Цели урока: учить устанавливать связь между материалом и способом применения одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности; развивать умение ориентироваться в многообразии материалов, используемых для создания одежды; воспитывать бережное отношение к предметам одежды; уважение к труду людей, которые занимаются созданием материалов и пошивом одежды.
Материал: нарядная кукла, образцы различных тканей, меха, иголки, нитки, пуговицы, кружева, разноцветная тесьма, ножницы, бумажные силуэты платьев и цветные карандаши.
Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришла красавица – кукла Настя. Она – большая мастерица. Настя принесла с собой эти предметы (показ слайда 2): иголки, нитки, ткань, кружево и т.д. Угадайте, чем она больше всего любит заниматься.
Ответы детей.
Педагог. Правильно Настя любит шить, все эти предметы для пошива одежды. А вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю. Если хотите и вам расскажу.
Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра и дождя. Стали они думать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные, которым не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо – подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных (показ слайда 3). И в наше время люди носят одежду из шкур животных. Вы знаете, какая это одежда?
Ответы детей. Шубы, унты, шапки (показ слайда 4).
Педагог. Но в этой одежде было неудобно в теплое время года. Как вы думаете почему?
Ответы детей. Такая одежда тяжелая, летом в ней жарко.
Педагог. Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава – лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно – ткань. Из такой ткани можно было изготовить себе одежду. А теперь посмотрите, как в наше время люди научились перерабатывать лен (показ слайда 5). Посмотрите ребята, какой красивый цветок – лен. Видите, огромное поле. Когда лен созреет, его собирают и везут на завод. Там его перерабатывают и из него получают нити, а уж из них ткут вот такую ткань, а затем шьют вот такую красивую одежду.
А еще люди научились получать ткань из другого растения – хлопка (показ слайда 6). Ребята посмотрите, какое интересное растение – хлопок. Вот это хлопковое поле. После того как коробочка хлопка созреет ее собирают и везут на завод по переработке хлопка, (показ слайда 7) там его очищают и прядут нити, их красят в яркие цвета. Из нитей ткут ткань, и шьют красивую одежду.
Но самое необычное из чего люди решили себе сшить одежду это – шелк. Я вам покажу, как его изготовляют (показ слайда 8). На тутовом дереве живет удивительная гусеница, которая питается его листьями. Наступает время, когда гусеница оплетает себя тончайшей ниточкой, и получается кокон из одной непрерывной нити. Люди собирают эти коконы на фабрику, где и разматывают их. Получившуюся нить окрашивают в разные цвета и ткут тончайшую, нежную ткань, из нее шьют одежду.
Человек очень изобретательный, он придумал, как получить одежду из шерсти животных (показ слайда 9). Вот эти животные дают человеку шерсть. Некоторых животных стригут, из других вычесывают шерсть. Дальше ее очищают и прядут на фабриках или дома на прялках. Окрашивают в красивые цвета и вяжут одежду на спицах или на фабрике на станках (слайд 10). Скажите какую, вязаную одежду вы знаете?
Ответы детей.
Педагог. Люди старались сделать одежду не только удобной, но и красивой (показ слайда 11). Люди украшали одежду с помощью вышивки, кружев, орнамента, бисера (показ слайда12). Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду?
Ответы детей.
Педагог. А теперь Настеньке пора домой. Она хочет сшить платья для своих подружек – кукол. Давайте придумаем и нарисуем новые узоры для их платьев. Дети проходят к столам, где для каждого ребенка приготовлено: силуэт платья и цветные карандаши. В конце занятия ребята дарят кукле свои рисунки.
Использованная литература:
- О.В. Дыбина, Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду планы и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром, Мозаика – Синтез, Москва, 2010 год.
- “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, Мозаика – Синтез, Москва, 2010 год.