Задачи урока:
- Познакомить с буквой Ю. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ю.
- Показать особенность начертания строчной буквы ю и соединение с другими буквами.
- Формировать навык чтения и развивать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Разминка. Упражнение, развивающее подвижность речевого аппарата.
АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ УАЭИОЫ
(Дети произносят четко и громко).
II. Постановка проблемы
Уч-ль:
Внимание! Внимание!
Поезд отправляется!
Немедленно отправляется
От станции Москва
В страну звуков.
(На доске)
(магнитная азбука )
Уч-ль: Посмотрите,ребята, кто сидит в кабине машиниста? Какие буквы?
Дети: (Буквы жэ, ша)
Уч-ль: Почему тепловоз синего цвета?
Дети: (Машинистами работают буквы, которые всегда обозначают твердые согласные звуки)
Уч-ль: Произнесите их.
Уч-ль: А почему вагон №1 красного цвета.
Дети: (Потому что там сидят гласные буквы, это хитрые буквы, они могут обозначать два звука).
Уч-ль: А какие буквы сидят в вагоне №2?
Дети: (ча, ща, й краткое)
Уч-ль: Какие звуки обозначают эти буквы? Произнесите. Дети: ч, щ, й.
Уч-ль: Почему их вагон зеленого цвета? Дети: Эти буквы обозначат мягкие звуки.
Уч-ль: В вагоне №3 сидят буквы, которые все время поют. Я возмущена!
Дети: (Так они же,гласные, обозначают твердость согласных на письме.)
Уч-ль: Ну что же пора отправляться... Подождите к машинистам хотят сесть две гласные буквы И и Ы. Как вы думаете кого из них согласятся везти в кабине буквы Ж и Ш?
Дети: (И – потому что жи-ши пишу с буквой и).
Уч-ль: (Куда посадим Аи Ы?)
Дети: (В вагон №3)
Работа по учебнику Азбука.
Уч-ль: Откройте страницу 72. Кто знает эту букву. Сформулируйте тему нашего урока.
Дети: (Буква Ю. Написание строчной буквы ю).
(Учитель изображает, что буква ю, что -то говорит)
ПРОБЛЕМА
Уч-ль: Буква Ю говорит, что она хочет тоже поехать с нами в страну звуков. Но прежде, чем посадить букву Ю в вагон, мы должны узнать какие звуки обозначает буква Ю.
III. Решение проблемы
Работа в учебнике.
Учитель: Посмотрите, у вас на кубиках нарисованы предметы. Назовите.
(На доске картинки, где изображена юбка, люстра. С помощью магнитных схем звуков, дети делают звуко-буквенный анализ слов юбка, люстра.)
Уч-ль: Какие первые звуки вы слышите в слове юбка [ й ] [ у ]
Уч-ль: Какой буквой обозначают эти два звука? (буквой ю).
Уч-ль: Какой первый звук мы слышим в слове люстра? [ л' ]
(Появляются бабочки на магнитах)
Уч-ль: Ребята,посмотрите какие красивые бабочки к нам прилетели. Явам расскажу историю. Эти бабочки необычные. Они садятся только на буквы е,ё, ю, я. Но как только они видят перед собой согласную, они перелетают на согласную букву, стоящую впереди, кроме Ч и Щ. И когда бабочка перелетает, остается над буквой е, ё, ю, я только один звук.
(Одевание схемы-человечка буквы Ю )
Дети в учебнике, учитель на доске.
Вывод
Уч-ль: Так куда же мы посадим букву Ю? В какой вагон?
Дети: (В вагон №1. Так как эта буква может обозначать два звука.)
IV. ПРОПИСИ страница 33
1) Уч-ль: Ребята, какие буквы имеют общие элементы с буквой Ю.
Дети: (Буква Н и буква О)
(Ученик пишет букву н и о. Обводит на доске общие элементы. Дети обводят в прописях).
2) Показ написания учителем строчной буквы ю на доске.
– Пишу,как букву н, вторая часть – как буква о. Первый элемент соединяется со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего. Обведение буквы Ю по ладошке, затем обведение по светлым линиям.
Уч-ль: Подчеркните синим карандашом самую красивую букву Ю.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
АЗБУКА страница 72. Чтение слога, затем слова. которое начинается с этого слога. Обозначение звуков цветными точками.
V. Итог урока.
Уч-ль :Расскажите о букве Ю.
Задание на внимание.
Групповая работа. На каждую парту раздается карточка.
КЛНЮЛАРАСТУХФКЛЮВДЫНАРАСАЛЮТЮГМНКЛТСЮБКАПРОЮТВАКГ
– Найдите слова, которые спрятались в этой телеграмме. (Юла, клюв, салют, юг, юбка.)