Игра "Звездный час" по теме "Моллюски"

Разделы: Биология


Детям всегда нравятся предметные игры, особенно те, в которых присутствует элемент соревнования. Формы их проведения различны, но в методике подготовки много общего. Так, готовясь к игре «Звездный час «Моллюски», я предложила детям для подготовки как книжные, так и сетевые источники информации. При проведении игры использовала презентацию, что позволило не только оживить проведение игры, сделать ее более красочной, но и упростить процесс управления ею. В подборе материала для оформления презентации большую активность проявили дети: за месяц до игры они получили задание и стали активно собирать материал. Подбором вопросов к материалу и оформлением презентации занимался учитель вместе с центром подготовки, включающих членов кружка, которые изъявили желание и согласились сами не участвовать в конкурсе. Использование этого материала стало приятным сюрпризом для учащихся и оживило проведение игры. Весь ход игры сопровождался демонстрацией презентации.

Цели игры:

  • подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний,
  • продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • формировать интерес к предмету, стремление защищать живых обитателей Земли и охранять среду их обитания.

Игра проводится по окончании изучения темы. Задания к игре даются заранее, участники соревнования проходят отборочный тур, болельщикам также дается задание по подготовке.

Ход мероприятия

Конкурс 1. «Один из восьми»

На экране представлены названия восьми моллюсков под номерами.

1 тридакна 2 корабельный червь 3 каури 4 каракатица
5 устрица 6 большой прудовик 7 голый слизень 8 перловица

Ведущий задает вопросы, конкурсанты отвечают сигнальными карточками.

  1. Из этого моллюска получают речной жемчуг.
  2. Этот моллюск – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
  3. Длина раковины этого моллюска до 1,5 м.
  4. Его раковины используют на некоторых островах как деньги.
  5. Этот моллюск питается древесиной.
  6. Выделения этого моллюска используют для изготовления туши.
  7. Этого моллюска А.П. Чехов использовал для названия рассказа.
  8. У этого моллюска глаза на щупальцах.

Ответы: 1 – №8; 2 – №6; 3 – №1; 4 – №3; 5 – №2; 6 – №4; 7 – №5; 8 – №7.

В игре остаются три участника, набравшие наименьшее число баллов получают утешительный приз.

Конкурс 2. «Один из четырех»

«Брюхоногие»

1 рапана 2 прудовик
3 катушка 4 виноградная улитка
  1. Этот моллюск не может жить в воде.
  2. Этот моллюск живет только в морской воде.
  3. Используется как деликатес.
  4. Бывает большим и малым.
  5. Название дано за форму раковины.
  6. Моллюск завезен к нам из Италии.

Ответы: 1 – №4; 2 – №1; 3 – №4; 4 – №2; 5 – №3; 6 – №4.

«Головоногие»

1 наутилус 2 осьминог
3 кальмар 4 каракатица
  1. Иначе его называют «спрут».
  2. Он имеет раковину.
  3. Почему-то его именем называют неуклюжих людей.
  4. Он развивает самую большую скорость передвижения.

Ответы: 1 – №2; 2 – №1; 3 – №4; 4 – №3.

«Двустворчатые»

1 гребешок 2 мидия
3 устрица 4 беззубка
  1. Он образует биссус.
  2. Не используется в качестве деликатеса.
  3. Плавает с помощью раковины.
  4. Единственный из четырех живет в пресной воде.

Ответы: 1 – №3; 2 – №4; 3 – №1; 4 – №4

По результатам этого конкурса участник покидает игру с утешительным призом.

Конкурс 3. «Словесная дуэль»

Участники соревнуются, кто за пять минут составит больше слов из слова КАРАКАТИЦА.

Конкурс болельщиков.

  1. Какие части различают в теле моллюсков.
  2. Из чего состоит раковина моллюска?
  3. У каких моллюсков наиболее развита нервная система?
  4. У какого класса нет головы?
  5. Что такое парусник?
  6. У каких моллюсков есть череп?
  7. Что такое мантия?
  8. Что такое перламутр?
  9. Для чего моллюски используют терку?
  10. У всех ли моллюсков двусторонняя симметрия?
  11. Что такое устье раковины?
  12. Что такое зубы моллюсков?
  13. У каких моллюсков есть клюв?
  14. Почему у моллюсков голубая кровь?

Подведение итогов и награждение победителя.

Источники информации:

  1. Боброва Т.А., Гуфельд И.М. «Ботаника. Зоология. Для школьников и абитуриентов». М., «Рипол классик», 1999.
  2. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучшенко В.С. «Биология. Животные». М., «Вентана Граф», 2006.
  3. Лернер И.Г. «Уроки зоологии». М., «Лист», 1988.
  4. Молис С.А. (составитель) «Книга для чтения по зоологии». М., «Просвещение», 1988.
  5. Никитов А.И., Шарова И.Х. «Биология: животные». М., «Просвещение», 1994.
  6. www.ecology.ru
  7. www.diary.ru
  8. fotki.yandex.ru
  9. aguafar.dt.ua
  10. planetadruzey.ru