побоялись злой бабы Яги и спасли братца! Но ведь теперь баба Яга останется одна дома. Ей не с кем поговорить, не кому почитать сказки. Чем же мы можем ей помочь?

(Ответы и предположения детей)

Педагог. Ребята, давайте оставим бабе Яге новых друзей! Согласны?

Дети. Да!

Педагог. А кто может стать другом бабы Яги?

(Ответы и рассуждения детей)

Педагог. Друзьями могут стать зверюшки, которые живут в лесу: зайцы, лисы, медведи и белки!

Педагог. Как вы думаете, как их можно сделать?

(Ответы и предположения детей)

Педагог. Можно их слепить из пластилина или глины, нарисовать карандашами или фломастерами, склеить из бумаги.

(Дети подходят к столам. На первом столе разложен материал для лепки. На втором столе – для рисования. На третьем – для аппликации. Дети по своему желанию выбирают себе работу и преступают к ее выполнению. Готовую работу - «друга» дети ставят в песочницу, рядом с бабой Ягой)

Педагог. Молодцы, ребята! Сколько новых друзей появилось у бабы Яги! Она говорит вам: «Большое спасибо!». А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза:

(Включается запись спокойной музыки)

Глазки закрываем,
Раз, два, три.
Сказку покидаем -
Только не грусти!

Отрывайте глаза. Вот мы оказались снова в детском саду.

(Дети открывают глаза)

Педагог. Ребята, вам понравилось путешествие в сказку? Кого мы выручали из беды? Как помогали? Что было самое трудное? Что запомнилось?

(Ответы и рассуждения детей)

Рефлексия. Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.

(Дети выполняют задание педагога)