Детям всегда нравятся предметные игры, особенно те, в которых присутствует элемент соревнования. Формы их проведения различны, но в методике подготовки много общего. Так, готовясь к игре «Звездный час «Моллюски», я предложила детям для подготовки как книжные, так и сетевые источники информации. При проведении игры использовала презентацию, что позволило не только оживить проведение игры, сделать ее более красочной, но и упростить процесс управления ею. В подборе материала для оформления презентации большую активность проявили дети: за месяц до игры они получили задание и стали активно собирать материал. Подбором вопросов к материалу и оформлением презентации занимался учитель вместе с центром подготовки, включающих членов кружка, которые изъявили желание и согласились сами не участвовать в конкурсе. Использование этого материала стало приятным сюрпризом для учащихся и оживило проведение игры. Весь ход игры сопровождался демонстрацией презентации.
Цели игры:
- подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний,
- продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации;
- формировать интерес к предмету, стремление защищать живых обитателей Земли и охранять среду их обитания.
Игра проводится по окончании изучения темы. Задания к игре даются заранее, участники соревнования проходят отборочный тур, болельщикам также дается задание по подготовке.
Ход мероприятия
Конкурс 1. «Один из восьми»
На экране представлены названия восьми моллюсков под номерами.
1 тридакна | 2 корабельный червь | 3 каури | 4 каракатица |
5 устрица | 6 большой прудовик | 7 голый слизень | 8 перловица |
Ведущий задает вопросы, конкурсанты отвечают сигнальными карточками.
- Из этого моллюска получают речной жемчуг.
- Этот моллюск – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
- Длина раковины этого моллюска до 1,5 м.
- Его раковины используют на некоторых островах как деньги.
- Этот моллюск питается древесиной.
- Выделения этого моллюска используют для изготовления туши.
- Этого моллюска А.П. Чехов использовал для названия рассказа.
- У этого моллюска глаза на щупальцах.
Ответы: 1 – №8; 2 – №6; 3 – №1; 4 – №3; 5 – №2; 6 – №4; 7 – №5; 8 – №7.
В игре остаются три участника, набравшие наименьшее число баллов получают утешительный приз.
Конкурс 2. «Один из четырех»
«Брюхоногие»
1 рапана | 2 прудовик |
3 катушка | 4 виноградная улитка |
- Этот моллюск не может жить в воде.
- Этот моллюск живет только в морской воде.
- Используется как деликатес.
- Бывает большим и малым.
- Название дано за форму раковины.
- Моллюск завезен к нам из Италии.
Ответы: 1 – №4; 2 – №1; 3 – №4; 4 – №2; 5 – №3; 6 – №4.
«Головоногие»
1 наутилус | 2 осьминог |
3 кальмар | 4 каракатица |
- Иначе его называют «спрут».
- Он имеет раковину.
- Почему-то его именем называют неуклюжих людей.
- Он развивает самую большую скорость передвижения.
Ответы: 1 – №2; 2 – №1; 3 – №4; 4 – №3.
«Двустворчатые»
1 гребешок | 2 мидия |
3 устрица | 4 беззубка |
- Он образует биссус.
- Не используется в качестве деликатеса.
- Плавает с помощью раковины.
- Единственный из четырех живет в пресной воде.
Ответы: 1 – №3; 2 – №4; 3 – №1; 4 – №4
По результатам этого конкурса участник покидает игру с утешительным призом.
Конкурс 3. «Словесная дуэль»
Участники соревнуются, кто за пять минут составит больше слов из слова КАРАКАТИЦА.
Конкурс болельщиков.
- Какие части различают в теле моллюсков.
- Из чего состоит раковина моллюска?
- У каких моллюсков наиболее развита нервная система?
- У какого класса нет головы?
- Что такое парусник?
- У каких моллюсков есть череп?
- Что такое мантия?
- Что такое перламутр?
- Для чего моллюски используют терку?
- У всех ли моллюсков двусторонняя симметрия?
- Что такое устье раковины?
- Что такое зубы моллюсков?
- У каких моллюсков есть клюв?
- Почему у моллюсков голубая кровь?
Подведение итогов и награждение победителя.
Источники информации:
- Боброва Т.А., Гуфельд И.М. «Ботаника. Зоология. Для школьников и абитуриентов». М., «Рипол классик», 1999.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучшенко В.С. «Биология. Животные». М., «Вентана Граф», 2006.
- Лернер И.Г. «Уроки зоологии». М., «Лист», 1988.
- Молис С.А. (составитель) «Книга для чтения по зоологии». М., «Просвещение», 1988.
- Никитов А.И., Шарова И.Х. «Биология: животные». М., «Просвещение», 1994.
- www.ecology.ru
- www.diary.ru
- fotki.yandex.ru
- aguafar.dt.ua
- planetadruzey.ru